Главная » Диагностика детей



Диагностика детей группы риска в доу

Диагностическая работа психолога в дошкольных образовательных учреждениях

Основная цель психолога в ДОУ – выявление и создание оптимальных условий реализации индивидуальных и возрастных особенностей детей. Данная цель осуществляется, решая следующие задачи:

v психологическая работа с каждым ребенком;

v профилактика и преодоление отклонений в становлении отдельных сторон личности ребенка;

v коррекционная работа с детьми группы риска;

v выявление и спец. работа с одаренными;

v повышение психологической культуры и профессиональной компетентности работников;

v организация оптимальных условий работы педагогического коллектива;

v повышение уровня психологической грамотности родителей;

v коррекционная работа с родителями.

Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления – это работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.

Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:

  • Психологическая диагностика.
  • Коррекционно-развивающая работа .
  • Психологическое просвещение и психологическая профилактика.
  • Психологическое консультирование.
  • Психологическая поддержка деятельности ДОУ.

Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится и после проведения коррекционно-развивающей работы для отслеживания её результатов.

Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить общение с ним. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые. Проведение любой диагностики всегда связано с тем, с какой целью она проводится и как будут использованы ее результаты. Для этого используется разновозрастной диагностический инструментарий: тесты, методики и опросники, позволяющие исследовать процессы образно-логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Умственные операции анализа и обобщения при диагностике готовности детей к школе помогут оценивать элементарные представления ребенка об окружающем мире, определять его умение рассуждать и грамматически правильно выражать свою мысль.

Лекции

Работа с семьями и детьми «группы риска»


Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов.

С понятием неблагополучная семья можно встретить такие: деструктивная семья , семьи группы риска , негармоничная семья и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Специалистам ДОУ приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».


Риск попадания детей в «группу риска» достаточно высок, и это побуждает не только к борьбе за ребенка и условия его существования в семье, но и к системе профилактических мер в рамках образовательного учреждения

Критерии семей «группы риска» в ДОУ

Семьи группы риска
Семья, жизнедеятельность которых может способствовать формированию неблагополучной личности или неблагополучных взаимоотношений.
В основном родители в этих семьях хотят, но не могут воспитывать своих детей. Основными причинами являются: материально-бытовые условия, состояние здоровье родителей, а так же социальная отчужденность одних членов расширенной биологической семьи от детей по причине развода, разъезда, конфликтных отношений и др.
Единых критериев семей группы риска нет, они находятся на границе между благополучными и неблагополучными. Перечислим некоторые категории семей группы риска по материально-бытовым признакам: малоимущие, многодетные, неполные (матери-одиночки), беженцы, безработные (один или оба) и др.
По социальным признакам выделим: опекунов, семьи малых национальностей, семьи, имеющие близких, осужденных за преступления и т.п.
По медицинским факторам - это семьи в которых родители и/или дети имеют ограниченные возможности.

Реабилитация семьи «Группы риска»
Реабилитация семьи – это восстановление ее функций, направленных на развитие личности (в первую очередь - ребенка).
Система реабилитации включает в себя ряд мер, а именно:
—Выявление семьи, находящейся в тр удной жизненной ситуации и нуждающейся в реабилитации;
—Анализ потребности и готовности как родителей, так и детей к сохранению семьи, как важное условие ее реабилитации;
—Изучение медико-психологического здоровья членов семьи с целью определения возможн остей реабилитации;
—Изучение материально-бытовых условий семьи для оказания ей необходимой социальной помощи и создании условий для успешной реабилитации;
—Налаживание доверительных отношений и заключение договора (соглашения) о взаимном сотрудничестве;
—Изучение психолого-педагогического потенциала семьи и оказание ей педагогической помощи;
—Привлечение социальных институтов (государственных структур, общественных организаций и населения) для формирования режима поддержки семьи;
—Формирование потребн остей у семьи в самосохранении через осознание своих проблем.

Работа с семьёй «группы риска»

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшению микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование ЗОЖ.
Задачи:
- Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
-Выявление особенностей взаимодействия между родителями и детьми;
-Психолого-педагогическое просвещение родителей;
-Способствование созданию комфортных условий в семье для развития личности ребёнка

Формы работы с семьёй:
—Просветительская
(выпуск памяток, информационных листовок, беседы, собрания)
—Консультативная (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях

Работа с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении (СОП)

Критериии семей СОП

Критерии
Семьи, имеющие детей инвалидов до 7 лет
Семьи с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (опекунские, патронатные).
Семьи, использующие неконструктивные методы воспитания
Семьи с детьми у которых наблюдается нарушение психического развития и / или нарушения в развитии эмоционально – волевой сферы
Неблагополучные семьи (в ситуации развода, один из родителей злоупотребляет алкоголем, частые ссоры, скандалы, конфликты), семьи, нарушающие условия договора с ДОУ

Основание
Справка об инвалидности
Справка о статусе несовершеннолетнего
Методика наблюдений
Диагностика психолога
Докладная воспитателя

Критерии присвоения статуса СОП семьям имеющих несовершеннолетнего ребёнка

1.Родители уклоняются от обязанностей по обучению детей (не обеспечивают посещение детьми детских дошкольных учреждений при наличии путевки в ДОУ)
2.Родители уклоняются от обязанностей по содержанию детей (не обеспечивают детей ежедневным питанием, одеждой и обувью в соответствии с возрастом и сезоном)
3.Родители не заботятся о состоянии здоровья детей (не обеспечивают лечение ребёнка во время болезни, профилактический осмотр ребёнка узкими специалистами)
4.Родители допускаю жестокое обращение с детьми (психологическое, физическое насилие, вовлекают ребёнка в действия сексуального характера, оставление детей в опасной ситуации, лишение необходимой одежды, еды, отдыха)
5.Родители вовлекают детей в занятие бродяжничеством и попрошайничеством
6.Родители злоупотребляют алкогольными напитками и/ или другими психоактивными веществами.
7.У семьи отсутствует постоянное место жительства, семья проживает в антисанитарных условиях

О детской психологии

Каталог файлов

Работы педагога-психолога с подготовительной группой №

Группа является подготовительной группой детского сада. Часть детей группы (8 человек) имеет проблемы логопедического плана и занимается по коррекционной программе с учителем-логопедом.

Большинство детей посещает ДОУ в течение 3-4- лет, хорошо адаптированы к условиям ДОУ. По результатам педагогической диагностики дети в целом успешно продвигаются по программе Л,А,Венгера «Развитие».

Индивидуальные особенности детей ярко выражены.

Работа педагога-психолога в группе проводится в рамках подготовки детей к обучению в школе.

Целью работы педагога-психолога в группе является выявление детей, имеющих недостаточно высокий относительно возрастной нормы уровень развития познавательных процессов, выяснения причин этого отставания и проведение соответствующей развивающей работы.

В своей работе педагог-психолог опирается на уже сформированные на более ранних возрастных этапах познавательные процессы (действенные формы мышления, непроизвольные память и внимание). Кроме того, учитывая вероятную неуспешность детей с особенностями развития когнитивной сферы на занятиях в группе, педагог-психолог проводит работу по профилактике неуверенности, снижения уровня познавательного интереса.

Результатом деятельности педагога-психолога предположительно должно являться выравнивание уровня развития всех детей в группе до нормативного состояния.

Деятельность педагога-психолога по работе с подготовительной группой планируется по следующим направлениям:

1.1. Скрининговое диагностическое обследование с использованием диагностического пакета «Первоклассник» (ЦППРК «Росток») позволяет выявить детей, вероятно имеющих какие-либо особенности развития мотивационной и познавательной сфер.

1.2. Углубленное психодиагностическое обследование этих детей по индивидуальным программам имеет целью уточнить наличие особенностей развития, определить их причину и глубину и сформировать группы развития для дальнейшей развивающей работы.

1.3. Промежуточные индивидуальные обследования проводятся по мере необходимости и дают возможность проследить продвижение ребенка по развивающей программе.

1.4. Итоговое скрининговое обследование проводится с целью анализа результатов развивающей работы и оценки уровня психического развития всех детей выпускной группы ДОУ.

2. Развивающая работа педагога-психолога с группой.

2.1. Разработка индивидуальных развивающих программ для детей группы развития. Составление плана занятий.

2.2. Беседы с родителями детей, включенных в группу развития, имеющие целью обсуждение существующих у ребенка особенностей, разъяснения родителям сути индивидуальной программы и выработки плана работы над ней.

2.3. Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий в соответствии с индивидуальными программами развития.

2.4. Если продвижение по индивидуальной программе вызывает затруднения или не дает необходимых результатов, в нее вносятся изменения на основании данных промежуточных индивидуальных обследований.

3. Психологическое просвещение.

3.1. Педагог-психолог принимает участие в родительских собраниях с целью обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе ДОУ, возрастных особенностей детей 6-7 лет, параметров психологической готовности ребенка к обучению в школе, информирования о программе работы педагога-психолога в группе. На итоговом родительском собрании обсуждаются результаты скринингового обследования, делаются рекомендации родителям будущих школьников.

3.2. Беседы с воспитателями по результатам диагностических обследований содержат рекомендации по работе с детьми группы развития.

3.3. В течение учебного года психопросветительская работа с родителями ведется через оформление стендового материала в виде брошюр и информационных листков.

Этапы реализации программы.

Источники: http://pedagog-social.ru/kontrolnye-raboty/33-kontrolnaja-rabota-soderzhanie-diagnosticheskoj/526-diagnosticheskaja-rabota-psihologa-v-doshkolnyh.html, http://sadskazka.moy.su/index/rabota_s_semjami/0-15, http://sdp.ucoz.ru/load/dokumenty_pedagoga_psikhologa_doshkolnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdenija/programma_raboty_pedagoga_psikhologa_s_podgotovitalnoj_gruppoj/2-1-0-1

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Неодекс капли нос детей

Достоинства: недорогой, подходит для глаз, носа и далее...

Пленум верховного суда воспитании детей

Согласно постановлению Пленума Верховного суда Украины далее...

Игры упражнения дошкольном развитии ребенка

Развитие памяти детей дошкольного далее...

Популярные статьи