Главная » Диагностика детей



Диагностика перед школой ребенка

Вопросы тестирования ребенка перед школой

Будущий ученик переживает кризис 7 лет, связанный не столько с объективными изменениями в жизни, сколько с отношением, которое ребенок к ним испытывает. Чем легче он включается в учебный процесс, тем меньше поводов вступать в конфликт с собой, тем выше его успехи и быстрее происходит адаптация. Это благополучное развитие ситуации означает, что ваш ребенок был готов к обучению.

Уровень готовности ребенка к школе обычно определяется перед поступлением в 1 класс. Ребенку задают ряд вопросов, на которые он должен знать ответы в этом возрасте (предполагается, что в детском саду ему дали необходимые начальные знания о цвете, форме, пространстве, времени и др.). Например, такие:
 Как твои фамилия, имя, отчество?
 Как фамилия, имя, отчество мамы (папы)?
 Кем они работают?
 Ты мальчик или девочка? Кем ты будешь, когда вырастешь – дядей или тетей?
 У тебя есть брат или сестра? Кто из вас старший?
 Сейчас утро, день или вечер?
 Ты завтракаешь утром или вечером?
 Можешь назвать свой адрес?
 Какое сейчас время года?
 Какого цвета этот предмет?
 Покажи свой правый глаз, левое ухо.
 Когда бывает снег – зимой или летом?
 Ты хочешь пойти в школу?
 Зачем в школе нужна парта, звонок?
 Каких ты знаешь животных, птиц?
 Кто больше: корова или собака?
 Чем занимается врач, почтальон, учитель?
 Что больше: 3 или 8?

Также при диагностике используется известный тест Керна-Йирасека. Он состоит из трех заданий.
1. Графическое копирование фразы, например, «Ей дан чай» или «Я ем суп».
На листе письменными буквами пишется эта фраза. Ребенок не умеет еще писать, поэтому он должен просто «срисовать» слова. От того, насколько четко скопировано написание, начисляется от 5 до 1 балла (при этом 1 балл рассматривается как высший). В том случае, если ребенок уже умеет писать, предлагается фраза на иностранном языке.
2. Срисовывание группы точек.
На листе нарисована группа точек. Расстояние между ними должно быть около 1 см по горизонтали и вертикали; диаметр точек – 2 мм. Ребенку дается задание – срисовать эти точки.
Чем ближе его работа к образцу, тем лучше. Работа оценивается так же: от 5 до 1 балла, где 1 балл – высшая оценка.
3. Рисование мужской фигуры.
Ребенку дается задание: «Нарисуй дядю». Если он просит нарисовать тетю, разрешите ему это, но потом он должен непременно нарисовать дядю. Дело в том, что анализ проводится именно по мужской фигуре: тетя может быть нарисована в длинном платье, и тогда исследователю не понятно, подразумевает ребенок ноги у фигуры или нет. Качество выполнения задания оценивается с точки зрения наличия всех необходимых частей тела и лица, количества пальцев, соотношения размеров частей тела. Кроме того, рисунок должен быть сделан непрерывной мягкой линией, а не «палка-палка-огуречик». Высший балл – 1. Наименьший – 5.
Затем баллы по трем заданиям суммируются, и определяется уровень психического развития ребенка, степень сформированности глазомера и координации движений:
1-6: высокий уровень
7-11: средний уровень
12-15: низкий уровень

Самостоятельно определить готовность ребенка к школе помогут родителям разработанные американскими специалистами и адаптированные для России вопросы. Вот некоторые из них.
Оценка развития познания:
 Различает ли ребенок понятия: правый-левый, большой-маленький, знает ли буквы алфавита?
 Может ли удерживать в памяти как минимум три ваших указания?

Оценка базового опыта:
 Был ли ребенок с вами на почте, в аптеке, в магазине, в библиотеке?
 Читаете ли вы вместе?
 Есть ли у него какое-либо увлечение?

Оценка языкового развития:
 Может ли ребенок ответить на вопрос взрослого человека или рассказать произошедший с ним случай?
 Способен ли слушать, не перебивая?
 Знает ли названия окружающих предметов и их назначение?
 Может ли объяснить, что где лежит?
 Четко ли проговаривает слова?

Оценка уровня физического развития:
 Хорошо ли он слышит, видит?
 Насколько развиты координация движений и моторика ?(умеет играть в мяч, прыгать, ходить по лестнице)
 Может ли некоторое время посидеть спокойно?

Существуют и другие диагностики готовности ребенка к школе. Пользуясь ими, вы будете в курсе и сможете предотвратить возможные проблемы в будущем. Зная слабые места в развитии вашего ребенка, вы укрепите их: дадите ему недостающие знания, поможете сформировать полезные привычки, которые помогут благополучно преодолеть кризис 7 лет.

Я много времени провожу за компьютером. Скажите, пожалуйста, необходимо ли пользоваться специальными очками при работе за компьютером или это миф?
Читать ответ

Что лучше: очки, контактные линзы или лазерная коррекция зрения?
Читать ответ

На приеме у врача выяснилось, что у меня астигматизм. Как такое может быть, ведь раньше у меня ничего подобного не было?
Читать ответ

Подготовка зрения ребенка к школе

Если 1 сентября ваш ребенок идет в первый класс, к осени он должен быть «приведен в готовность № 1». Что это значит? Очень важно выяснить, готова ли зрительная система ребенка выдержать новые серьезные нагрузки.

Обследование перед школой у офтальмолога обязательно для всех детей. И лучше сделать его как можно раньше. В таком случае остается время на решение проблем, если они будут обнаружены, до начала учебы. Каким должно быть обследование зрения ребенка, чтобы вы были точно уверены в его результатах?

Диагностика зрения по старинке ?

В поликлиниках обследование часто проходит по старинке, что не всегда позволяет поставить верный диагноз. При помощи таблицы. висящей на стене, определяется острота зрения. Если с остротой «все в порядке», врач вполне может на этом и остановиться. При плохом зрении дополнительно определят рефракцию (то, как глаз преломляет световые лучи) и выявят отклонение от нормы – близорукость. дальнозоркость. астигматизм. Это обследование проводится при помощи специальной линейки. Посмотрят, нет ли явных признаков косоглазия. В особых случаях может быть назначена циклоплегия – исследования при расширенном зрачке.

Почему такого обследования зрения ребенка недостаточно? Гибкая детская зрительная система может сама компенсировать и «скрывать» некоторые недостатки. А механическое - «ручное» - измерение не дает возможности говорить о той точности, которая поможет их выявить. Результат - неверный диагноз и назначение неправильного лечения. Без необходимой аппаратуры врач зачастую только констатирует факт и прописывает очки.Современное же оборудование позволяет фиксировать малейшие изменения. Правильный прогноз развития зрения в некоторых случаях дает возможность и вовсе не надевать очки на ребенка. Для того, чтобы исправить зрение, ему будет достаточно пройти терапевтический курс лечения.

Компьютерная диагностика зрения ребенка. Преимущества современной диагностики

Диагностические аппараты нового поколения, которые применяются для обследования детей в клиниках Эксимер. компьютеризированы. Это обеспечивает очень высокую точность получаемых данных. Измерение рефракции во время проведения современной диагностики, проходит при помощи авторефрактокератометра. Из-за его высокой стоимости раньше он применялся только во взрослой офтальмохирургии при проведении лазерной коррекции зрения. Теперь же существуют и специальные детские авторефрактокератометры, они не требуют от ребенка точной фиксации глаза и даже сами следят за его движением. Этот прибор измеряет рефракцию не только всего оптического аппарата, но и отдельно – роговицы (одной из естественных линз глаза). Что очень важно при наличии астигматизма.

При помощи ультразвуковой аппаратуры проводится измерение «длины» глаза. Этот параметр позволяет уточнить причины многих рефракционных нарушений. Ведь при близорукости глаз зачастую удлинненный, при дальнозоркости, наоборот, короткий. Хотя иногда причина нарушений зрения может крыться в нарушениях работы оптического аппарата. При усилении близорукости глаз «растет». Именно измерения его «длины» позволяют уточнить, прогрессирует ли она.

Особое внимание уделяется проверке бинокулярных функций. Речь идет не только о таком грубом нарушении, как косоглазие, но и о бинокулярности (т.е. способности создавать «одну картинку» из тех, которые видит каждый глаз отдельно). Есть и более тонкие параметры – глубина резкости и т.д. «Неправильная» работа зрительной системы снижает качество зрения. При нарушении тонких бинокулярных функций необходимо срочно проводить их восстановление.

Современное обследование обязательно предполагает осмотр при расширенном зрачке. Для расширения зрачка применяются препараты нового поколения. В отличие от атропина, они безвредны и легко переносятся. Уже через час после их применения зрачок сужается, и ребенок нормально видит. Даже если понадобится углубленная диагностика с расширенным зрачком, достаточно будет 3-х дневного обследования. Тогда как циклоплегия, проводящаяся с применением атропина, проходит в течение 10-15 дней и ребенок во время ее проведения не может заниматься зрительной работой, смотреть телевизор и т.д. При необходимости врач может назначить ребенку и другие виды обследования.

Комплексная терапевтическая программа по подготовке зрения у детей к школе

Скрытые симптомы ложной или начальной близорукости, косоглазия и других заболеваний зачастую становятся явными только к концу первого класса. Если вовремя не принять соответствующих мер, то ребенку понадобятся очки. Специалисты «Эксимера» считают: чтобы этого не случилось, необходимо специально готовить зрение ребенка к школьным нагрузкам. азработанные в «Эксимере» уникальные методы и многолетний клинический опыт лечения нарушения зрения у младших школьников стали основой специальной комплексной терапевтической программы для дошкольников 5-6 лет «Поступаем в школу с хорошим зрением», состоящей из четырех этапов:

I этап (ноябрь) - улучшение кровоснабжения глаза и активизации работы центральных отделов зрительного анализатора;

II этап (февраль) – «обучение» зрительной системы ребенка работе на близком расстоянии;

III этап (май) – развитие и укрепление бинокулярных функций (при нарушениях в этой сфере или непосильных нагрузках хорошо видеть начинает более сильный, «ведущий» глаз, что способствует быстрому развитию глазных заболеваний, в частности косоглазия);

IV этап (июль) – «закрепление пройденного» и создание энергетического запаса прочности зрения у ребенка.Каждый этап включает 10 занятий.

Хотим предупредить родителей, что количество курсов строго ограничено. Это обусловлено тем, что каждый ребенок должен получать лечение по индивидуальной программе.

Диагностика готовности ребенка к школе

Страница 1 из 12

На сегодняшний день обязательное собеседование (или тестирование) в школах перед поступлением в первый класс официально запрещено. В некоторых школах просят приносить заключения от психологов районных центров о готовности ребенка к учебе, но это тоже не носит обязательного характера, а психологи, соблюдая конфиденциальность, далеко не всегда соглашаются давать такие заключения. Несмотря на добровольность психологического тестирования, думаю, неплохо, если вы, уважаемые родители, будете знать, к каким подводным камням нужно быть готовыми и что нужно сделать, чтобы избежать встречи с ними.

Перед походом к психологу особо не настраивайте ребенка, ему можно сказать, что он пойдёт поиграть и порисовать к человеку, который тем и занимается, что играет и рисует с детьми. Специалист должен войти в контакт с ребенком, чтобы диагностика не выглядела как экзамен и не была стрессом для малыша.

Вы, уважаемый родитель, конечно же, имеете право присутствовать при этом. Только в редчайших случаях приходится просить заботливую маму или волнующегося папу посидеть в коридоре. Дело в том, что иногда ребенок при родителях отвечает хуже, чем может сделать это, находясь наедине с психологом. Почему так происходит, сложно сказать однозначно. Может, родители слишком строги и ребенок боится дать неверный ответ, может, наоборот слишком часто и во многом привыкли помогать ему и он надеется на их помощь. Но в любом случае данный вопрос решается ситуативно (в моей практике так случилось всего один раз).

Во время общения ребенка с психологом сидите, смотрите и слушайте: все развивающие задания могут быть построены по принципу тех, что выполняются на диагностике. Естественно, отвечать за ребенка или подсказывать не стоит — вы же не будете сидеть с ним за одной партой в классе и подсказывать, как выполнять те или иные задания учителя.

После окончания диагностики вам все расскажут, что-то при необходимости вы сможете записать, некоторые рекомендации, возможно, специалист вам сможет выдать в печатном виде (например, варианты развивающих заданий) или порекомендует специальную литературу или обучающий компьютер, который кстати, можно купить на сайте dm52.ru.

Можно попробовать провести диагностику самостоятельно. Необходимые материалы предлагаются далее, но помните, квалифицированно ответить на поставленный вопрос (готов или не готов) может только специалист. Вы лицо заинтересованное, специально не обученное, опыта диагностики детей не имеете, так что и результат может быть соответствующим.

Предлагаемые ниже методики созданы на основе тестов, используемых психологами. Своего рода замену классических тестовых заданий на идентичные им я делаю сознательно. И вот почему. Конечно же, каждый родитель желает своему чаду только благополучия. Если родители будут тестировать ребенка сами, а потом в результате засомневаются или захотят услышать мнение незаинтересованного лица, то, придя на прием к психологу, ребенок с уже выполненными дома идентичными заданиями, естественно, справится иначе, чем если бы он делал их в первый раз. И результаты обследования могут потерять свою объективность. Поэтому дома вы можете протестировать ребенка, но данные, которые будут получены, — это данные для себя , так как проведенная вами диагностика не сможет показать точных результатов, а позволит лишь сделать предположение об уровне развития той или иной функции.

Вам предлагаются различные варианты диагностических методик, так что вы сможете проверить ребенка через какое-то время или в случае неудачи переделать задание. Только не переусердствуйте и ни в коем случае, если что-то пойдет не по плану , не сердитесь на ребенка, это не его вина.

Будем благодарны, если поделитесь статьей:

Источники: http://www.prodetey.ru/6250-voprosy-testirovaniya-rebenka-pered-shkoloi, http://excimer.ua/press/v_schkolu/, http://www.kraskizhizni.com/poleznoe/1501-diagnostika-shkola

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Роль массажа и гимнастики в развитии детей

В этой уникальной далее...

Программа по пдд детей школьного возраста

Игровая программа по правилам дорожного движения для детей далее...

Уход за новорожденным малышом

Уход за новорожденным ребенком - о чем далее...

Популярные статьи