Главная » Диагностика детей



Диагностика детей 6 лет психологом

/ Психодиагностика / 53. Диагностика готовности ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе

Понятие «готовность к школе» в возрастной и педагогической психологии довольно распространено, что обусловлено несколькими вариантами вступления детей в школьную жизнь (с шести или семи лет), а также отбором дошкольников в гимназию, лицей, профильные и специализированные классы. В связи с этим возникла проблема разработки показателей, критериев готовности ребенка к школе и, как следствие, диагностических методик, тестов, которые позволяют установить степень его готовности, прогнозировать развитие в процессе обучения.

Нами определены два подхода к изучению этого вопроса (см. схему 2). Первый подход можно назвать педагогическим, согласно которому готовность к школе определяют по наличию у детей 6 — 7 лет учебных навыков (умение читать, считать, писать, рассказывать).

Однако использование для диагностики только предметных тестов, проверочных заданий, диагностических методик дает одностороннюю информацию о ребенке. Не решенными остаются вопросы, связанные с его актуальным и потенциальным психическим развитием, соответствием психологическому возрасту, возможным отставанием или опережением. В связи с этим педагогический подход не имеет прогностической валидности: он не позволяет прогнозировать качество, темп, особенности усвоения знаний конкретным ребенком в детском саду или начальной школе.

Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать универсальным. Тем не менее при большом разнообразии диагностических средств, используемых психологами для определения готовности к школе, существует общее теоретическое представление, которое заключается в том, что готовность к школе — результат общего психического развития ребенка на протяжении его дошкольной жизни.

Психологами разработано множество специальных тестов, проб, методик для определения готовности детей к обучению в школе. Исследователи выделяют разные стороны психического развития в качестве самых важных показателей такой готовности.

Обобщая эмпирические данные по проблеме психологической готовности в отечественной психологии, специалисты выделяют четыре параметра (аффективно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая готовность), на основе которых создаются диагностические методики, разрабатываются задания, пробы и т. д.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО,ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ПРИПРИЕМЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Анализ диагностических средств изучения психологической готовности к школе шести-семилетних детей позволил выделить следующие параметры: уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной, речевой готовности, сформированное необходимых предпосылок учебной деятельности.

Одним из методов получения информации об уровне развития детей 6 — 7 лет при приеме в шкоду может быть экспресс-диагностика, основная цель которой заключается в том, чтобы определить, какие дети нуждаются в проведении коррекцион-но-развивающей работы.

«Тест в картинках» помогает определить предпочитаемый вид деятельности

Методика «Нарисуй самого себя» помогает определить уровень сформированное образных представлений (групповой тест).

Тест «Кубики» помогает определить уровень наглядно-образного мышления

Методика «Классификация» помогает выявить уровень сформированности понятий посредством операции классификации

Методика «Третий подходящий» помогает определить уровень сформированности понятий

Тест «Правая — левая рука» выявляет способность ребенка к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других

Методика Пьерона—Рузера помогает определить уровень сформированности саморегуляции и обучаемости (групповой тест)

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО,ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Методика «Тест в картинках» помогает определить предпочитаемый вид деятельности.

Тест «Персонификация мотивов» выявляет наиболее значимые мотивы для обучения в школе

Методика «Выбери фигуру» помогает определить уровень сформированности наглядно-образного мышления

Методики для определения уровня словесно-логического мышления

4.1. Классификация. Психолог говорит ребенку: «Из пяти слов выбери то, которое считаешь лишним»

Тест «Правая — левая рука» помогает определить способность к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других людей

«Тест Куглера» помогает определить уровень развития аналитико-синтетической деятельности

Тест «Шифровка» Векслера помогает определить уровень развития саморегуляции, обучаемости (групповое тестирование)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ШЕСТИ СЕМИ ЛЕТ

Задание 1 «Нарисуй кружочки» выявляет умение запоминать, руководствоваться инструкцией при выполнении задания.

Задание 2 «Графический диктант» выявляет умение следовать указаниям психолога, помогает самостоятельно решать поставленную задачу

Задание 3 «Четыре правила» выявляет способность ребенка планировать свои действия согласно правилу, осуществлять самоконтроль

Задание 4 «Кодирование» помогает определить уровень обучаемости, саморегуляции

Задание 5 «Палочка и крестик» помогает определить уровень саморегуляции

Задание 6 «Дорисуй фигуру» помогает определить уровень восприятия

Задание 7 «Найди слова» (тест Мюнстерберга) помогает определить уровень устойчивости и избирательности внимания

Задание 8 «Поиск образцов» помогает определить особенности избирательности внимания

Задание 9 «Узнавание фигур» (тест Бернштейна) помогает выявить особенности образной памяти

Задание 10 «Девять геометрических фигур» помогает определить особенности образной памяти

Задание 11 «Парные связи» помогает определить уровень произвольного запоминания с использованием приема функциональных связей

Задание 12 «Пиктограмма» выявляет способность к ассоциативному зрительно-словесному запоминанию

Тест «Способность к обучению в школе» для детей 5 - 7 лет

Цель: Диагностика психологической готовности детей 5 - 7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.

Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.

Руководство к тесту

Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания).

Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету «История о постройке башни» (рис. 1 - 3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.

Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)».

Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».

Первое задание: «История в картинках» (рис.4 - 6)




Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).

Оценка задания:
    7 баллов - Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.

5 баллов - Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории.
3 балла - Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.
2 балла - Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.
0 баллов - Ребенок не смог составить рассказ.
Второе задание: «Знание цвета»

Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет .


Усредненной нормой для испытуемых считается показатель умственного развития примерно 60% и более процентов.

Тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице 2.

Данная таблица облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития.

Компоненты умственного развития

1. Обучаемость (как способность к обучению)

2. Уровень образования понятий

3. Уровень развития речи

4. Общая осведомленность (знания об окружающем мире)

5. Овладение отношениями множеств

6. Знание форм, их различий

7. Способность к дифференциации ощущений, уровень развития восприятия

8. Способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве

Группа

Интересный пост психолога Марины Белоконь

К ПСИХОЛОГУ ХОДЯТ ОДНИ НЕУДАЧНИКИ, А Я САМ СЕБЕ ПСИХОЛОГ

Каждый психолог хотя бы раз в жизни слышал эту фразу. Показать полностью…
А если заменить профессию на любую другую. Послушайте:
- В автосервис ездят одни неудачники, я сам ремонтирую машину
- Зубы лечат одни неудачники, а я могу и сам
- К тренерам обращаются одни неудачники, я сам могу составить себе программу тренировок
- Маникюр в салоне делают только неудачники, я и сама не хуже могу
- Макияж к празднику делают только неудачники, я и сама могу
- К маркетологам,юристам, строителям обращаются одни неудачники, я все могу сам
Странно звучит?
Психолог - это профессия, такая же как врач, или инженер. Она требует образования, личной терапии, супервизии. Длительных и дорогостоящих вложений в себя.
Психологическая консультация- это не раздача советов - это совершенно другой процесс.

Да, я допускаю, что человек многое может сам. И дом построить, и зуб выдернуть, и маникюр сделать, и проблемы все решить. Говорит ли это о том, что те кто не могут сами и обращаются к профессионалам - неудачники? Кроме того работа непрофессионалов всегда отличается от работы профессионалов.

Психология - всегда была и еще какое-то будет предметом роскоши, тем что могут себе позволить не все. Бесплатно в нашей стране получить квалифицированную помощь нереально, поэтому в России
за психологической поддержкой обращаются в основном люди состоявшиеся, успешные хотя бы в каких-то сферах жизни.
В моей практике, среди моих клиентов люди социально успешные, образованные, интеллектуально высокоразвитые, и с огромным потенциалом.

Да, у них есть какие-то сложности. Но, они смотрят в глаза своим проблемам, а не убегают от них.
Люди осознанно инвестируют в своё развитие, и получают реальные результаты.
А неудачники к психологам не ходят.

Источники: http://www.studfiles.ru/preview/2231453/, http://www.child-psy.ru/test_pazvitie/305.html, http://vk.com/psydiagnostics

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Лечение гельминтозов у детей

Гельминтозы у детей Болезни детей — это не далее...

Можно ли давать кефир детям года

Какой кефир можно давать далее...

Ацикловир при ветрянке у детей инструкция

Ацикловир при ветрянке - отзывы, инструкция, цена, далее...

Популярные статьи