Главная » Диагностика детей



Диагностика дефицита внимания ребенка

Дифференциальная диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

ДИАГНОЗ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ

(1) шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

(2) шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему прикрепили мотор .
6. Часто бывает болтливым.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

В. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.

С. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).

D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

Согласно принципам классификации DSM-IV, в случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз СДВГ с преимущественными нарушениями внимания .
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности .

Таблица 2. Дифференциальный диагноз СДВГ

Состояния и заболевания

Сайт для детей и родителей

Дефицит внимания у ребенка


В последнее время психологи любому более-менее проблемному ребенку ставят диагноз – дефицит внимания. А так ли верен этот диагноз или просто он первый, который приходит в голову? Второй, который уже просто автоматически ставят рядом с дефицитом внимания – это гиперактивность. Самое интересное веяние времени, что стали эти диагнозы чаще ставить девочкам, нежели мальчикам.

Еще одна особенность таких детей – избирательная глухота . Каждый родитель сталкивался с положением кричащего в вакууме – ребенок не слышит и все. Светила науки не могут понять – это проблема или особый дар. Ребенок увлечен своими делами, погружен в свой внутренний мир, решает свои, непостижимые для нас задачи – ему не до нас. Одаренный ребенок скучает в нашем, неинтересном ему, мире. А дать выход своему таланту не может, не понимает как. Дети не менее взрослых подвержены стрессам, а причиной для него может послужить и болезнь мамы, и отсутствие папы и множество других событий.

Ставить серьезный диагноз можно только после длительного, не менее полугода, медицинского обследования. Клинический осмотр должен производить не только педиатр, но и невропатолог, и обязательно психолог.

Прежде всего, нужно исследовать интеллектуальные возможности ребенка, как вербальные, так и невербальные. Это необходимо для оценки его индивидуальных, специфических особенностей. Затем обязательно всестороннее изучение его идеомоторной координации, склонностей, уровня эмоционального развития. Важно определить состояние мозговой деятельности, активности центральной нервной системы.

Психологи считают, что признаки дефицита внимания проявляются и у здоровых детей. Необходимо различать понятия «внимание» и «внимательность». Внимание – это сосредоточенность психики человека (в этом он не отличается от высших позвоночных), которая направлена на определенный предмет, важный для него именно сейчас. Внимание бывает трех видов.

Непроизвольное – которое возникает помимо воли человека как ориентировочная реакция. Этот вид присущ всем людям. У детей до пяти-семилетнего возраста этот вид является преобладающим;

Произвольное – для его возникновения необходимо определенное усилие воли. Его характеристиками является объем, распределенность, устойчивость, переключаемость и наличие собственного плана действий;

Постпроизвольное – этот вид внимания прикладывает к цели мотивацию, за счет чего достигается действие без серьезных усилий воли.

Проблема, позже названная «дефицитом внимания» была признана более сотни лет назад. За это время обозначали ее по-разному: и «гиперкинетическим хроническим мозговым синдромом», и «минимальным повреждением (дисфункцией) мозга», и даже «легкой детской энцефалопатией». Против таких формулировок первым выступил в 1975 году Б.Д.Шмидт, который настоял на том, что такие диагнозы заставляют родителей опускать руки. Поиск термина длился довольно долго, и лишь в 1980 году в США родилось другое название – «дефицит внимания».

Внимательность – это совсем иное понятие. Это качество личности, которое складывается через обучение. Его можно сформировать и развить. Но нельзя усилить внимательность окриками «Смотри!», «Не отвлекайся!», «Сосредоточься!». Нужно у ребенка возбудить интерес к нужному виду деятельности. Например, подбором верной мотивации. «Как только закончишь рисовать бабочку – мы начнем играть», «Тебе осталось только дорисовать ножки и все». Но ребенок не должен переутомиться – это непременное условие. Ваше обращение к ребенку должно быть доброжелательным, спокойным.

Хорошо помогают игры в слова. Начинать надо с самых простых – например, отбросить одну букву и получить другое слово. Постепенно игру нужно усложнять, заменять одну букву, затем две, имея целью выстроить цепочку и получить совершенно иное слово. К игре можно привлечь старших детей. Они могут называть разные слова (например, названия животных), а малышу необходимо будет попрыгать на одной ножке, когда он услышит слово «слон».

Прекрасно можно использовать старые игры, такие как «да/нет не говорить» или «черное/белое не показывать». Замечательная игра «Скажи, что изменилось?». На стол выкладываются несколько игрушек, карточек, предметов посуды, ребенок запоминает их расположение, затем отворачивается или выходит из комнаты. Вы убираете одну игрушку. или меняете их местами, или добавляете лишнюю. Вернувшись, ребенок должен дать ответ на вопрос «Что изменилось?»

Занятия на развитие внимательности можно совместить с активными играми. Например, игра «Съедобное/несъедобное». Вы бросаете мяч ребенку, и он его ловит, если вы называете съедобный предмет, и не ловит, если не съедобный. Чтоб заинтересовать ребенка, позвольте ему побыть и ведущим тоже, называя предметы. А вы ловите мяч. Правда, совсем малышам интереснее мяч катать, нежели ловить.

Игры для занятий можно придумывать самим. Тут уж от вас нужна внимательность и системность ваших действий.

Если диагноз «дефицит внимания» все же подтвердился, то перспективы могут быть следующими:

- ребенок перерастет сам, симптомы исчезнут и последствий не будет, и случится это примерно в подростковом возрасте;

- симптомы сохранятся, но психопатология развиваться не будет. Такой вариант развития событий случается примерно в половине случаев;

- заболевание психики даст тяжелые осложнения уже во взрослом возрасте. Это может проявиться в изменениях личности, асоциальных изменениях, алкоголизме. Как следствие – частые несчастные случаи, неудачная личная жизнь, постоянные смены места работы и т.п. Чаще всего такие последствия имеют место, если дефицит внимания сочетается с гиперактивностью.

Читайте также:

Синдром дефицита внимания у детей

Детям с синдромом дефицита внимания сложно сосредоточиться продолжительное время на какой- либо одной деятельности. И, если не корректировать поведение ребенка, не помогать ему, со временем это может привести к тому, что он будет отставать от сверстников в учебе, понизится его самооценка. За помощью можно обратиться к врачам – педиатру, психологу.

Дефицит внимания у детей -признаки

Синдром дефицита внимания у детей может проявляться по разному, но у каждого человека, имеющего синдром дефицита внимания, есть определенные особенности в поведении. Обычно симптомы СДВ проявляются с дошкольного возраста в различных ситуациях и обстановке – дома, в детском саду.

Наиболее распространенными признаками являются следующие:

  • ребенок не может сосредоточиться продолжительное время на какой- либо одной деятельности;
  • сложности у ребенка вызывает выполнение заданий в определенной последовательности;
  • ребенок часто забывает поручения;
  • ребенок часто теряет свои вещи, не организован;
  • ребенок часто отвлекается на занятиях;

В последнее время наблюдаются у детей с СДВ следующие признаки:

  • ребенок записывает буквы зеркально перевернутыми;
  • при письме или чтении «теряет строчки», то есть не может найти в тесте последнее прочитанное слово; не понимает смысл прочитанного;
  • у ребенка возникают «пробелы» во время урока, то есть внимание отключается, и ребенок не помнит, что происходило в это время на уроке.

В общении с такими детьми очень важно отметить их способности и хорошие качества, в общем поддержать их.

Часто при наличии синдрома дефицита внимания возникают и другие проблемы. Это могут быть детские страхи. депрессия, трудности в обучении.

Вообще, бояться чего- то не является патологией. Но сильная боязнь чего -либо может привести к тому, что ребенок станет пугливым и очень ранимым. Ребенка постоянно будет сосредоточен на своих страхах, может измениться его поведение – будет очень активным, неспокойным, или замкнутым.

Если у ребенка депрессия, он будет апатичен в основном находиться в подавленном состоянии, грустить. При этом наблюдается низкая самооценка, ребенок может спать больше или меньше, чем раньше.

Проблемы, связанные с обучением

Если у ребенка появились проблемы с обучением, это может говорить о том, что ребенок не может полностью обработать полученную информацию. Одни дети хуже понимают услышанное, другие то, что увидели.

Синдром дефицита внимания у детей -Диагностика

При диагностике СДВ могут применяться различные методы. В первую очередь, это наблюдение и описание поведения ребенка родителями, учителями, врачами. Родителей могут, например, попросить заполнить опросник, где будут заданы вопросы, касающиеся внимания и поведения ребенка. Врачи могут понаблюдать поведение ребенка в классе, могут проверить внимание ребенка с помощью специальных тестов -заданий. Если диагноз СДВ будет подтвержден, ребенку будет назначено соответствующее лечение.

Дефицит внимания у детей лечение

СДВ полностью не вылечивается, но корректировать это заболевание можно. Основой целью здесь является помощь ребенку в реализации своего потенциала. При лечении используются разные методы: образовательные, поведенческие, медикаментозные. К каждому ребенку подбирается лечение индивидуально.

Синдром дефицита внимания у детей -рекомендации для родителей

  • изучить проблему;
  • постараться найти такого учителя, который будет внимателен к ребенку;
  • всегда поддерживать связь с учителем;
  • дома для ребенка должно быть выделено отдельное комфортное рабочее место;
  • желательно, чтобы в классе ребенок занимал место, где он будет наименее отвлекаться;
  • с ребенком должны быть доверительные отношения, чтобы свои проблемы он мог сказать родителям и учителю.

Источники: http://www.integration.com.ua/ter_games/40.html, http://chudesenka.ru/publ/19-1-0-218, http://razvitiedetei.info/zdorove-rebenka/sindrom-deficita-vnimaniya-u-detej.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Ребенка 2 месяца держится температура

От чего у ребенка 2 месяца держится температура? + далее...

Коммуникативные тренинги для детей младшего школьного возраста

Программа тренинга для детей дошкольного возраста и младшего школьного далее...

Расшифровка рэг головного мозга у детей

РЭГ (реоэнцефалография) сосудов головного мозга РЭГ далее...

Популярные статьи