Главная » Диагностика детей



Диагностика развития коммуникативной компетентности детей

Методы диагностики развития коммуникативной компетентности старших дошкольников

Анастасия Кочергина
Методы диагностики развития коммуникативной компетентности старших дошкольников

Актуальность данного вопроса состоит в подборе методического инструментария позволяющего выявить уровень коммуникации ребенка старшего дошкольного возраста с другими людьми. Методический инструментарий должен включать совместную анкету: родителя, воспитателя и педагога- психолога и набор диагностических методик для детей старшего дошкольного возраста. Вопросы анкеты должны быть направлены на оценку способности детей к позитивному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях: на занятиях, в играх, в быту. Диагностические методики должны выявить уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей взрослых и сверстников в различных ситуациях общения и взаимодействия, а также о способах адекватного выражения отношения к ним.

Одной из значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношения является отношения со сверстниками. В качестве базового метода выступает наблюдение за взаимоотношениями старших дошкольников в повседневной жизни. Применение данного метода позволяет нам увидеть конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. В своей практике, исследуя коммуникативную компетентность в группе старших дошкольников, я использую метод наблюдения и заполняю совместно с воспитателями «Таблицу анализа поведения и эмоций», предложенную А. А. Романовой. Данная методика удобна в использовании и в обработке результатов. Заполняется таблица с основными параметрами и определяется степень выраженности каждого параметра. Определяются поведенческие и эмоциональные особенности, как по каждому ребенку, так и по группе в целом. Полученные результаты дают основание для дальнейшей индивидуальной, подгрупповой или групповой работы.

Для более углубленного изучения коммуникативной сферы старших дошкольников, также полагаясь на метод наблюдения, могут быть использованы диагностические ситуации, выявляющие особенности взаимодействия дошкольников в совместной деятельности: «Рукавички» Г. Л. Цукерман, «Строитель», «Мозаика», Абрамова Т. А.

Целью этих методик является выявление уровня сформированности действий по согласованию условии в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Проводя наблюдение, за одной из диагностических ситуаций необходимо анализировать и оценивать, как протекает процесс взаимодействия детей:

1) Умеют ли дети договариваться;

2) Как осуществляется взаимный контроль;

3) Как относятся к результату деятельности своего партнера;

4) Осуществляется ли взаимопомощь;

5) Умеют ли рационально использовать средства деятельности.

Также при исследовании взаимоотношений старших дошкольников используется и социометрические методики. «Два домика», «Секрет» Т. А. Репиной.

Применение данных методик нам позволяет выявить различное статусное положение детей внутри группы, т. к. одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.

Таким образом, применяя методы диагностики межличностных взаимоотношений на практике, мы своевременно обнаруживаем проблемные, конфликтные формы в отношении каждого ребенка с другими детьми. Использование данных методик на практике позволило нам выявить достаточно полную картину не только особенностей поведения ребёнка, но также вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника.

Еще одной составляющей коммуникативной компетентности является получение и восприятие в общении необходимой информации. Умение выслушать другого человека, с уважением отнестись к его мнению и интересам. Умение понимать эмоциональное состояние.

Не малую роль в коммуникативной компетенции играет, и социальное развитии ребенка-дошкольника. Она позволяет различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. В качестве диагностики в данном случае может быть применена методика Я. И. Михайловой «Диагностика социального интеллекта». Где в субтесте №1 «Истории с завершением» появляется возможность предвидеть возможные последствия поведения ребенка в определенных ситуациях и предсказать, что произойдет дальше. Стимульный материал теста состоит из двух частей, представленных 5-ю сериями картинок, на которых изображены сцены с различными детьми. Субтест №2 «Группы экспрессии» предназначен для восприятия невербальной экспрессии, распознаванию мимики, поз, жестов характерных для семи эмоциональных состояний.

На 2-х рисунках, расположенных слева, разными способами изображено одно и то же чувство и состояние человека. Среди 4-х остальных, расположенных справа, ребенок должен найти тот образ, который выражает такое же чувство, что и на «опорных» картинках, и назвать эмоцию и эмоциональное состояние.

Из- неправильно сформированной коммуникативной сферы, ребенок в дальнейшем тяжело адаптируется к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении- уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, жалобы педагогу.

Умение эффективно общаться зависит от многих фактов, и в большей степени от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.

Доклад на тему «Мониторинг и диагностика сформированности коммуникативной компетентности педагогов и детей дошкольного возраста»

Доклад на тему «Мониторинг и диагностика сформированности коммуникативной компетентности педагогов и детей дошкольного возраста»


ГККП ДЕТСКИЙ САД «АЙНАЛАЙЫН»


Доклад на тему «Мониторинг и диагностика сформированности коммуникативной компетентности педагогов и детей дошкольного возраста»


Подготовила заведующая д/с Мишурова О.И.


Село Куропаткино 2012год


Процесс формирования коммуникативной компетентности диктует необходимость создания в процессе образования условий для осуществления успешной деятельности.

Дети не всегда могут адекватно выразить свои мысли ,чувства,ощущения,что является препятствием для установления полноценного контакта между педагогом и ребёнком. В то время как именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками .

Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям ,у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта.

Исходя из этого мы видим ,что в этом возрасте закладываются основы сформированности взрослых и детей их коммуникативной компетентности .

В практической деятельности нашего детского сада был использован комплекс методов наблюдения за деятельностью общения детей и педагогов,теоретический анализ,умение строить взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.Мы опирались на индикаторы коммуникативной компетентности детей:

1.Стандарт-ребёнок способен отстаивать свою позицию.

2.Демонстрирует –уважение к взрослым.

3.Проявляет –готовность сочувствовать.

4.Понимает-необходимость договариваться со сверстниками и взрослыми.

5.Применяет- способность к установлению устойчивых контактов с детьми и педагогами.


Индикаторы для педагогов (личностные качества ):

1.Потребность в работе с детьми .

2.Разумная любовь и привязанность к детям.

3.Энергичность в работе


Коммуникативная компетентность детей составляет такие умения как установление контакта. По нашим наблюдениям у некоторых детей вызывает затруднения результатов опознания как конкретных (радость,печаль,одобрение,осуждение ),так и сходных значений высказываний (жалоба,грусть,приказ и просьба ,гордость). Наши педагоги создают положительные мотивации к общению ,с этой целью используются игры на развитие выразительности речи ,раскованности и произвольности.

Дошкольникам предлагают изобразить персонажи сказки, например хвастливую лису. Затем в процессе беседы выяснить разыгранную ситуацию. Также проводят упражнения на выражение основных эмоций (радости ,интереса ,удивления ,печали ).

Концепция обучения ,где воспитательный процесс представлен трёхсторонней деятельностью и состоит из активности ребёнка ,активности педагога и активности развивающей среды заключённый между ними


Т.е. все формы процесса взаимосвязаны.

Общается ребёнок с окружающими людьми ,но это общение с близкими взрослыми. Приходя в детский сад ребёнок сталкивается со сверстниками и чужими взрослыми .Находясь в семье ребёнок обычно получает щадящее общение ,чаще ребёнку уступают ,но попадая в другое социальное пространство он сталкивается с совершенно другими отношениями ,где ему не уступают ,где порой с ним бывают несправедливы.Малышу приходиться сталкиваться с различными ситуациями. Безусловно ему помогают взрослые находящиеся рядом. Они помогают разрешить многие проблемы ,ребёнок приобретает навыки общения- коммуникативные навыки.

Первая задача воспитателей и педагогов – помочь ребёнку адаптироваться в социуме. В нашем детском саду проводятся специальные занятия. направленные на адаптацию детей, в том числе и на развитие коммуникативных навыков.

Обучение коммуникативной деятельности – самой понятной для ребёнка является игра.

Коммуникативную компетентность в дошкольном учреждении можно рассматривать как совокупность умений. определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими ,умение организовывать,умение слушать собеседника ,умение пользоваться речью.

Условия развития коммуникативной компетентности дошкольника является социальная ситуация ,формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками ,совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности). Эффективное развитие компетентности обеспечивается посредством совместной деятельности

педагога и ребёнка. а также диагностика способная обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его коррекции. (показ слайда)

Мне нравиться одна метафора ,что ребёнок ,подобен не проявленной фотографии .Помните ,как раньше проявляли фотографии? Затемнённое помещение какие-то ванночки с раствором ,и в них чистые казалось бы ,снимки …на самом деле ,в них всё уже есть и нам нужно лишь правильно создавать условия ,чтобы фотография проявилась.Так и с ребёнком … надо создавать условия детского развития ,эмоционального комфорта.

Психологический контакт между педагогом и ребёнком определяет успех любых начинаний воспитателя. От взаимоотношений педагога и ребёнка зависит качество учебно- воспитательного процесса ,личностное становление и развитие ,как ребёнка так и педагога и их психическое здоровье,прежде всего.

«Ребёнок всегда прав ,неправым может быть только взрослый ,

чья программа ребёнку не интересна» И.Сеченов.

Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника

Все эти ситуации проявления коммуникативной компетентности связаны с чувствительностью к сверстнику, способностью ориентироваться на другого, сформированностью познавательного, эмоционального и поведенческого компонента образа сверстника.

Данные ситуации проявления коммуникативной компетентности могут выступать и критериями диагностики, и направлениями развития коммуникативной компетентности.

Раздел 2

Психолого#x2011;педагогическое сопровождение процесса формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в пространстве взаимодействия со сверстниками

2.1. Диагностика коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Для определения особенностей коммуникативной компетентности подобраны методики, направленные на диагностику всех составляющих коммуникативной компетентности: особенностей познавательного, эмоционального и поведенческого аспекта образа сверстника и чувствительности к сверстнику.

Показатели коммуникативного развития и коммуникативной компетентности

Рассмотрим каждую из методик подробнее.

Методика вербального выбора «День рождения»

Диагностическая направленность: определение социометрического статуса в группе сверстников.

Процедура проведения обследования. Инструкция: «Представь, что у тебя скоро день рождения и мама тебе говорит: “Пригласи трех ребят из своей группы на праздник!” Кого ты пригласишь?»

Экспериментатор фиксирует отдельно в социометрической таблице выборы каждого ребенка. Отдельно заполняется таблица для первого и второго варианта социометрии.

Таким образом, заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы. Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Если среди тех, кто выбрал конкретного ребенка, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся кружком, затем подсчитываются и записываются.

Обработка и интерпретация результатов

1.Определение социометрического статуса каждого ребенка.

Для определения статуса ребенка использовалась обработка результатов социометрического исследования, предложенная Я. Л. Коломинским. Статус ребенка определяется подсчетом полученных им выборов. В соответствии с результатом детей можно отнести к одной из четырех статусных категорий: 1 – «звезды» (5 или более выборов); 2 – «предпочитаемые» (3–4 выбора); 3 – «принятые» (1–2 выбора); 4 – «непринятые» (0 выборов). 1#x2011;я и 2#x2011;я статусные категории являются благоприятными, 3#x2011;я и 4#x2011;я – неблагоприятными.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/-metody-diagnostiki-razvitija-komunikativnoi-kompetentnosti-starshih-doshkolnikov.html, http://kzbydocs.com/docs/957/index-6363-1.html, http://lib100.com/book/age_psychology/modern_preschool/html/?page=20

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Ребенка мелкая белая сыпь лице

Мелкая сыпь на лице Практически далее...

Гимнастика позвоночника детей видео

Лечебная гимнастика для позвоночника (видео онлайн) Наверное, каждому далее...

Аллергия при прорезывании зубов у детей

Гель для прорезывания далее...

Популярные статьи