Главная » Диагностика детей



Диагностика детей с овз в школе методики

Причины школьных трудностей у детей с овз

Причины, вызывающие трудности усвоения общеобразовательной программы, очень разнообразны и обусловлены структурой дефекта детей с ограниченными возможностями здоровья. Выбирая методику оказания помощи ребенку, мы, прежде всего, должны выявить проблему и ее причины, иначе наша помощь будет неэффективной. Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. Трудности усвоения детьми программного материала имеют негативные последствия, которые сказываются на формировании личности ребенка:

снижают его самооценку,

делают его пассивным, равнодушным к учебе либо негативно настроенным на любое обучение.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным и успешным, счастливым человеком. Фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни.

Можно выделить две основные причины, ведущие к несформированности детской психики:

неблагоприятные условия жизни. негативное влияние окружающей среды, сложные семейные отношения, плохие бытовые условия, педагогическая запущенность;

специфика созревания мозга ребенка. которая заключается в неравномерном развитии отдельных областей мозга, наличием отклонений в их работе.

Это может быть связано с неблагоприятным течением внутриутробного периода развития ребенка и патологическими родами. В последующем возникают трудности с определенными функциями психики — памятью, вниманием, мышлением, речью и связанных с ней письмом и чтением.

Большая часть неуспевающих школьников имеют незначительные нарушения, которые обозначаются как минимальные мозговые дисфункции (ММД). Вследствие своей парциальности эти отклонения никак ни проявляются в дошкольном детстве, но обнаруживают себя с началом обучения в школе. Большие интеллектуальные нагрузки, высокий темп обучения и строгий контроль результатов ложатся непомерным грузом на еще не сложившиеся структуры мозга, обеспечивающие состояние психики. Необходимо соответствие между педагогическими требованиями к ребенку и его возможностями, в том числе возможностями психики и нервной системы. Несоответствие и приводит к трудностям в обучении. Психическая функция никогда не нарушается полностью, всегда остаются сохранными многие составляющие детской психики. Пострадавшие составляющие психической функции можно компенсировать за счет полноценно работающих звеньев внутри этой функции и других здоровых психических процессов [7].

Основные типы трудностей и их причины

Предлагаем вашему вниманию проанализировать перечень основных видов трудностей, возникающих в процессе обучения детей, их причины и рекомендуемые методики для обследования. Описание данных методик вы сможете найти в приложениях.

Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
• определить оптимальный педагогический маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

• определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является

комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение. « В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это поможет им сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Психолото-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

• особенности контакта ребенка;

• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

• реакция на одобрение;

• реакция на неудачи;

• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

• реакция на результат. Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

• наличие и стойкость интереса к заданию;

Психолого–педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Анохина Светлана Евгеньевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 000 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (педагог-психолог)

г. Санкт-Петербург, Россия

Психолого–педагогическое сопровождение детей

с ограниченными возможностями здоровья

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дети с ОВЗ (7 вида) – это дети с особым видом нарушения развития, характеризующимися замедленным типом формирования психических функций и личности ребенка. Эти дети нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

В нашей школе (ГБОУ СОШ № 000) – 5 классов. где учатся дети с ограниченными возможностями – VIIвида.

Целью психологического сопровождения детей в нашей школе является создание системыпсихолого–педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (в школе, семье и т. п.)

Основными сферами деятельности педагога - психолога в системе медико– социально– психолого-педагогического сопровождения ГБОУ СОШ № 000 являются:

· психологическое сопровождение развития и обучения учащихся

· психологическое сопровождение педагогического коллектива

· психологическое сопровождение родителей

К основным направлениям деятельности педагога–психолога относятся:

При зачислении ребенка в класс коррекционной направленности, подробно изучаются данные анамнеза и особенностей его развития.

Проводится диагностическое исследование:

· мотивацию к школьному обучению

Методика определения готовности к школе – методика Ясюковой Н. А.

· Экспресс-диагностика готовности к школе (экспресс–методика И Н. Агафоновой) (начальная школа).

· Психолого–педагогическая карта (первоклассника, второклассника и т. д.)

· «Что мне нравится в школе» - проективная методика Р. В. Овчаровой (начальная школа)

· Тест «Лесенка» - методика Щур (начальная школа)

· Тест школьной тревожности Филипса (средняя школа )

· Методика межличностных отношений в группе Р. В. Овчаровой (средняя школа)

· Диагностика психических состояний и свойств личности (шкала самооценки Ч. Д. Спилбергер, Ю. Я. Ханин) ( старшая школа)

· Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (старшая школа)

· Тест «Моя семья» - самочувствие ребенка в семье.

В целях профориентации используюся методики:

· «Карта интересов» - интересы старшеклассников в различных сферах деятельности

· Опросник - ДДО – «Я предпочту»

Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Экспресс–методика И. Н. Агафоновой (2 «В» класс)

Высокий от 70%; Средний -35 – 70%, Низкий – до35%.

В течение первых двух, а иногда и трех месяцев проходит сопровождение процесса адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, т. к. почти у всех страдает эмоционально – волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут выйти из парты, хлопать в ладоши или топать). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения.

Социально–психологическое обучение детей по программе И. Н. Агафоновой «Я и мы» помогает в социально–психологической адаптации детей, в формировании:

· положительной Я - концепции и концепции другого человека

· мотивации достижении успеха

· эмоциональной сферы ребенка

Психолого–педагогическая коррекция познавательного развития учащихся начальной школы проводится по программе педагога–психолога Анохиной С. Е.

«Психолого-педагогическое развитие учащихся начальной школы».

Психологическое развитие учащихся средней школы проводится на основе программы Н. П. Локаловой: «Уроки психологического развития в средней школе» (5, 6 классы )

Психологическое развитие учащихся средней школы проводится на основе программы

А. В. Микляевой«Я – подросток», «Мир эмоций» -7 класс,«Встречи с самим собой» – 8 класс. «В целях профориентации» - 9 класс проводятся занятия в форме элективных курсов; по программе Анохиной С. Е.«Самопознание как условие психологической поддержки при выборе профессии»

Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого–педагогического сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося используется индивидуальная психолого–педагогическая карта ученика коррекционной направленности, в которой фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.

Используется следующая документация:

Журнал групповых форм работы Журнал индивидуальных форм работы Журнал учета

4. Перспективный план работы на учебный год

5. Анализ проделанной работы

Необходимо подчеркнуть особую значимость в привлеченииучителей классов для учащихся с ОВ к работе МО службы сопровождения (педагог–психолога, социальный педагога, логопеда ), в решении следующих задач: обеспечение высокого методического уровня проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий, создание условий, адекватным особенностям развития, обучения и воспитания детей с ОВ в общеобразовательной школе.

Здоровье

Источники: http://www.studfiles.ru/preview/6189096/page:9/, http://studopedia.ru/8_25533_psihologo-mediko-pedagogicheskoe-obsledovanie-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya.html, http://pandia.ru/text/78/641/58565.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Понятие адаптация ребенка школе

Главная Новое Популярное Карта сайта Поиск Контакты Понятие адаптации далее...

Со скольки можно давать шоколад ребенку

Можно ли давать детям до далее...

Аллергия детей 1 5 года

Аллергия у детей далее...

Популярные статьи