Главная » Диагностика детей



Диагностика сформированности культурно гигиенических навыков у детей

Диагностика уровня сформированности культурно-гигиеническими навыками

1. Наблюдение за выполнением ребенком гигиенических процедур.

Цель: выявление степени самостоятельности выполнения гигиенических процедур.

Во время наблюдение за выполнением ребенком гигиенических процедур обратите внимание на такие детские проявления, как:

1. Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры.

2. Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания.

3. Удовлетворенность самостоятельными действиями и их результатами.

- Выполнение КГН во время приема пищи, умывания, одевания, сна.

- Владение умениями культуры ухода за одеждой – приемы чистки обуви, одежды, умения пришить пуговицу и др.

- Понимание и реализация необходимости «привести себя в порядок» - вымыть руки, лицо, причесать волосы

- Выполнение закаливающих процедур, утренней гимнастики.

Наличие выделенных проявлений в поведении ребенка свидетельствует о правильном отношении его к здоровью, а критерии покажут уровень усвоения КГН.

Результаты наблюдения занести в таблицу.

Ф.И ребенка возраст (лет, месс.)

Критерии и проявления

Беседа с детьми 3-х лет.

1. Зачем надо мыть руки?

2. зачем надо мыть руки с мылом?

3. Зачем вытирать руки?

4. Чем вытирают руки?

5. А у тебя есть сое полотенце? Для чего тебе оно?

Уровни знаний детей .

Высокий: ребенок знает правила личной гигиены, знает, как они совершаются. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях.

Средний: ребенок знает правила личной гигиены, объясняет, последовательность действий, допуская незначительные ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опытом.

Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании правил личной гигиены, часто ошибается, не может объяснить, зачем они нужны человеку, лично ребенку. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

План целенаправленного наблюдения за освоенностью дошкольниками культурно-гигиенических навыков (Разработка В.П.Дубровой)

Проведение исследования. Проводят наблюдение за детьми 2-7 лет в режимных процессах.

Обработка данных. Полученные протоколы анализируют по схеме.

Диагностическая карта по формированию у детей навыков культуры еды

Умение не крошить хлеб

Умение не проливать пищу

Умение пережевывать пищу

Примечание. Слева пишется список детей и баллы: 5-отлично; 4- хорошо; 3- удовлетворительно; 2- плохо сформированы навыки.

- как ребенок пользуется водой, мылом, не пропускает ли отдельные действия, соблюдает ли их правильную последовательность и т.д.

- замечает ли нарушение другими детьми правильной последовательности действий, как реагирует на это (обращается с жалобой к взрослому, делает замечания самостоятельно и т.д.)

- осознает ли необходимость умывания, чем мотивировано выполнение этого действия (действует по собственной инициативе или по указанию взрослого).

Одевание и раздевание:

- соблюдает ли правильную последовательность действий;

- необходима ли помощь взрослого и когда, обращается ли за ней к взрослым и сверстникам;

- аккуратно ли одевается, замечает ли неполадки в своей одежде и одежде других детей и как их устраняет;

- как складывает одежду (небрежно, аккуратно);

- сформировано ли бережное отношение к предметам одежды, в чем оно проявляется.

Количество и характер отвлечений ___________________________________

Качество выполнения работы ________________________________________

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 173 | Нарушение авторских прав

Диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков у детей

Диагностика сформированности культурно – гигиенических навыков у детей

Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков с использованием методов педагогического исследования (беседа с детьми, направленная на выявление понимания детьми необходимости выполнения режимных процессов; наблюдение за действительным состоянием умений при выполнении детьми режимных процессов) (приложение1).

1. Провести беседу с 5-6 детьми, заполнить протокол (приложение2).

2. Провести наблюдение за выполнением культурно- гигиенических навыков, заполнить протокол (приложение 3).

Оцените уровень сформированности культурно- гигиенических навыков у детей в одной из возрастных групп ДОУ, выполняя эту работу, опирайтесь на данные, приведенные в «Таблице нарастания объема и усложнения содержания навыков на протяжении дошкольного возраста».

3. Составить сводную таблицу по результатам исследования и дать качественную характеристику уровня сформированности навыков личной гигиены (приложение 4).

Примерные вопросы для беседы с детьми по выявлению знаний и осознанного отношения к выполнению правил личной гигиены.

1. Расскажи, как надо правиль­но умываться (знание правил умывания).

2. Когда нужно умываться?

Воз­можные ответы: а) утром, вечером, днем;

б) когда руки и лицо грязные;

3 .Почему и зачем нужно умы­ваться?

1. Расскажи, как надо правильно есть (знание правил еды).

2. Почему во время еды надо быть спо­койным?

Воз­можные ответы: а) чтобы не подавиться;

б) чтобы не мешать другим;

3. Зачем и для чего нужно есть?

1. Расскажи, как надо правильно одеваться (знание правил одева­ния).

2. Почему надо делать именно так?

Воз­можные ответы: а) велит воспитатель, родители;

б) так быстро, аккуратно;

в) чтобы не замерзнуть;

3. Зачем и для чего нужно одеваться?

1. Расскажи, как вести себя в спальне.

2. Почему в спальне нужно вести себя тихо?

Воз­можные ответы: а) будут ругать;

б) чтобы быстрее заснуть;

в) не мешать другим;

3. Зачем и для чего нужно спать?

Рекомендации при проведении беседы:

1. Беседа должна проходить в непринужден­ной обстановке.

2. При ведении беседы необходимо учиты­вать интересы и особенности собеседников (детей). Важно дословно записать ход бесе­ды. Полезно заранее приготовить таблицы, в которые с помощью условных обозначений записываются ответы детей. Необходимо подготовить и предполагаемые ответы детей.

3.Опрос следует проводить индивидуально с каждым ребенком, иначе дети в силу подра­жательности будут давать одинаковые ответы.

Протокол беседы с детьми.

Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников

С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении действия. Подчеркнём, что навыки сначала формируются, а затем перерастают в привычку, когда выполняются ежедневно, без перерывов, постоянно, когда ребёнка побуждают всегда мыть руки перед едой, всегда аккуратно складывать свою одежду и т.д.

2. Расширяется круг культурно-гигиенических навыков, они становятся более сложными, объединяются в системы. Увеличение элементарных навыков и привычек создаёт фундамент для других, более сложных.

Навыки личной гигиены соединяются с навыками поведения в общественных местах, как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала к полотенцу, расчёске, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем к посуде, игрушкам, одежде и пр.); как относиться к своему труду и труду других людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол. Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера. Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причёсывания, одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание в чистоте своей одежды и других вещей, перерастает в привычку быть аккуратным в делах и деятельности, уважать труд других людей. За счёт сформированных навыков расширяется круг самостоятельности и активности ребёнка. Малыш начинает выполнять культурно - гигиенические навыки по своей инициативе.

3. Формируется осознание правил и норм, стоящих за культурно - гигиеническими навыками. В раннем детстве на основе овладения этими навыками складываются предпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость их выполнения. А в дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы. Он открывает, что за каждым культурно - гигиеническим навыком стоит определённое правило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого общества.

Методы диагностики культурно - гигиенических навыков просты. Главным методом является наблюдение за детьми 2-7 лет в режимных процессах. В книге Диагностика психологических особенностей дошкольника Г.А. Урунтаева пишет о том, как правильно проводить диагностику сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Прежде всего, надо провести предварительную работу, составить таблицу Освоение детьми от одного до семи лет культурно - гигиенических навыков, а затем проанализировать протокол наблюдения. Г.А. Урунтаева очень подробно даёт схему анализа данных для каждого бытового процесса:

  1. Эмоциональное отношение ребенка к бытовому процессу…
  2. Что важнее для ребёнка процесс или результат…

3.Отношение к используемым предметам.

4. Проявление самостоятельности ребёнка.

-как реагирует на столкновение с трудностями

-необходим ли контроль взрослого при выполнении действий?

- умеет ли малыш самостоятельно оценить достигнутый результат.

5. Взаимоотношения со сверстниками;

6. Взаимоотношения со взрослым;

Цель такой диагностики изучения ребенка, обусловлена требованиями педагогического процесса, а результаты диагностики обеспечат эффективность этого процесса.

Для того, чтобы проанализировать данные Г.А. Урунтаева советует опираться на свой опыт и специальные знания о ребенке.

В книге Педагогическая практика в детском саду, авторы В.П. Дуброва и Е.П. Милашевич в изучении сформированности культурно гигиенических навыков опираются, в своих исследованиях, на методы, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной в книге Практикум по детской психологии. Основным методом диагностики является наблюдение. При оценке деятельности ребенка, авторы советуют учитывать еще и эмоциональное отношение ребенка к режимному процессу, что является важнейшей предпосылкой для эффективности в формировании культурно гигиенических навыков.

В результате работы над теоретической частью, я узнала, что ещё классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.

Изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических навыков в воспитании ребёнка дошкольного возраста.

Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с помощью художественного слова.

Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, мне стало известно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной работе мы отдадим предпочтение разным игровым приёмам и методам. Проанализировав опыт работы в журналах “Ребенок в детском саду” и “Дошкольное воспитание” я приш

Источники: http://lektsii.org/3-105245.html, http://vunivere.ru/work23050, http://www.studsell.com/view/194558/110000

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Можно ли ребенку язык

Питание детей. Рецепты мам Говяжий язык. Можно далее...

Методики диагностики воображения детей дошкольного возраста

Методы диагностики воображения Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо далее...

Можно ли давать ребенку взрослый парацетамол

Можно ли давать детям парацетамол в таблетках Каждая мама далее...

Популярные статьи