Главная » Диагностика детей



Диагностика сформированности культурно гигиенических навыков у детей

Диагностика уровня сформированности культурно-гигиеническими навыками

1. Наблюдение за выполнением ребенком гигиенических процедур.

Цель: выявление степени самостоятельности выполнения гигиенических процедур.

Во время наблюдение за выполнением ребенком гигиенических процедур обратите внимание на такие детские проявления, как:

1. Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры.

2. Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания.

3. Удовлетворенность самостоятельными действиями и их результатами.

- Выполнение КГН во время приема пищи, умывания, одевания, сна.

- Владение умениями культуры ухода за одеждой – приемы чистки обуви, одежды, умения пришить пуговицу и др.

- Понимание и реализация необходимости «привести себя в порядок» - вымыть руки, лицо, причесать волосы

- Выполнение закаливающих процедур, утренней гимнастики.

Наличие выделенных проявлений в поведении ребенка свидетельствует о правильном отношении его к здоровью, а критерии покажут уровень усвоения КГН.

Результаты наблюдения занести в таблицу.

Ф.И ребенка возраст (лет, месс.)

Критерии и проявления

Беседа с детьми 3-х лет.

1. Зачем надо мыть руки?

2. зачем надо мыть руки с мылом?

3. Зачем вытирать руки?

4. Чем вытирают руки?

5. А у тебя есть сое полотенце? Для чего тебе оно?

Уровни знаний детей .

Высокий: ребенок знает правила личной гигиены, знает, как они совершаются. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях.

Средний: ребенок знает правила личной гигиены, объясняет, последовательность действий, допуская незначительные ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опытом.

Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании правил личной гигиены, часто ошибается, не может объяснить, зачем они нужны человеку, лично ребенку. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

План целенаправленного наблюдения за освоенностью дошкольниками культурно-гигиенических навыков (Разработка В.П.Дубровой)

Проведение исследования. Проводят наблюдение за детьми 2-7 лет в режимных процессах.

Обработка данных. Полученные протоколы анализируют по схеме.

Диагностическая карта по формированию у детей навыков культуры еды

Умение не крошить хлеб

Умение не проливать пищу

Умение пережевывать пищу

Примечание. Слева пишется список детей и баллы: 5-отлично; 4- хорошо; 3- удовлетворительно; 2- плохо сформированы навыки.

- как ребенок пользуется водой, мылом, не пропускает ли отдельные действия, соблюдает ли их правильную последовательность и т.д.

- замечает ли нарушение другими детьми правильной последовательности действий, как реагирует на это (обращается с жалобой к взрослому, делает замечания самостоятельно и т.д.)

- осознает ли необходимость умывания, чем мотивировано выполнение этого действия (действует по собственной инициативе или по указанию взрослого).

Одевание и раздевание:

- соблюдает ли правильную последовательность действий;

- необходима ли помощь взрослого и когда, обращается ли за ней к взрослым и сверстникам;

- аккуратно ли одевается, замечает ли неполадки в своей одежде и одежде других детей и как их устраняет;

- как складывает одежду (небрежно, аккуратно);

- сформировано ли бережное отношение к предметам одежды, в чем оно проявляется.

Количество и характер отвлечений ___________________________________

Качество выполнения работы ________________________________________

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 173 | Нарушение авторских прав

Диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков у детей

Диагностика сформированности культурно – гигиенических навыков у детей

Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков с использованием методов педагогического исследования (беседа с детьми, направленная на выявление понимания детьми необходимости выполнения режимных процессов; наблюдение за действительным состоянием умений при выполнении детьми режимных процессов) (приложение1).

1. Провести беседу с 5-6 детьми, заполнить протокол (приложение2).

2. Провести наблюдение за выполнением культурно- гигиенических навыков, заполнить протокол (приложение 3).

Оцените уровень сформированности культурно- гигиенических навыков у детей в одной из возрастных групп ДОУ, выполняя эту работу, опирайтесь на данные, приведенные в «Таблице нарастания объема и усложнения содержания навыков на протяжении дошкольного возраста».

3. Составить сводную таблицу по результатам исследования и дать качественную характеристику уровня сформированности навыков личной гигиены (приложение 4).

Примерные вопросы для беседы с детьми по выявлению знаний и осознанного отношения к выполнению правил личной гигиены.

1. Расскажи, как надо правиль­но умываться (знание правил умывания).

2. Когда нужно умываться?

Воз­можные ответы: а) утром, вечером, днем;

б) когда руки и лицо грязные;

3 .Почему и зачем нужно умы­ваться?

1. Расскажи, как надо правильно есть (знание правил еды).

2. Почему во время еды надо быть спо­койным?

Воз­можные ответы: а) чтобы не подавиться;

б) чтобы не мешать другим;

3. Зачем и для чего нужно есть?

1. Расскажи, как надо правильно одеваться (знание правил одева­ния).

2. Почему надо делать именно так?

Воз­можные ответы: а) велит воспитатель, родители;

б) так быстро, аккуратно;

в) чтобы не замерзнуть;

3. Зачем и для чего нужно одеваться?

1. Расскажи, как вести себя в спальне.

2. Почему в спальне нужно вести себя тихо?

Воз­можные ответы: а) будут ругать;

б) чтобы быстрее заснуть;

в) не мешать другим;

3. Зачем и для чего нужно спать?

Рекомендации при проведении беседы:

1. Беседа должна проходить в непринужден­ной обстановке.

2. При ведении беседы необходимо учиты­вать интересы и особенности собеседников (детей). Важно дословно записать ход бесе­ды. Полезно заранее приготовить таблицы, в которые с помощью условных обозначений записываются ответы детей. Необходимо подготовить и предполагаемые ответы детей.

3.Опрос следует проводить индивидуально с каждым ребенком, иначе дети в силу подра­жательности будут давать одинаковые ответы.

Протокол беседы с детьми.

Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников

С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении действия. Подчеркнём, что навыки сначала формируются, а затем перерастают в привычку, когда выполняются ежедневно, без перерывов, постоянно, когда ребёнка побуждают всегда мыть руки перед едой, всегда аккуратно складывать свою одежду и т.д.

2. Расширяется круг культурно-гигиенических навыков, они становятся более сложными, объединяются в системы. Увеличение элементарных навыков и привычек создаёт фундамент для других, более сложных.

Навыки личной гигиены соединяются с навыками поведения в общественных местах, как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала к полотенцу, расчёске, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем к посуде, игрушкам, одежде и пр.); как относиться к своему труду и труду других людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол. Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера. Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причёсывания, одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание в чистоте своей одежды и других вещей, перерастает в привычку быть аккуратным в делах и деятельности, уважать труд других людей. За счёт сформированных навыков расширяется круг самостоятельности и активности ребёнка. Малыш начинает выполнять культурно - гигиенические навыки по своей инициативе.

3. Формируется осознание правил и норм, стоящих за культурно - гигиеническими навыками. В раннем детстве на основе овладения этими навыками складываются предпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость их выполнения. А в дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы. Он открывает, что за каждым культурно - гигиеническим навыком стоит определённое правило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого общества.

Методы диагностики культурно - гигиенических навыков просты. Главным методом является наблюдение за детьми 2-7 лет в режимных процессах. В книге Диагностика психологических особенностей дошкольника Г.А. Урунтаева пишет о том, как правильно проводить диагностику сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Прежде всего, надо провести предварительную работу, составить таблицу Освоение детьми от одного до семи лет культурно - гигиенических навыков, а затем проанализировать протокол наблюдения. Г.А. Урунтаева очень подробно даёт схему анализа данных для каждого бытового процесса:

  1. Эмоциональное отношение ребенка к бытовому процессу…
  2. Что важнее для ребёнка процесс или результат…

3.Отношение к используемым предметам.

4. Проявление самостоятельности ребёнка.

-как реагирует на столкновение с трудностями

-необходим ли контроль взрослого при выполнении действий?

- умеет ли малыш самостоятельно оценить достигнутый результат.

5. Взаимоотношения со сверстниками;

6. Взаимоотношения со взрослым;

Цель такой диагностики изучения ребенка, обусловлена требованиями педагогического процесса, а результаты диагностики обеспечат эффективность этого процесса.

Для того, чтобы проанализировать данные Г.А. Урунтаева советует опираться на свой опыт и специальные знания о ребенке.

В книге Педагогическая практика в детском саду, авторы В.П. Дуброва и Е.П. Милашевич в изучении сформированности культурно гигиенических навыков опираются, в своих исследованиях, на методы, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной в книге Практикум по детской психологии. Основным методом диагностики является наблюдение. При оценке деятельности ребенка, авторы советуют учитывать еще и эмоциональное отношение ребенка к режимному процессу, что является важнейшей предпосылкой для эффективности в формировании культурно гигиенических навыков.

В результате работы над теоретической частью, я узнала, что ещё классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.

Изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических навыков в воспитании ребёнка дошкольного возраста.

Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с помощью художественного слова.

Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, мне стало известно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной работе мы отдадим предпочтение разным игровым приёмам и методам. Проанализировав опыт работы в журналах “Ребенок в детском саду” и “Дошкольное воспитание” я приш

Источники: http://lektsii.org/3-105245.html, http://vunivere.ru/work23050, http://www.studsell.com/view/194558/110000

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Методики воспитания обучения детей

Методики воспитания детей В последние десятилетия появилась целая плеяда блестящих далее...

Флемоклав солютаб рвота ребенка

Флемоклав солютаб для детей Флемоклав солютаб для детей – далее...

Таблетки от кашля с термопсисом детям

Таблетки от кашля с термопсисом, как принимать? Отзывы Таблетки далее...

Популярные статьи