Главная » Диагностика детей



Диагностика детей с овз в школе методики

Причины школьных трудностей у детей с овз

Причины, вызывающие трудности усвоения общеобразовательной программы, очень разнообразны и обусловлены структурой дефекта детей с ограниченными возможностями здоровья. Выбирая методику оказания помощи ребенку, мы, прежде всего, должны выявить проблему и ее причины, иначе наша помощь будет неэффективной. Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. Трудности усвоения детьми программного материала имеют негативные последствия, которые сказываются на формировании личности ребенка:

снижают его самооценку,

делают его пассивным, равнодушным к учебе либо негативно настроенным на любое обучение.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным и успешным, счастливым человеком. Фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни.

Можно выделить две основные причины, ведущие к несформированности детской психики:

неблагоприятные условия жизни. негативное влияние окружающей среды, сложные семейные отношения, плохие бытовые условия, педагогическая запущенность;

специфика созревания мозга ребенка. которая заключается в неравномерном развитии отдельных областей мозга, наличием отклонений в их работе.

Это может быть связано с неблагоприятным течением внутриутробного периода развития ребенка и патологическими родами. В последующем возникают трудности с определенными функциями психики — памятью, вниманием, мышлением, речью и связанных с ней письмом и чтением.

Большая часть неуспевающих школьников имеют незначительные нарушения, которые обозначаются как минимальные мозговые дисфункции (ММД). Вследствие своей парциальности эти отклонения никак ни проявляются в дошкольном детстве, но обнаруживают себя с началом обучения в школе. Большие интеллектуальные нагрузки, высокий темп обучения и строгий контроль результатов ложатся непомерным грузом на еще не сложившиеся структуры мозга, обеспечивающие состояние психики. Необходимо соответствие между педагогическими требованиями к ребенку и его возможностями, в том числе возможностями психики и нервной системы. Несоответствие и приводит к трудностям в обучении. Психическая функция никогда не нарушается полностью, всегда остаются сохранными многие составляющие детской психики. Пострадавшие составляющие психической функции можно компенсировать за счет полноценно работающих звеньев внутри этой функции и других здоровых психических процессов [7].

Основные типы трудностей и их причины

Предлагаем вашему вниманию проанализировать перечень основных видов трудностей, возникающих в процессе обучения детей, их причины и рекомендуемые методики для обследования. Описание данных методик вы сможете найти в приложениях.

Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
• определить оптимальный педагогический маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

• определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является

комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение. « В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это поможет им сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Психолото-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

• особенности контакта ребенка;

• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

• реакция на одобрение;

• реакция на неудачи;

• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

• реакция на результат. Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

• наличие и стойкость интереса к заданию;

Психолого–педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Анохина Светлана Евгеньевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 000 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (педагог-психолог)

г. Санкт-Петербург, Россия

Психолого–педагогическое сопровождение детей

с ограниченными возможностями здоровья

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дети с ОВЗ (7 вида) – это дети с особым видом нарушения развития, характеризующимися замедленным типом формирования психических функций и личности ребенка. Эти дети нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

В нашей школе (ГБОУ СОШ № 000) – 5 классов. где учатся дети с ограниченными возможностями – VIIвида.

Целью психологического сопровождения детей в нашей школе является создание системыпсихолого–педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (в школе, семье и т. п.)

Основными сферами деятельности педагога - психолога в системе медико– социально– психолого-педагогического сопровождения ГБОУ СОШ № 000 являются:

· психологическое сопровождение развития и обучения учащихся

· психологическое сопровождение педагогического коллектива

· психологическое сопровождение родителей

К основным направлениям деятельности педагога–психолога относятся:

При зачислении ребенка в класс коррекционной направленности, подробно изучаются данные анамнеза и особенностей его развития.

Проводится диагностическое исследование:

· мотивацию к школьному обучению

Методика определения готовности к школе – методика Ясюковой Н. А.

· Экспресс-диагностика готовности к школе (экспресс–методика И Н. Агафоновой) (начальная школа).

· Психолого–педагогическая карта (первоклассника, второклассника и т. д.)

· «Что мне нравится в школе» - проективная методика Р. В. Овчаровой (начальная школа)

· Тест «Лесенка» - методика Щур (начальная школа)

· Тест школьной тревожности Филипса (средняя школа )

· Методика межличностных отношений в группе Р. В. Овчаровой (средняя школа)

· Диагностика психических состояний и свойств личности (шкала самооценки Ч. Д. Спилбергер, Ю. Я. Ханин) ( старшая школа)

· Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (старшая школа)

· Тест «Моя семья» - самочувствие ребенка в семье.

В целях профориентации используюся методики:

· «Карта интересов» - интересы старшеклассников в различных сферах деятельности

· Опросник - ДДО – «Я предпочту»

Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Экспресс–методика И. Н. Агафоновой (2 «В» класс)

Высокий от 70%; Средний -35 – 70%, Низкий – до35%.

В течение первых двух, а иногда и трех месяцев проходит сопровождение процесса адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, т. к. почти у всех страдает эмоционально – волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут выйти из парты, хлопать в ладоши или топать). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения.

Социально–психологическое обучение детей по программе И. Н. Агафоновой «Я и мы» помогает в социально–психологической адаптации детей, в формировании:

· положительной Я - концепции и концепции другого человека

· мотивации достижении успеха

· эмоциональной сферы ребенка

Психолого–педагогическая коррекция познавательного развития учащихся начальной школы проводится по программе педагога–психолога Анохиной С. Е.

«Психолого-педагогическое развитие учащихся начальной школы».

Психологическое развитие учащихся средней школы проводится на основе программы Н. П. Локаловой: «Уроки психологического развития в средней школе» (5, 6 классы )

Психологическое развитие учащихся средней школы проводится на основе программы

А. В. Микляевой«Я – подросток», «Мир эмоций» -7 класс,«Встречи с самим собой» – 8 класс. «В целях профориентации» - 9 класс проводятся занятия в форме элективных курсов; по программе Анохиной С. Е.«Самопознание как условие психологической поддержки при выборе профессии»

Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого–педагогического сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося используется индивидуальная психолого–педагогическая карта ученика коррекционной направленности, в которой фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.

Используется следующая документация:

Журнал групповых форм работы Журнал индивидуальных форм работы Журнал учета

4. Перспективный план работы на учебный год

5. Анализ проделанной работы

Необходимо подчеркнуть особую значимость в привлеченииучителей классов для учащихся с ОВ к работе МО службы сопровождения (педагог–психолога, социальный педагога, логопеда ), в решении следующих задач: обеспечение высокого методического уровня проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий, создание условий, адекватным особенностям развития, обучения и воспитания детей с ОВ в общеобразовательной школе.

Здоровье

Источники: http://www.studfiles.ru/preview/6189096/page:9/, http://studopedia.ru/8_25533_psihologo-mediko-pedagogicheskoe-obsledovanie-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya.html, http://pandia.ru/text/78/641/58565.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Насморк у ребенка 1 месяц чем лечить

Вы находитесь здесь: Главная далее...

У ребенка мелкая сыпь под коленкой

Сыпь под коленками Появление далее...

Атопический дерматит у детей как снять зуд

Как снять зуд у ребенка Обычно далее...

Популярные статьи