Главная » Диагностика детей



Диагностика коммуникативных умений навыков детей

Материал на тему:
Результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений

Педагогическая диагностика компетентности дошкольников.

(Автор О.В. Дыбина)

Цель. определение уровня сформированности коммуникативных умений.

Метод проведения диагностики. наблюдения, беседа, диагностические задания.

Срок проведения. сентябрь 2011г; апрель 2012г.

Количество диагностированных. 25человек.

Диагностику провела. Козырицкая Виктория Валентиновна, воспитатель

Уровни сформированности коммуникативных умений старших дошкольников оценивается в соответствии с набранными баллами:

Высокий уровень (3 балла). Ребёнок самостоятельно выполняет задания, добивается результатов.

Средний уровень (2балла). Ребёнок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

Низкий уровень (1 балл). Ребёнок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнять (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.

сформированности коммуникативных умений детей 5- 6 лет

1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нём:

-ребёнок самостоятельно, правильно определяет эмоциональное состояние окружающих, объясняет их причину, и делает прогнозы дальнейшего развития ситуации

-ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого

-ребёнок затрудняется в определении эмоциональных состояний изображенных на картинке людей, не может объяснить их причину и продолжить дальнейшее развитие ситуаций.

2.Умение получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог с взрослыми и детьми:

-охотно выполняет задание, самостоятельно формулирует 3- 5 развёрнутых вопроса. В целом его интервью носит логичный, последовательный характер

-ребёнок формулирует 2- 3 коротких вопроса с помощью взрослого, не соблюдает логику интервью

-затрудняется в выполнении задания даже с помощью взрослого.

3. Умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать своё мнение

-проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умение выслушивать сверстника. Согласовывать с ним свои предложения, уступить, убедить

-отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь, может возразить, учитывая свои интересы, выступать со встречным предложением

-не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания; либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями, не учитывает желания сверстников, настаивает на своём.

4 Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей, умению принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.):

-берёт на себя функцию организатора взаимодействия, распределяет обязанности, проявляет умение выслушивать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, убедить. способен оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднения к взрослому или сверстнику

-ребёнок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возразить, учитывая свои интересы, выступать со встречным предложением, знает нормы организаторского взаимодействия, но может их нарушить (не всегда учитывает интересы сверстника), замечает затруднения сверстников, но не всегда оказывает помощь; помощь взрослого принимает, но самостоятельно за ней не обращается

-ребёнок не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий, не знает норм организаторского взаимодействия или не соотносит необходимость их выполнения по отношении к себе; проявляет равнодушие к сверстникам, либо неспособность оказывать действенную взаимопомощь, от помощи сверстников отказывается.

5.Умение относиться с уважением к окружающим людям, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях:

-ребёнок не провоцирует конфликт, в сложившейся ситуации старается найти справедливое решение, либо обращается к взрослому

-ребёнок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет, идёт на уступки, не отстаивает своё мнение, свои желания подчиняет интересам других детей

-ребёнок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, не способен спокойно высказывать своё мнение, к помощи взрослого не прибегает.

Диагностика коммуникативных умений дошкольников

Наталья Золотова
Диагностика коммуникативных умений дошкольников

Диагностика коммуникативных умений дошкольников

• Умения слушать и слышать другого;

• Умение участвовать в свободной беседе;

• Умение быть внимательным к самому себе и окружающим;

• Умение понимать чувства и настроения другого;

• Умение осмысливать свои поступки и поступки другого.

• Наблюдение за характером общения дошкольников со сверстниками в группе детского сада в процессе самостоятельной деятельности.

• Беседы с детьми

• Тест «Эмоциональные состояния» /с использованием пиктограмм/

Методика изучения уровня речевой коммуникации дошкольников

/разработана болгарским исследователем Ф. Г. Даскаловой.

Даскалова Ф. М. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М. 1989./

Изучение коммуникативных умений детей проводится путем свободного наблюдения за свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.

Критерии оценки коммуникативных умений:

Ребенок активен в общении, умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета.

Ребенок умеет слушать и понимает речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета неустойчиво.

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.

(создается таблица с перечнем умений)

Характер общения со сверстниками

Уровень коммуникативных умений ребенка

Вступать в диалог

Пони-мать собесе дника

Ясно выражать свои мысли

Пользоваться формами речевого этикета

Диагностика коммуникативных навыков детей, посещающих ДОУ № 142, г. Рязани

Для фиксации и анализа формируемых у детей умений и навыков был использован комплекс психолого – педагогических методик, в который вошли:

q методика определения самооценки детей “ЛЕСЕНКА”;

q методика определения коммуникативной готовности детей «анализ процесса и продукта деятельности».

Выбор этих методик обусловлен следующими причинами:

- наличие игрового мотива (обследование непродолжительно по времени, в результате сохраняется устойчивое внимание и интерес на протяжении всего теста),

- доступность организации позволяет увидеть каждого ребенка в работе (подгрупповой и индивидуальной).

Согласно определению, данному в психологическом словаре, самооценка толкуется как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей . И далее: От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам . Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу любой ошибки или неудачи у людей с низкой самооценкой - Ну что я мог поделать? С внешней стороны таких людей обычно выдает беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, неуверенность в себе и растерянность, а то и паника при любых неожиданностях.

Добавим, что и в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Поэтому психотерапевтическая задача заключается в приведении самооценки к нормальному уровню, соответствующему реальным возможностям личности (идеальный вариант - верхняя планка этих возможностей), то есть в одних случаях повысить, в других - понизить.

Простейшие способы выяснения уровня самооценки ребенка вполне доступны. Для того, чтобы определить насколько свободно ребенок общается с окружающими его людьми можно использовать тест «ЛЕСЕНКА», который помогает выявить уровень самооценки у ребенка. Это важно, так как чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. В связи с этим предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. А на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться. Данный тест используют с 3-х лет.

Опросные листы представляют собой лесенку, которая нарисована на листе бумаги и состоит из десяти ступенек. Данный материал был роздан детям на одном из занятий. Дети выполняли задание с интересом.

Цель исследования: узнать уровень коммуникативности детей, путем определения самооценки.

Гипотеза: предполагается, что из-за того, что работа детского сада организованна на достаточном уровне, у детей хорошо развиты коммуникативные навыки и достаточная самооценка.

Инструкция к проведению теста «ЛЕСЕНКА»:

Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек (для старших подростков это может быть просто вертикальная шкала от 0 до 10).

Ребенку дается следующая инструкция:

- Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете - самые умные, красивые и т.д. у них все получается, их любят родители, ими не нахвалятся учителя. А на самой нижней ступеньке те, кто прогуливает школу, плохо учится, не может ни в чем добиться успеха, не слушает родителей. Все остальные дети расположились на других ступеньках между этими крайностями. Одни выше, другие ниже. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. Далее спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы. Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.[30]

Новое

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее.

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым.

Разделы

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/13/rezultaty-diagnostiki-urovnya-sformirovannosti-kommunikativnykh-umeniy, http://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-komunikativnyh-umenii-doshkolnikov.html, http://www.educationplace.ru/eduts-442-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Запор у месячного ребенка на смешанном вскармливании

Запор у месячного ребенка - что делать? Проблемы с далее...

Интересные факты об индии для детей

Интересные факты об далее...

Дошкольное воспитание нравственно патриотическое воспитание

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста» Основания далее...

Популярные статьи