Главная » Дети школьного возраста



Старший школьный возраст психологическая характеристика

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты

Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста

В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 16 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних и старших классах школы.

Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.

Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует.

Подросток подвергается воздействию могучих сил как бы распирающих его изнутри, в каком-то смысле, разрывающих его на части. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические процессы, связанные с интенсивным созреванием организма. Эти процессы оказывают воздействие как на самих подростков, так и на родителей. На проблемы, связанные с физиологией накладывается вторичное, так сказать, обострение кризисов, характерных для предшествующих стадий развития ребенка. Автономия и инициатива мощно и иногда неадекватно проявляются в потребности получить власть над собственной жизнью. В том, насколько это удается сделать и в какой степени успешным оказывается подросток в реализации этой власти - проявляется конфликт предыдущей стадии: компетентность - неуспешность. И, наконец, все названное происходит на фоне того, насколько внешний мир и, в первую очередь, родители готовы понимать и принимать происходящее. Что соответствует конфликту самой первой стадии человеческой жизни: доверие - недоверие. По мнению Э.Эриксона, одна из основных задач подросткового возраста - интеграция элементов идентичности личности, сформированных в той или иной степени ранее.

В реальной семейной жизни и в отношениях с родителями этот процесс часто проявляется в психологическом шараханье ребенка из одной крайности в другую. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного пятилетку. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным во, вроде бы, уже давно оговоренных и привычных делах, связанных с уборкой собственной комнаты и походом за хлебом. Происходят заметные, иногда кардинальные изменения привычек, сложившихся стереотипов поведения, способов проведения досуга и круга общения.

Понятно, что такие пертурбации нагнетают напряжение в семье, задают неровный, рваный ритм жизни для всех ее членов. Более того, поскольку большинство подростков ведут себя таким образом не только дома, но и в принципе по жизни , это создает объективно сложные, иногда критические ситуации, расхлебывать которые нередко приходится мамам и папам. В основе поведения подростка лежит острая потребность в обретении власти и контроля над собственной жизнью. Желание присвоить ее. И ощущение - с объективной точки зрения частью соответствующее действительностью, а частью иллюзорное по отношению к реальному положению вещей - что он уже способен на это.

Стремление к автономии проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в мире этих странных взрослых . Вместе с тем, на более глубоких уровнях не только психологического, но и, так сказать, житейского бытия потребность во внешнем авторитете более опытном и дееспособном сохраняется. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов с очевидностью вытекающих из данной ситуации.

Copyright 2016 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru

Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является старший подростковый возраст. Чем же он характеризуется?

Анализ характера юных переживаний показывает, какую мощную роль в них играет стремление к выяснению своей личности, к собственному обнаружению. Эта черта не является частным проявлением только в этой сфере. Всем хорошо знакомо явление, как юность любит чувствовать себя непонятой, одинокой в своих исканиях, увлекаясь мыслью, что обыденные люди не в состоянии понять ее незаурядную натуру и так далее. Черта исканий присуща юности как ее типическая черта. Ее может опекать сам принцип исканий, так сказать. Формальное искание, когда юная молодежь больше ощущает свое настроение, а назвать его не может, потому что они только своего рода вопросительный импульс, часто больше самоощущение, чем реальная конкретная потребность.

Интерес к субъективному миру, внутренний мир, как большой мир, как постоянное явление, открывается именно в юности.

В письменных работах, имея возможность высказаться перед учителем литературы более свободно, без свидетелей, ученики зачастую обнаруживают удивительную готовность раскрыться, сообщить о своих переживаниях, о возвышенных мыслях.

Конечно, не каждому педагогу, даже преподавателю литературы, дано вызывать к себе со стороны учеников отношение, при котором для них становится естественным приоткрывать свой внутренний мир и ожидать одобрений или совета. Старшеклассники внимательно, оценивающе наблюдают за педагогами. Как уже отмечалось, они не прощают профессиональной слабости, мелочности характера — всего, что принижает достоинство учителя.

Знакомство с примерами доблестей людских, в жизни или в произведениях искусства, во многих, случаях явно задевает их за живое: юноши особенно чувствительны к упоминаниям о славе, девушки — к раскрытию чувств.

В этом возрасте особое отношение к выдающимся людям — характерный симптом новой ступени развития личности. У старшеклассников их устремления, дела и поступки, их жизненный тонус уже во многом обусловлены нравственными связями с людьми.

Ранняя юность склонна увлекаться людьми и доверять им. Душевные силы, ищущие себе применения, жажда подвигов и жажда любви и неспособность еще к подлинной самостоятельности как бы требуют веры в людей, кото­рых можно было бы брать за образец, располагают к готовности следовать за ними.

Поэтому отношение старшеклассников к преподавателям во многих случаях пристрастное и как бы лично заинтересованное. Учащиеся тянутся к возможным духов­ным руководителям, нуждаются в них.

Именно возрастными особенностями старшеклассников следует признать такие черты, проявляющиеся в отношении к некоторым педагогам, как искание идейного и нравственного руководства, возросшая эмоциональная отзывчивость. По-видимому, эти особенности школьников 15-16 лет имеют ближайшее отношение к их дальнейшему духовному росту и могут быть отнесены к предпосылкам общего развития. В самой учебной деятельности учеников старших классов отчетливо проступают черты, характеризующие особые возможности этого возраста.

Сравнивая старшеклассников с учениками средних классов, прежде всего нельзя не заметить решительного сдвига в активности теоретической мысли. Школьники 15-16 лет очень часто обнаруживают повышенный интерес к самостоятельному обсуждению самых различных проблем. Споры друг с другом, дискуссии на уроках, участие в школьных диспутах, по-видимому, отвечают насущной потребности возраста.

Некоторые обобщения преподавателей на уроках зачастую вызывают оживление в классах, пробуждают самостоятельную мысль. Чаще, увереннее звучит теперь на уроках вопрос «почему?». Находятся ученики, склонные усомниться в выводах, готовые пуститься в рассуждения, даже независимо от того, велики ли у них фактические знания.

Материалы по педагогике:

Понятие психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или гр.

Создание и развитие системы начального музыкального образования в г.Белгороде
С малых лет следует приучать ребенка усваивать красоту звука. Ребенок должен слушать прекрасную музыку и пение, его необходимо приобщать к музыкальной культуре, чтобы музыка стала его эстетической потребностью. Но сейчас музыка звучит разная, очень много музыки некачественной. Разобраться в ней пом.

Формирование умений и навыков
Одной из основных образовательных целей обучения математике является овладение системой математических знаний, умений и навыков. Так как обучение применению алгоритмического метода невозможно без овладения определёнными умениями и навыками остановимся коротко на психологическом аспекте данного вопр.

Старший школьный возраст это:

Смотреть что такое Старший школьный возраст в других словарях:

старший школьный возраст — vyresnysis mokyklinis amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo 15 iki 18 metų – augimo ir organizmo brendimo pabaigos laikotarpis. atitikmenys: angl. senior school age vok. Jugendalter, n rus. старший … Sporto terminų žodynas

Старший школьный возраст — Возраст, соответствующий школьному обучению в 9–11 классах … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — первый период юности, соответствующий возрасту 15 17 (18) лет (см. также Юность, Юношеский возраст) … Психомоторика: cловарь-справочник

Школьный возраст — Школьный возраст определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, … Википедия

Школьный возраст — Возраст с начала и до конца периода обучения в школе – с 6 до 17 лет. Подразделяется на младший (6–10 лет), средний (11–14) и старший (15–17 лет) возраст … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — период развития человека от 6 7 лет до 17 18 лет; подразделяется на младший Ш. в. от 6 7 лет до 11 лет, средний Ш. в. от 11 до 15 лет и старший Ш. в. от 15 до 17 18 лет … Психомоторика: cловарь-справочник

возраст (в психологии) — конкретная, относительно ограниченная по времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с развитием индивидуальных … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В. выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает … Большая психологическая энциклопедия

Возраст — I Возраст Различают В. хронологический (паспортный, или календарный) период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью … Медицинская энциклопедия

Возраст — человека, этап развития Человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности (См. Личность) и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями. Будучи этапом … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Повесть о Дмитрии Шостаковиче. Бессмертие. Матвеева Елена Александровна. Книга Елены Матвеевой рассказывает о жизни и творчестве великого российского композитора двадцатого века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Интересующийся музыкой юный читатель узнает об Подробнее Купить за 737 руб
  • Сказки Лунного короля. Тищенко Николай. Врач по профессии, сказочник по призванию, Николай Владимирович Тищенко этим сборником открывает свой сказочный мир, на создание которого ушло двадцать два года. Книга рассчитана на средний и Подробнее Купить за 569 руб
  • Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду. Новоторцева Надежда Вячеславовна. В методическом пособии раскрыты закономерности речевого развития дошкольника, критерии оценки детской речи и возрастные показатели ее развития. Практический дидактический материал представлен Подробнее Купить за 97 руб
Другие книги по запросу Старший школьный возраст

Источники: http://www.listeducation.ru/liweps-44-1.html, http://www.solideducator.ru/refeds-356-1.html, http://dic.academic.ru/dic.nsf/seksolog/768

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Лечение ларингита у детей 3 лет

Ларингит у ребенка далее...

Кашель со рвотой у ребенка лечить

Отчего возникает рвота после кашля? Сильный сухой далее...

Беременность и ветрянка у старшего ребенка

Ветрянка при беременности Ветрянка далее...

Популярные статьи