Главная » Диагностика детей



Детская нейропсихология методы диагностики и коррекции

Учебное пособие является первым систематизированным изложением основ нейро-психологической диагностики и коррекции отклоняющегося развития (ОР). В нем содержится стимульный материал для нейропсихологического исследования речевых и неречевых психических функций; описание алгоритма (схемы) нейропсихологического обследования и основных нейропсихологических синдромов ОР у правшей и левшей; описание методов комплексной нейропсихологической коррекции ОР, разработанных в соответствии с принципом `замещающего онтогенеза`. Предлагаемый системный подход эффективен не только в виде психологического сопровождения ОР, но и в работе с детьми, посещающими массовые детские учреждения, а также со взрослыми, так как базируется на классическом (по А.Р.Лурия) методе нейропсихологического анализа. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно психологам, логопедам, дефектологам, врачам.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

НАСТРОЙКИ.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

Рекомендовано Советом УМО университетов РФ по психологии в качестве учебного пособия для высших учебных заведений, ведущих подготовку кадров по психологическим направлениям и специальностям

Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Раздел 1. СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.

Широкое внедрение нейропсихологического луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально- диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э. Г. Симерницкой, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, Н.К. Корсаковой и других.

Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать — это значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого- педагогического сопровождения.

Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий — на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.

Жанр настоящего учебного пособия не предполагает описания всего многообразия процессов,

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Материалы, присутствующие на сайте, получены с публичных (широкодоступных) ресурсов. Если вы обладаете авторским правом на какую либо информацию, размещенную на сайте booksonline.com.ua и не согласны с её общедоступностью в будущем, то мы согласны рассмотреть предложения по удалению определенного материала, а также обсудить предложения о договоренностях, разрешающих использовать данный контент. Мы не отслеживаем действия пользователей, которые самостоятельно выкладывают источники текстов, являющиеся объектом вашего авторского права. Все данные на сайт, загружаются автоматически, не проходя заранее отбора с чьей либо стороны, что является нормой в мировом опыте размещения информации в сети интернет.

Не смотря на это, при возникновении у Вас вопросов касательно ссылок на информацию, размещенную на нашем сайте, правообладателями которой Вы являетесь, просим обращаться к нам с интересующим запросом. Для этого требуется переслать е-mail на адрес: admin@booksonline.com.ua. В письме настоятельно рекомендуем подать такие сведения. 1.Документальное подтверждение ваших прав на материал, защищённый авторским правом: отсканированный документ с печатью, либо иная контактная информация, позволяющая однозначно идентифицировать вас, как правообладателя данного материала. 2. Прямые ссылки на страницы сайта, которые содержат ссылки на файлы, которые есть необходимость откорректировать.

Все права защищенны booksonline.com.ua

Программа повышения квалификации
«Детская нейропсихология: методы диагностики и коррекции»

Руководитель программы. Доктор психологических наук, профессор Ахутина Татьяна Васильевна.

Цель программы. Профессиональная теоретическая и практическая подготовка к проведению нейропсихологической диагностики и коррекционно-развивающей работы по преодолению или профилактике трудностей обучения детей с парциальными отклонениями в развитии ВПФ (включая детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ).

Преподаватели. Обучение проводят проф. Т.В. Ахутина и Е.Ю. Матвеева (Обухова), квалифицированный специалист в области детской нейропсихологии, канд. психологических наук

Слушатели программы. Программа ориентирована на лиц, имеющих высшее психологическое, педагогическое и медицинское образование, заинтересованных в получении знаний и практических навыков в области детской нейропсихологии, а также специалистов - нейропсихологов, желающих повысить свою профессиональную квалификацию.

Выдаваемый документ. Удостоверение о повышении квалификации в МГУ по программе «Детская нейропсихология: методы диагностики и коррекции».

Срок обучения. Объем программы – 72 акад. часа. Продолжительность обучения – 4,5 месяцев.

Форма обучения. Вечерняя.

Режим занятий. 1 раз в неделю по 4 акад. часа в день: вторник/среда 18:30-21:30. Начало занятий 1 потока с 15/16 сентября, 2 потока с 18 февраля.

Оплата. Стоимость обучения в 2016/2017 учебном году составляет 36 000 рублей. Оплата обучения производится строго в соответствии с указанной стоимостью без взимания какой-либо дополнительной оплаты со слушателей за образовательные услуги, не предусмотренные договором с МГУ.

Условия приема. По результатам собеседования. Предварительная запись на собеседование в течение года по адресу: obukhova1@yandex.ru .

Приём документов. Факультет психологии МГУ: ул. Б. Никитская, д. 2, комн. 2.3.03. Тел. 8-495-629-48-09.

Перечень документов.
  • Паспорти его ксерокопия.
  • Диплом о высшем образовании и его ксерокопия.
  • Фотография на пропуск (чёрно-белая или цветная, 3 х 4 или 3,5 х 4,5).

Наименование разделов и тем

Детская нейропсихология

Детская нейропсихология - это наука о формировании мозговой организации психических функций, изучающая нормальное и нарушенное развитие мозговых механизмов в сравнительном- возрастном и клиническом аспектах.

В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и их сверстники, имеющие различные проблемы со В последние годы детская нейропсихология активно внедряется в психологическую службу в системе образования и участвует в оказании помощи детям с самыми разными проблемами развития. Наиболее эффективной помощь нейропсихолога оказывается в тех случаях, когда ребёнок испытывает трудности в подготовке и адаптации к школьному обучению, имеет такие нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и отставание в речевом развитии (ОНР), а также при работе с неуспевающими учениками.

Нейропсихологические методы диагностики и коррекции доказали свою эффективность и в работе с одарёнными детьми. Очень часто юные гении демонстрируют потрясающие успехи в какой-то одной области, но отстают от сверстников в овладении другими знаниями и навыками, например, в коммуникативной сфере.

Консультация нейропсихолога помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, показывающих степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Например, в височной доли левого полушария находятся области, отвечающие за звуковой анализ речи. Если в ходе нейропсихологической диагностики тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании В отличие от логопеда или детского психолога общей практики, детский нейропсихолог строит коррекционные занятия, исходя из индивидуальных особенностей функционирования мозга ребёнка, что особенно важно в случае неравномерности или отставания в развитии психических.

Показания для применения нейропсихологической коррекции в качестве основного вида помощи или в комплексе с другими лечебно-реабиалитационными подходами, являются задержки психического и речевого развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), органический аутизм, общие и системные неврозы и неврозоподобные состояния (тики, энурез, элективный мутизм, патологические привычные действия), астения и церебрастения, психоорганический синдром, психосоматические расстройства, формирующиеся психопатии многие другие формы нервно-психической патологии.

Методы нейропсихологической коррекции. Естественным путём коррекции предоставляется путь ре-онтогенеза, т.е. искусственный позитивный регресс к функциональным сенсорно-моторным основам психических функций и воссоздание правильной последовательности их формирования.

В процессе нейропсихологической коррекции, переобучая пациента «правильному» дыханию, ползанию, координации движений, дифференциации телесных ощущений, регуляции мышечного тонуса, разрывая архаические синестезии и синкинезии (т.е. вынуждая его регрессировать к несовершенно пройденному сенситивному периоду развития той или иной психической функции) специалист, конечно же, воздействует

через все доступные пути воздействия (двигая его конечностями, показывая конкретные двигательные модели, давая словесную инструкцию, привлекая к активному самоконтролю) и использует все доступные ему формы общения. Более того, позитивный регресс не только исправляет и совершенствует ущербные функции, но и облегчает формирование тех функций, которые находятся в зоне ближайшего развития.

Статья предоставлена для сайта ЧАДО.РУ
детским нейропсихологом
Еленой Вячеславовной Заглодиной

Источники: http://booksonline.com.ua/view.php?book=173919, http://www.psy.msu.ru/educat/dopoln/child_neuropsy.html, http://www.chado.ru/biblio/ometodah/1806-dneiro.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Симптомы ангины у ребенка 1 год

Признаки ангины у ребенка - как не далее...

Расписание занятий факультета дошкольного образования агпу

Агпу армавир расписание Все Ваши обращения будут рассмотрены. АГПУ будет далее...

Прыщики лице чешутся ребенка

Из-за чего чешутся прыщи далее...

Популярные статьи