Главная » Дети школьного возраста



Толерантность старшем школьном возрасте

Воспитание толерантности у старших дошкольников

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время очень мало. Однако на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
«Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» — так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
— этика и стратегия ненасилия;
— идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
— необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т.д.
Россия — многонациональное государство, поэтому уже с до-школьного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т.д. В их основе лежат следующие факторы:
— детская непосредственность;
— ограниченный жизненный опыт;
— отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними;
— детская бестактность и т.д.
Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением (исследователи Волков Г. Н. Парамонова Л. Л.).
На мой взгляд необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.
Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, особенно в последние годы, по воспитанию у детей доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, практические работники все- таки недостаточно используют все пути, средства и методы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь этнической толерантности и гражданской идентичности в старшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности Психология

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Болли В. И.

In this paper we consider the problem of ethnic tolerance as a basis of formation of civil identity. The article describes the experience of research on these topics, as well as the results of prac- tical implementation of the programme, the overall objective of which is the formation of ethnic toler- ance and civic identity in adolescents

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Сборники конференций НИЦ Социосфера , Болли В. И.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Болли В. И. Взаимосвязь этнической толерантности и гражданской идентичности в старшем школьном возрасте // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №34. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-etnicheskoy-tolerantnosti-i-grazhdanskoy-identichnosti-v-starshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 07.07).

Болли В. И. Взаимосвязь этнической толерантности и гражданской идентичности в старшем школьном возрасте Сборники конференций НИЦ Социосфера (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-etnicheskoy-tolerantnosti-i-grazhdanskoy-identichnosti-v-starshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 07.07).

Болли В. И. (2014). Взаимосвязь этнической толерантности и гражданской идентичности в старшем школьном возрасте. Сборники конференций НИЦ Социосфера URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-etnicheskoy-tolerantnosti-i-grazhdanskoy-identichnosti-v-starshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 07.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Болли В. И. Взаимосвязь этнической толерантности и гражданской идентичности в старшем школьном возрасте // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №34 С.138-140.

Болли В. И. Взаимосвязь этнической толерантности и гражданской идентичности в старшем школьном возрасте Сборники конференций НИЦ Социосфера (2014).

Болли В. И. (2014). Взаимосвязь этнической толерантности и гражданской идентичности в старшем школьном возрасте. Сборники конференций НИЦ Социосфера

В настоящее время проблема формирования этнической толерантности является приоритетной в деятельности международных государственных и общественных организаций (ООН, ЮНЕСКО). Ключевым документом стала Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995), в которой толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».

После изучения научной литературы и проведения экспериментальной работы мы можем предложить следующие рекомендации педагогам по формированию этнотолерантности у лиц юношеского возраста: необходимо рассматривать структуру этнической толерантности как единство ее компонентов: когнитивного, перцептивного и практического. Приоритетным элементом когнитивного компонента является знание истории и культуры своего этноса и этносов, на основании которых осуществляется общение; перцептивный элемент связывается с этническим самосознанием; практический – с соблюдением этических и правовых норм поведения в межэтнической среде.

Сформированность этнотолерантности следует рассматривать в рамках уровнего подхода.

Высокий уровень характеризуется наличием у школьников знаний о сущности толерантных отношений и ориентацией на общечеловеческие ценности, устойчивым интересом к истории, литературе, культуре, науке других народов, прогрессивным этническим самосознанием, развитием отношений с людьми других национальностей по пути интеграции культур.

Средний уровень характеризуется избирательным интересом в овладении знаниями об истории, культуре, науке других народов и возможным предубеждением к людям некоторых национальностей.

Низкий уровень характеризуется отсутствием интереса к истории и культуре, как своего, так и других народов, минимальными знаниями о сущности толерантных отношений, неуважением людей других национальностей, возможным отсутствием идентификации по этническому признаку.

Для более плодотворной организации деятельности школьных педагогов по формированию этнической толерантности у учащихся старшего школьного возраста им необходимо учесть следующие аспекты: личность старшеклассника находится в стадии формирования и характеризуется высоким уровнем конфликтности. Это тот жизненный этап, когда у формирующейся личности происходит становление мировоззрения и этнического самосознания. И это тот благотворный период, когда в школьной среде еще возможно проводить системную работу по профилактике национализма.

Процесс формирования этнической толерантности следует реализовывать в четыре этапа:

Первый этап направлен на профилактику проявлений негативных эмоций обучающихся по отношению к людям иных национальностей. С этой целью целесообразно использовать следующие методы: рассказ учителя, беседа, самостоятельное изучение школьниками дополнительного материала, с последующим обсуждением в группах, использованием метода сравнения, анализа проблемных ситуаций, совместной оценки хода и результатов работы.

На втором этапе необходима ориентация учащихся в этнической идентификации, воспитание уважительного отношения ко всем народам. Ведущим средством на данном этапе является общекультурный тренинг, позволяющий учащимся понять особенности другого человека и самого себя, определить характер переживаний в конкретной ситуации, высвечивая эмоциональные стороны проблемы, противостоять стереотипам восприятия.

На третьем этапе необходимо научить школьников преодолевать межнациональные конфликтные ситуации.

Четвёртый этап направлен на совершенствование оценочных суждений о деятельности людей своей и других национальностей; способов поведения в конфликтных и иных ситуациях.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от реализации ряда принципов: субъективности, адекватности, индивидуализации, рефлексивной позиции, создания толерантной среды.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье школьному педагогу совместно с классным руководителем целесообразно проводить следующую работу:

  1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.
  2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье.
  3. Организация совместной деятельности родителей и детей.
  4. Проведение «Праздника семьи».
  5. Проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей.
  6. Создание совместных объединений по интересам, клубного типа.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Поделиться этой записью

Источники: http://ped-kopilka.ru/blogs/galina-nikolaevna-tovpeko/vospitanie-tolerantnosti-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html, http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-etnicheskoy-tolerantnosti-i-grazhdanskoy-identichnosti-v-starshem-shkolnom-vozraste, http://new.vzaimodeystvie.ru/articles/teachers/3844/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Подготовка детей дошкольного возраста к школе

Подготовка к школе - 6 лет Вопрос далее...

Лечение печени у детей до 12 лет

Увеличена печень у ребенка Гепатомегалия далее...

Гимнастика для детей в минске фрунзенский район

Тренер по футболу (вне бюджет) мтс. далее...

Популярные статьи