Главная » Диагностика детей



Диагностика детей среднего возраста сенсорному развитию

Диагностика по сенсорике детей раннего возраста

Галина Ивакина
Диагностика по сенсорике детей раннего возраста

Сегодня психологами и педагогами разработаны всевозможные методики и таблицы для проведения диагностики развития ребенка. С их помощью можно определить, насколько правильно и планомерно происходит развитие малыша.

Диагностика развития ребенка раннего возраста - это целенаправленное, доброжелательное наблюдения за детьми в различных видах деятельности с применением разнообразных индивидуальных заданий.

Диагностика позволяет выявить динамику развития, предусмотреть результативность организации педагогического воздействия.

В обследовании детей раннего возраста используются чаще всего игровые методики со знакомыми ребенку предметами - пирамидками, кубиками, различными играми повосприятию цвета, формы и др. Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.

При подходе к отбору методики для обследования сенсорного развития я учитывала ещё и тот факт, что ребенок уже способен к сотрудничеству со взрослым. Под сотрудничеством понимается желание ребенка выполнить или повторить задание, предложенное педагогом.

Именно поэтому за основу диагностики я взяла комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е. Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) ». Предлагаемая вашему вниманию диагностическая карта рассчитана на возраст ребенка с 1, 6 до 3 лет, так как мы ведем группу в течение 2 лет. Указанный в карте возраст 3, 5 рассчитан на детей, у которых день рождения в октябре, ноябре, декабре. Этим детям к выпуску из первой младшей группы в июне и исполнится по 3, 5 года.

В диагностической карте также обозначен материал, который нужно и можно использовать для заданий.

Обозначение анализов результатов дано в конце диагностической карты.

Карту диагностики смотреть здесь http://www.maam.ru/users/files/download1081.html

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты

Диагностика уровня развития рисования и освоения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. С целью проверки гипотезы нашего исследования, мы выдвинули следующие задачи, которые необходимо решить в экспериментальной части:

Провести диагностическую работу по выявлению художественных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Апробировать инновационные техники рисования для развития творческих способностей детей.

Опытно-экспериментальным путем доказать, что систематические и целенаправленные занятия рисованием с помощью нетрадиционных методов влияют на развитие творческих способностей детей.

Осуществить качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

В подтверждение этого нами был проведен констатирующий эксперимент.

Исследовательская работа была проведена на базе ДОУ «Соболенок»

с. Баргузин, во 2 младшей группе.

В эксперименте участвуют две группы детей (контрольная и экспериментальная). В каждой группе по пять детей, которые будут тестироваться. С экспериментальной группой будут проводиться занятия по определенной методике, для развития у детей творческих способностей. Контрольная группа будет заниматься по обычной программе. Констатирующий этап эксперимента проводится для того, чтобы зафиксировать начальные оценочные показатели контрольной и экспериментальной групп. Предполагается, что после проведения занятий с экспериментальной группой уровень творческого развития детей повысится. Все это станет ясным после проведения контрольного тестирования групп и сравнения их результатов. При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:

– теоретический анализ педагогической литературы;

– изучение и анализ педагогической документации и опыта работы ДОУ.

Для проведения исследовательской работы была разработана специальная диагностика по выявлению уровня навыков рисования и освоения сенсорных эталонов во второй младшей группе.

1 этап. Констатирующий эксперимент.

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности

Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей 3- 4 лет.

Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью нами были выделены следующие критерии:

– расположение изображений на листе.

На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) – ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.

1 задание «Найди цветок для бабочки»:

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».

Обратившись к результатам экспериментов, я увидела, что на высоком уровне развития находятся 2 ребенка (Алина В, Таня К) что составляет 25% детей. На среднем уровне развития – 5 детей, т. е. 37 %, на низком уровне развития также 4 детей (38%). Используя приведенные данные, я смогла выделить рабочую группу детей, которую будут составлять дети с низким уровнем сенсорного развития

4.Содержание комплекса игр, направленных на

сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

В моей работе я проводила игровую деятельность с детьми 3 - 4 года, соответственно разрабатывалась система игр и занятий.

В констатирующем эксперименте мною была условно выделена группа детей для формирующего эксперимента. Учитывая своеобразие работы с детьми (использование в качестве основного метода использовалась дидактическая игра), я работала со всеми заинтересовавшимися детьми, основное внимание уделяла интересующих меня детей. Так как основной задачей моей опытно-экспериментальной работы является сенсорное развитие, то является целесообразным рассмотреть возможности младших дошкольников в овладении сенсорного развития.

В соответствии с особенностями сенсорного развития я разработала серию последовательного включения игр. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Работа начинается с группой детей 3 года жизни с сентября и до мая ведется систематически. Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний, умений в повседневной жизни.

Так, используя закрепление знаний, умений на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д. в играх происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают темп, свойства воды, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол дети знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом.

5. Анализ результатов проделанной работы

Основная задача заключительного эксперимента – определить уровень сформированности сенсорного развития у детей рабочей группы. В данную группу были объединены дети с наиболее низким уровнем развития сенсорного развития. Это Слава В, Али Б, Ярослав Л, Лена Т, для обследования детей были использованы методики констатирующего эксперимента.

Протокол № 1 к методике

«Закрепить умение выделять цвет предметов»

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-po-sensorike-detei-ranego-vozrasta.html, http://www.listeducation.ru/liweps-365-1.html, http://gigabaza.ru/doc/168620-p5.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства

Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства Важная роль изобразительного искусства в далее...

Ферментопатия у детей симптомы

Ферментопатия у детей: симптомы, диагностика и лечение Ферментопатия у далее...

Признаки сотрясения у детей до 2 лет

Признаки сотрясения мозга у ребенка. Помню, когда моему далее...

Популярные статьи