Главная » Дети школьного возраста



Возрастная таблица детей школьного возраста

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Психологические особенности младшего школьника

Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с субъективной стороны. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита — легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна.

Как видим, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение. Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности.

Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону — субъективную психологическую готовность. желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия.

С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню.

Многолетние исследования психологов показали, что старые программы и учебники явно недооценивали познавательные возможности младших школьников, что нерационально растягивать и без того скудный учебный материал на четыре года. Замедленный темп продвижения, бесконечное однообразное повторение вели не только к неоправданной- потере времени, но весьма отрицательно сказывались на умственном развитии школьников. Новые программы и учебники, гораздо более содержательные и глубокие, предъявляют значительно большие требования к психическому развитию младшего школьника и активно стимулируют это развитие.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации.

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается.

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения).

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.


Автор: В.А. Крутецкий

Методика исследований физического развития и функционального состояния организма детей школьного возраста

Составляют свободную таблицу по полученным данным об артериальном давлении в покое и после физической нагрузки и делают выводы.

· Определения индекса Руфье

Измеряют ЧСС в положении сидя после 5 минут покоя (Р1). Затем, дается нагрузка - 30 глубоких приседаний в течение 30 секунд. Сразу после нагрузки производится измерение пульса в положении стоя (Р2), которое повторяют через одну минуту отдыха сидя (Р3).

Индекс Руфье = (Р1+ Р2+Р3)- 200 10

Величина индекса рассчитывается и оценивается по классификации, предложенной Руфье.

меньше «0» - отлично

Индекс Руфье - Диксона = (Р2- 70)+(Р3 - Р1) 10

от 0-2,9 - хорошо физический развитие школьный организм нагрузка

Индекс Кверга: Измеряют пульс у испытуемого в покое сидя и дает последовательную нагрузку 30 приседаний за 30 секунд, максимальный бег на месте с частотой 150 шагов в минуту и подскоки со скакалкой ( по 1 минуте). Сразу же в положении сидя пульс в течение 30 секунд (Р1) повторно через 2 (Р2) и 4 (Р3) минуты после окончания работы. Индекс рассчитывается по формуле:

И.К. = длительность работы в секундах * 100 Р1 +Р2 + Р3

Оценка 105 и выше - очень хорошая

Результаты работы: Отмечают различия в результатах пробы в зависимости от возраста и спортивной специализации. Дают оценку физической работоспособности по предлагаемому тесту.

· Определение сердечно-сосудистой выносливости

Задача: научится выявлять степень выносливости сердечно-сосудистой системы и возможность обеспечения стандартизации физической нагрузки.

Методика: Обследуемый нашагивает на ступеньку высотой 20 см в темпе 24 раза в минуту в течении 3 минут. В перерыве 30 сек. со 2-ой минуты восстановительного периода считается ЧСС. Полученный результат умножается на 2 и оценивают по приведенной таблице № 8. делают выводы.

Таблица 8 Оценка «Сердечно - сосудистой выносливости»

Р.И. Тишук, В.Ф. Шешко, Шукевич Л.В.

Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г.Брест, Республика Беларусь

Возрастные особенности физического развития

детей младшего школьного возраста

Введение. Уровень физического развития растущего организма является

важным критериям при комплексной оценке состояния здоровья детей.

Измерение и изучение физического развития школьников является одной из важных сторон работы учителя. Полученные данные о физическом развитии детей будут способствовать лучшему решению различных проблем физического воспитания.

Цель исследования – изучить особенности динамики показателей физического развития детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели были поставлены задачи :

1.Определить уровень физического развития детей младшего школьного возраста

2.Определить темпы физического развития в зависимости от возраста и пола занимающихся.

Методы и организация исследований. Учитывая возрастные особенности детей, применялся стандартный метод определения основных показателей физического развития (по А.Б. Ставицкой и Д.И. Арону) – длины и массы тела.

В исследовании приняли участие 110 мальчиков и 91 девочка в

возрасте 6-10 лет.

Результаты и их обсуждение. Данные физического статуса являются одним из основных и информативных показателей индивидуального развития школьника.

Согласно результатам исследования, показатели соматометрии (масса тела) у детей имели четко выраженную половую дифференциацию, а в показателях длины тела не наблюдается статистически значимых различий.

В соответствии с основными биологическими закономерностями

длина тела у мальчиков до 10 лет несколько меньше, чем у девочек

(табл.1). При изучении динамики массы тела у девочек по сравнению с

динамикой у мальчиков следует отметить в этом случае превосходство в

показателях мальчиков (табл.2).

За период младшего школьного возраста, то есть в интервале от 6-7 до

9-10 лет как у девочек, так и мальчиков наблюдалось достоверное (р 0,05)

увеличение длины тела.

Таблица 1 – Показатели физического развития детей младшего школьного возраста (длина тела)

Источники: http://www.eti-deti.ru/shkolnik/105.html, http://www.futuremedics.ru/fmds-297-6.html, http://www.rusnauka.com/5_NMIV_2009/Sport/40668.doc.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Игры для детей 7 10 лет

Ничто не может настолько сильно привлечь внимание ребенка, как далее...

Себорейный дерматит детей лечение комаровский

Себорейный дерматит у детей Себорейный дерматит — это кожная воспалительная далее...

Лечение поноса у детей до года

Понос у ребенка до далее...

Популярные статьи