Главная » Диагностика детей



Диагностика ребенка 5 лет психологом

Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов-Александр Веракса. Читать онлайн

Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет

Пособие для психологов и педагогов

Посвящается памяти детского психолога О.М. Дьяченко

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. До выхода полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Веракса Александр Николаевичкандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, магистр в сфере психологического консультирования (Манчестерский университет, Великобритания), лауреат гранта Президента РФ. Автор более 50 публикаций по вопросам психологии развития и дошкольного образования.

В данном пособии представлена схема проведения индивидуальной психологической диагностики дошкольника 5–7 лет. Именно к пяти годам формируются основные психические качества ребенка, анализ которых позволяет не только составить общее представление о становлении детской психики в каждом конкретном случае, но и наметить пути ее коррекции.

В пособии содержатся методики, необходимые для того, чтобы составить общую картину развития дошкольника, отталкиваясь от которой можно проводить дальнейшую, более углубленную работу.

Описанная схема диагностики позволяет провести самостоятельное исследование даже не имеющему большого опыта психологу, педагогу или студенту психолого-педагогического вуза. Методики не занимают много времени, достаточно просто интерпретируются и в большинстве своем не требуют сложных стимульных материалов для их проведения.

Пособие ориентировано, в первую очередь, на дошкольных психологов, но также будет полезно всем, кто интересуется вопросами практической психологии.

Особенности развития дошкольника

В отечественной психологии каждый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития, под которой понимается система отношений между взрослым и ребенком, сложившаяся на данном возрастном этапе. При этом взрослый выступает в качестве носителя норм и правил детской жизни, а ребенок осваивает их в процессе взаимодействия со взрослым. Взрослый, создавая социальную ситуацию развития, обеспечивает не только жизнедеятельность ребенка, но и процесс его психического развития. Поскольку социальная ситуация развития создается с учетом возраста и уровня детского развития, то проживая социальную ситуацию и приобретая в ходе этого новые психические качества, ребенок как бы перерастает установленную систему отношений и начинает нарушать предлагаемые ему законы в силу все возрастающих возможностей. Подобное положение дел рождает напряжение в отношениях между ребенком и взрослым, которое разрешается при изменении социальной ситуации развития и, прежде всего, при смене ведущей деятельности.

С точки зрения А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность – это деятельность, оказывающая решающее влияние на развитие психики в том или ином возрасте. Любая деятельность, по А.Н. Леонтьеву, характеризуется операциональной и мотивационной сторонами. Операциональная сторона представлена действиями, которые выполняет ребенок в ходе той или иной деятельности. Например, характер действий ребенка, катающего машинку, отражает операциональную сторону. Мотивационная сторона деятельности определяется побудителями, вызывающими активность ребенка. Например, ребенок может перевозить на машине землю, потому что хочет помочь взрослому, занятому посадкой цветов.

В младенческом возрасте в качестве ведущей деятельности выступает общение ребенка со взрослым, мотивом которой является ближайший взрослый. В раннем возрасте – предметная деятельность, мотивом которой становятся окружающие ребенка предметы с их культурными свойствами. В дошкольном возрасте – игровая деятельность, мотивом которой является сама игра (то есть ребенок играет не ради чего-то, а потому что ему нравится сам процесс игры). Фактически дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ему смыслы взаимоотношений между людьми в различных ситуациях.

Особая роль в освоении ребенком социальных отношений отводится сюжетно-ролевой игре, в ходе которой он познает социальную действительность. Данная форма игры возникает тогда, когда дошкольник оказывается способным представлять действия взрослых и начинает стремиться выполнить их самостоятельно. Желание ребенка самостоятельно выполнять те же действия, что и

Наши рекомендации:

Гуторова М.Ф. Психологическая диагностика детей четвертого–пятого года жизни

Уже более 10 лет наш детский сад работает по программе «Развитие». Основной диагностический комплекс, который использует педагог-психолог, обусловлен выбранной образовательной программой. Опыт показывает, что представленные авторами программы диагностические методики адекватны возрасту детей – они легко ими принимаются и являются прогностичными при оценке развития.

Традиционно выделяют три сферы диагностики: познавательную, эмоционально-личностную и социальную. Однако проведение диагностического обследования детей четвертого года жизни представляет определенные сложности, поскольку большинство психических функций еще не сформировано, и их количественное исследование сильно затруднено. Для диагностики познавательной сферы авторы программы «Развитие» рекомендуют следующие методики: «Коробка форм», «Мисочки», «Пирамидка», «Разрезные картинки», «Конструирование по образцу». Поскольку этот возраст сензитивен для развития восприятия, то и методики направлены на изучение представлений детей о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве), а также действий восприятия, которые доступны ребенку. Результаты данных методик представляются в виде уровней развития восприятия – высокого, среднего или низкого.

При проведении диагностики составляется протокол, в котором указываются используемые методики и сложности, с которыми столкнулся ребенок, выполняя задания. Составление психолого-педагогической характеристики ребенка четвертого года жизни включает в себя следующие показатели:

  • понимание и развитие речи (вывод делается на основании понимания ребенком инструкции);
  • восприятие формы, цвета, величины и пространственных отношений (вывод делается по результатам выполнения заданий);
  • способ выполнения задания (указывается тема деятельности, внимательность ребенка);
  • эмоциональное состояние ребенка (указывается эмоциональный фон выполнения ребенком заданий, необходима ли ребенку поддержка при выполнении заданий);
  • приводятся рекомендации.

В рекомендациях психолог должен указать, на какие аспекты умственного развития педагогу и родителям необходимо обратить внимание. Например, если дошкольник слабо разбирается в цветах, то постараться в повседневной жизни в игровой форме заняться решением этой проблемы. Мальчики часто увлекаются автомобилями, поэтому родителям несложно спросить у ребенка, какого цвета проезжающая мимо машина. Точно так же можно развивать и другие действия и единицы восприятия (восприятие величины, формы, ориентацию в пространстве).

При проведении диагностики умственного развития ребенка пятого года жизни можно использовать следующие методики: «Вклю­чение в ряд», «Разрезные картинки», «Рыбка», «Дорисовывание фигур». Первые две методики направлены на изучение развития восприятия. Методика «Рыбка» ориентирована на диагностику наглядно-образного мышления, а методика «Дорисовывание фигур» – на развитие воображения.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Подбор инструментария для проведения диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста Презентацию подготовила, кандидат психологических. - презентация

Презентация по предмету Экономика на тему: Подбор инструментария для проведения диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста Презентацию подготовила, кандидат психологических. . Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Подбор инструментария для проведения диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста Презентацию подготовила, кандидат психологических наук, методист ОМК (НМЦ) ЮВОУО Желудова А.М.

2 Временные нормативы работы с детьми 1-я младшая группа (дети раннего возраста) – 10 мин. 2-я младшая группа (дети 3-х-4-х лет) – 15 мин. Средняя группа (дети 4-х – 5-ти лет) – 20 мин. Старшая группа (дети 5-ти – 6-ти лет) – 25 мин. Подготовительная группа (дети 6-ти – 7-и лет) – 30 мин. Время сопровождения ребенка в группу считается отдельно

3 Сроки проведения обследования Первый этап диагностики: с 15 сентября по 15 октября Второй этап диагностики: с 15 марта по 15 апреля В первую очередь диагностика проводится с детьми подготовительных групп Если педагог-психолог работает не со всеми возрастными группами, то начинать диагностику лучше с детей более старшего возраста

4 Основные правила Педагог-психолог должен: Заранее познакомиться с ребенком, установить с ним эмоционально- позитивный контакт Заранее согласовать с воспитателем каких детей в какое время Вы берете Помнить, что ребенок имеет право что-то делать неправильно, медленно или вовсе не хотеть выполнять предлагаемые задания Отслеживать своё поведение, как фактор влияющий на результаты ребенка Особое внимание обращать на особенности и динамику поведения и эмоционального состояния ребенка во время обследования

5 Дети 3-х - 4-х лет (2-я младшая группа) 1. Уровень речевого развития (активный и пассивный словарь) 2. Уровень развития наглядно-действенного мышления 3. Знание основных цветов (начало уч. года – 4 цвета, конец уч. года – 6 цветов), 4-х форм

6 Дети 4-х - 5-ти лет (средняя группа) 1. Уровень развития зрительной памяти 2. Уровень развития вербально-логического мышления 3. Уровень развития наглядно-образного мышления 4. Уровень развития внимания

7 Дети 5-ти - 6-ти лет (старшая группа) 1. Уровень развития зрительной и слуховой памяти 2. Уровень развития вербально-логического мышления 3. Уровень развития наглядно-образного мышления 4. Уровень развития внимания 5. Уровень развития воображения

8 Три основных компонента психологической готовности ребенка к обучению в школе 1. Мотивационная готовность – желание ходить в школу, приобретать новые знания 2. Волевая готовность – способность ребенка подчинять своё поведение правилам 3. Интеллектуальная готовность – определенный уровень развития основных познавательных процессов

9 Заполнение карты развития ребенка Заполнение результатов, как соответствие / несоответствие возрастной норме Общие выводы об уровне развития ребенка Рекомендации – подробно по результатам диагностики и наблюдения за особенностями поведения и эмоционального реагирования ребенка

10 Список литературы Л.В.Пасечник «Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений». М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Диагностика развития ребенка (5-7 лет)», «Диагностика развития ребенка (4-5 лет)», «Диагностика развития ребенка (3-4 года): Практическое руководство по тестированию» Л.А.Венгер, Е.Л.Агаева, Р.И.Бардина, В.В.Брофман, А.И.Булычева, И.А.Бурлакова, Н.Б.Венгер, О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева, И.А.Рудковская, В.В. Холмовская, Л.И.Цеханская «Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога» Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко «Практикум по возрастной психологии»

Источники: http://mreadz.com/read289933, http://sdo-journal.ru/journalnumbers/psihologicheskaja-diagnostika-detej-4-5-goda-zhizni.html, http://www.myshared.ru/slide/60374/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Норма крови 2 месячного ребенка

Норма гемоглобина у ребенка до года - далее...

Питание детей школьного возраста меню на неделю

Меню на неделю далее...

Экспресс диагностика павловой для детей раннего возраста

Материал по теме: Использование «Экспресс-диагностики» Н.Н.Павловой, далее...

Популярные статьи