Главная » Диагностика детей



Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагнос­тируется не только память, но и другие психологические харак­теристики человека. В этой связи в практической психодиагнос­тике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.

В нашем случае среди них находится узнавание, воспро­изведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные орга­ны чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика 11. «Узнай фигуры»

Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными за­дачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 88-90.

Библиотека Института Психотерапии и Клинической Психологии

Поиск в электронной библиотеке

Полезные ресурсы

Разделы электронной библиотеки

Высшее образование Психология, Клиническая психология

КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ - профессиональная переподготовкаПСИХОТЕРАПИЯ - профессиональная переподготовка

    АрттерапияБазовые дисциплины клинической психологииГештальттерапия и ПсиходрамаГипноз эриксоновский и эриксоновская терапияДекадники по психологии и психотерапииДетская психология. Психотерапия и психологическая коррекция детей и подростковДуховная психологияЗависимости и созависимостьИнтегративная Креативно-Структурная ТерапияКОНФЕРЕНЦИИКогнитивно-поведенческая психотерапияКонсультирование и реабилитация в пенитенциарной системеКоучинг, профессиональная подготовка коучейКризисные состояния и последствия психической травмыМастер-классыНейро-лингвистическое программирование ( НЛП )Подготовка тренеровПрограммы обучения по запросуПсихологическая коррекция и психотерапияПсихологическая реабилитация больных острым церебральным инсультомПсихосинтезПсихотерапия и психологическая коррекция психосоматических расстройствСексология и психологическая коррекция сексуальных дисфункцийСемейный психолог. Семейный психотерапевтСимволдрама в психотерапии и психологической коррекцииСистемная семейная психотерапия и консультированиеТанцевально-двигательная психотерапия (ТДП)Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП)Телесно-ориентированный арттерапевтический подход (ТОП-АРТ)Трансактный анализ и Терапия Нового РешенияТрансперсональная психология и психотерапияТренинги и психотерапевтические группыФакультативы

»ѕи ѕ в социальных сет¤х

Статья Диагностика памяти детей среднего дошкольного возраста

Актуальность темы статьи заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого педагогически грамотно помочь этому развитию, вовремя заметить отклонения от нормы, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования имеют огромное значение для дальнейшего полноценного развития. Любая диагностическая процедура требует знания закономерностей функционирования памяти. Кроме того, психология познавательных процессов крайне важна в любом виде деятельности, базирующемся на припоминании, воспоминании или воспроизведении.

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.

Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. «Без памяти, — писал С. Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»

Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Теория развития памяти породила большие споры в психологии. В связи с этим, проблемы диагностики памяти детей дошкольного возраста достаточно актуальны.

Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли такие ученые и исследователи, как: П.П. Блонский, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, Г.Эббингауз, И.П.Павлов. П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Т .Б. Никитина, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л.В. Занков, А. Бэн, К.Гроос и многие другие.

Определяющим моментом вначале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого-педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. Данные многих исследований говорят о высокой обучаемости детей дошкольного возраста, а также о том, что потенциальные способности детей, к сожалению, часто остаются неразвитыми. В начале и середине дошкольного возраста у ребенка преобладает непроизвольный вид памяти. Как правило, дети в состоянии запомнить лишь то, что вызвало их непосредственный интерес, понравилось или расстроило, привлекло яркостью или новизной. Психологи, исследовавшие непроизвольную память дошкольников (В.П. Зинченко, З.И. Истомина, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева), не случайно считают, что «память ребенка это его интерес».

Диагностика памяти имеет большое значение, так как она позволяет выявить уровень развития данного процесса, а также перспективу его дальнейшего совершенства. Кроме того диагностика помогает определить динамику в развитии памяти, выявить трудности в развитии и определить пути их преодоления.

Среди разнообразных методик диагностики памяти детей среднего дошкольного возраста были определены, те которые соответствуют цели изучения особенностей развития памяти у детей данного возраста. В диагностический комплекс были включены следующие диагностические методики: методика «Заучивание 10 слов», «Изучение образной памяти дошкольников», «Исследование опосредованного запоминания», «Методика изучения соотношения непроизвольной и произвольной памяти».

Проведенное экспериментальное исследование было направленно, прежде всего на апробацию разработанного диагностического комплекса и подтверждение эффективности его использования в среднем дошкольном возрасте. Выбранные методики позволяют оценить возможности памяти в среднем дошкольном возрасте. Полученные результаты позволили увидеть, что в среднем дошкольном возрасте происходит изменение соотношений памяти образной и вербальной, непроизвольной и произвольной, механической и логической.

© 2012#0150;2016 Проект «Инфоурок»
16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.
Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Источники: http://psixologiya.org/psixodiagnostika/poznavatelnye-processy/1609-metody-diagnostiki-pamyati-u-det, http://www.psyinst.ru/library.php?id=2366part=article, http://infourok.ru/statya-diagnostika-pamyati-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta-655495.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Лечить кашель 3 х месячному ребенку

Кашель у 3х месячного ребенка Уважаемые консультанты, прошу далее...

Делают узи почек детям

УЗИ почек у детей На сегодня далее...

Нравственное трудовое воспитание детей

Нравственно-трудовое воспитание детей далее...

Популярные статьи