Главная » Диагностика детей



Диагностика связной речи детей с онр

Развитие связной речи у детей с диагнозом ОНР (Общее недоразвитие речи)

Программа по развитию связной речи
в подготовительной группе по кварталам

Примерная карта обследования состояния
связной устной речи у детей с диагнозом
Общее недоразвитие речи

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи. Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта. Основные характеристики связного развернутого высказывания:

  1. тематическое и структурное единство;
  2. адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
  3. произвольность, плановость и конспективность изложения;
  4. логическая завершенность;
  5. грамматическая связность.

Логопедическая практика показывает, что у детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

Для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны:

  • нарушения логической последовательности повествования;
  • нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
  • незавершенность микротем;
  • возвращение к ранее сказанному;
  • длительные паузы на границах фраз;
  • отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.
  • Дополнительные трудности в овладении связной речью связаны с наличием у детей с общим недоразвитием речи вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

    Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В.И.Селеверстова, Г.М.Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.). Но все-таки вопросы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы обучения связной речи дошкольников-шестилеток с общим недоразвитием речи.

    Создать свою систему обучения детей-шестилеток связной устной речи в специализированном речевом детском саду меня побудило:

    1. Отсутствие методических разработок и программ по обучению связной речи, как особо функционально-смыслового вида всей речевой системы у детей с ОНР.
    2. Отсутствие у детей логопатов содержания для речи, их небольшой жизненный опыт и общее недоразвитие речи во всех ее компонентах - фонетике, лексике, грамматике.
    3. Отсутствие социально-бытовых условий жизни и воспитания ребенка, которые тормозят развитие связной речи, ибо зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.
    4. Большой объем накопленного мной практического материала по развитию связной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

    Моя система работы по развитию речи детей-шестилеток с общим недоразвитием речи помогает ребенку приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Система направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными формами связной речи. Она предполагает свободное овладение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Проводимая мною работа по развитию связной речи по этой системе помогает детям овладеть данным видом речевой деятельности (учит детей строить связные высказывания), т.к. без этого им будет сложно усваивать основы наук в школе.

    Программа развития связной речи у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи должна использоваться с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.

    Гистограмма №1: «Обследование связной речи детей с онр»

    Изучение опыта работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием сказки

    На данном этапе, целью формирующего исследования является - проведение коррекционной работы по активизации связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, используя сказку.

    Формирующий этап исследования проводился в течение трех месяцев.

    Для организации формирующего эксперимента мы изучили методическую литературу по развитию связной речи таких авторов, как Шорохова О.А. Соколов Д. Пашкевич Т.В. Но наиболее интересной для нас была работа по развитию связной речи, разработанная Гуськовой А.А.

    Для эффективности реализации работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мы организовали работу с учетом:

    • Минимальной регламентации поведения детей;

    • Предметно-обогащенной среды (пространственно-временная модель к произведению, схемы описания внешнего вида героев, условные заместители, разные виды театров);

    • Много вариантности применения разнообразных речевых средств (пословицы, метафорические загадки, фразеологические обороты, скороговорки, частушки);

    • Наличия образцов креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию литературного текста, игра-драматизация).

    Мы составили перспективный план работы с экспериментальной группой:

    Обучение пересказу по опорным картинкам

    Занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводились два раза в неделю продолжительностью по 30 минут. Форма проведения занятий: подгрупповые логопедические занятия.

    К сказкам, используемым на занятиях подбирался речевой и иллюстративный материал, с учетом возраста детей и их речевого нарушения. На начальных этапах занятия речевой материал сокращался, для того, чтобы детям было как можно легче его усвоить, однако при этом сохранялась основная структура сюжета, ход событий и присутствие главных персонажей. Постепенно речевой материал увеличивался, и к концу формирующего эксперимента использовались тексты сказок практически в полном объеме.

    В результате обучения у детей возникало положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастала познавательная активность и интерес; детские ответы становились нестандартными, раскрепощенными; у детей расширялся кругозор, многие научились пересказывать сказки. А также их ответы с каждым разом становились наиболее полными и интересными; речь стала более образной и логичной.

    Анализ результатов исследования

    На контрольном этапе исследования была поставлена цель: изучить активизацию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, после проведения специально организованной коррекционной работы.

    Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

    Провести диагностические исследования в группе после констатирующего эксперимента;

    Осуществить математическую обработку данных;

    Проанализировать и сравнить полученные результаты.

    Для реализации цели, дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, после проведения занятий по сказкам, были протестированы при помощи той же методики, включающей 6 заданий, предложенной Глуховым В.П. Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования представлены в таблице №4.

    Итак, по результатам исследования связной речи детей экспериментальной группы, мы получили следующие данные:

    С высоким уровнем развития речи в группе 2 ребенка (Аня С. Кирилл И.);

    Со средним уровнем развития связной речи в подгруппе 3 детей (Вова П. Костя М. Милана П.);

    С недостаточным уровнем речевого развития 4 детей (Саша Е. Даниил Т. Ангелина П. Артем К.).

    С низким уровнем развития 1 ребенок (Костя Т.)

    Следовательно, в группе после проведенной коррекционной работы по активизации связной речи при использовании сказки преобладают дети со средним и недостаточным уровнями развития связной речи.

    Данные результаты исследования группы мы представили на гистограмме №2:

    Гистограмма №2: «Обследование связной речи у детей с онр» Вывод по II главе Вывод по II главе

    В ходе экспериментального исследования, с целью выявления эффективности использования сказки для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы подтвердили гипотезу исследования.

    Для выявления уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы подобрали методику обследования связной речи, предложенную Глуховым В. П. которая включает в себя шесть заданий:

    Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

    Составление предложения по трем;

    Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.

    Сочинение рассказа на основе личного опыта.

    По итогам занятий, мы получили следующие результаты:

    На первом этапе экспериментального исследования не было детей с высоким уровнем развития связной речи, а после использования на занятиях сказки у двоих детей стал высокий уровень развития связной речи, что составляет 20%;

    Со среднем уровнем развития связной речи на первом этапе было 30% детей, после формирующего эксперимента результаты неизменились;

    С недостаточным уровнем развития связной речи на первом этапе было 50% детей,после проведения коррекционной работы стало 40%;

    На первом этапе экспериментального исследования было 30% детей с низким уровнем развития связной речи, но по результатам контрольного эксперимента остался один ребенок.

    Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что целенаправленная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет более эффективной при использовании сказки.

    Общее недоразвитие речи у детей

    Общее недоразвитие речи ОНР — сложные речевые расстройства, сопровождающиеся нарушением формирования смысловой стороны (грамматика, лексика) и звуковой стороны (фонетика).

    Причины недоразвития речи у ребенка

    В качестве причин появления ОНР у детей можно выделить:

    • Интоксикации (токсикоз) женщины во время беременности.
    • Заболевания ЦНС.
    • Несовместимость крови ребенка и матери по групповой принадлежности или резус-фактору.
    • Патология родового периода.
    • Черепно-мозговые травмы, полученные ребенком в первые годы жизни.

    Кроме того ОНР у малыша может быть вызвано плохими условиями обучения и воспитания, психической депривацией (неспособность удовлетворения наиболее важных жизненных потребностей). Достаточно часто ОНР возникает в результате комплексного влияния различных факторов, к примеру, таких как наследственная предрасположенность, неблагоприятная социальная среда, органическая недостаточность ЦНС.

    Характеристика детей с ОНР

    ОНР у детей имеет различную степень выраженности: от абсолютной неспособности объединять слова в целые фразы до незначительных нарушений лексико-грамматического и фонетико-фонематического плана. Рассмотрим все четыре степени ОНР:

    1 степень речевого недоразвития отличается почти полным отсутствием речи. Ребенок использует некоторые глаголы и существительные бытового характера, звукоподражательные комплексы, лепетные слова, неполные лепетные предложения со смазанной и непонятной звуковой формой. Особенность детей с общим недоразвитием речи первой степени заключается в том, что объем их пассивного словаря (запас слов, которые малыш знает и понимает) преобладает над активным (слова, которые малыш использует в своей речи). Кроме того при выражении собственных мыслей дети используют жесты и достаточно выразительную мимику, но не различают входящие в состав слова звуки. Для них характерно преобладание предложений с неправильной конструкцией.

    2 степень речевого недоразвития характеризуется прибавлением к лепетным словам и жестам неправильных, но имеющих постоянный характер слов общего употребления.

    Вместе с тем ребенок со вторым уровнем ОНР уже способен различать грамматические формы слов с ударным окончанием. Однако данный процесс еще достаточно неустойчив и недоразвитие речи имеет выраженный характер. Речь ребенка отличается бедностью, он просто перечисляет те действия и предметы, которые непосредственно им воспринимаются. Причем ребенок не обращает особого внимания на род, число и падеж употребляемых им слов. При стечении согласных он укорачивает слова, меняет местами звуки, слоги. Частицы и союзные слова малышом практически не употребляются.

    3 степень речевого недоразвития – дети используют развернутую фразовую речь, состоящую преимущественно из простых предложений. Затруднение вызывает понимание сложных грамматических форм и логических связей (временных, пространственных, причинно-следственных отношений). Особенность детей с общим недоразвитием речи 3 степени состоит в том, что их словарный запас пополняется: дети используют практически все части речи (существительные и глаголы, в меньшей степени – прилагательные и наречия). Однако они все еще допускают ошибки в употреблении падежных окончаний, использовании предлогов, ударений. При ОНР 3 уровня фонематическое и звуковое восприятие по-прежнему нарушено.

    4 степень речевого недоразвития. Дети с ОНР 4 степени испытывают специфические затруднения в повторении слов со сложным слоговым составом, допускают ошибки при словоизменении и словообразовании. Словарный запас у таких деток достаточно разнообразен, но они не всегда точно понимают значение всех слов, синонимов и антонимов, поговорок, пословиц и т. д. В самостоятельной речи ребенку с ОНР 4 степени трудно логически излагать события, он часто «застревает» на второстепенных деталях, пропускает главное и повторяет ранее сказанное.

    Логопедическое обследование детей с ОНР

    На начальном этапе диагностического обследования логопед изучает медицинскую документацию (результаты осмотра ребенка с ОНР педиатром, детским неврологом и т.д.), выясняет у родителей характерные особенности раннего речевого развития у малыша.

    При диагностике устной речи определяется степень сформированности разных компонентов языковой системы. Обследование ребенка с ОНР начинается с анализа состояния связной речи – умения составлять рассказ по картинке, пересказу, рассказу и т. д. Далее логопед изучает уровень развития грамматических процессов (согласования частей речи, правильность словоизменения и словообразования, построения предложений и пр.).

    Дальнейший ход обследования малыша с ОНР включает анализ звуковой стороны речи: моторики и строения речевого аппарата, звуконаполняемости слов и слоговой структуры, звукопроизношения, способности к фонематическому восприятию и т.д. Ребенку с ОНР важно также пройти диагностику слухоречевой памяти и прочих психических процессов.

    Результатом исследования состояния неречевых и речевых процессов у детей с ОНР является заключение логопеда, дающее оценку уровню речевого развития, а также клинической форме речевого нарушения (к примеру, ОНР 2 степени).

    Источники: http://www.studsell.com/view/141039/, http://www.studfiles.ru/preview/6175762/page:6/, http://mezhdunami.net/dety/obshchee-nedorazvitie-rechi-u-detej.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    МЕНЮ

    Избранные статьи

    Дифлюкан грудничкам при запорах

    Применение Дифлюкана для далее...

    Адаптация детском саду родителей

    Консультация для родителейАдаптация ребенка в детском далее...

    Воспитания детей оставшихся без попечения

    Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей В соответствии далее...

    Популярные статьи