Главная » Диагностика детей



Диагностика устной речи детей

Материал на тему:
Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников Т.А. Фотекова

по тестовой методике диагностики устной речи Т.А. Фотековой

В настоящее время активно развиваются теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и логопедии. Это неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии.

Эффективность коррекционно-логопедического воздействия зависит от множества факторов:

- от тяжести речевого нарушения у ребенка,

- от своевременности начала коррекции отклонения в развитии речи,

- от степени участия родителей в процессе обучения,

- от квалификации логопеда и взаимодействия участников педагогического процесса,

- а также от грамотной диагностики логопедом состояния речи ребенка.

Коррекционная работа в логопедической группе начинается с обследования детей, которое позволяет логопеду судить об уровне развития каждого ребенка, поступающего вновь или продолжающего обучение.

В нашем детском саду логопедический мониторинг проводится с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, адаптированной мною для детей старшего дошкольного возраста. Удобные таблицы для заполнения результатов обследования, позволяют проследить динамику развития речи каждого ребенка, так как заполняются в начале и в конце учебного года. На основе таблицы “Результаты обследования речи детей” составляется сравнительный график данных исследования – речевой профиль группы (в начале и в конце учебного года), на котором можно проанализировать качество логопедического воздействия и эффективность коррекционной работы. В особо сложных случаях, у детей с тяжелыми нарушениями речи эта методика позволяет составить индивидуальный речевой профиль и на его основе разработать индивидуальную программу развития.

Тестовая методика диагностики устной речи детей разработана Т.А. Фотековой совместно с Л.И. Переслени. Она удобна:

  • для диагностики;
  • уточнения структуры речевого дефекта и оценки тяжести нарушений разных сторон речи;
  • построения речевого профиля каждого ребенка и группы в целом;
  • комплектования подгрупп на основе общности дефекта;
  • оценки эффективности коррекционного воздействия.

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988) и Е.В. Мальцевой (1991). Для оценки успешности выполнения разработана бальная система.

Методика включает шесть серий проб, каждая из которых объединяет речевые пробы разной сложности. Исследуются сенсомоторный уровень и грамматический строй речи, объем словаря, состояние навыков словообразования и языкового анализа, развитие связной речи. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.

Для каждой серии разработаны свои критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность более дифференцированного результата. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное прохождение проб, равно 580. Если 580 принять за 100%, то процент успешности вычисляется умножением суммарного балла на 100 и делением результата на 580. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех уровней успешности:

4-й уровень – 100–80%
3-й уровень – 79,9–65%
2-й уровень – 64,4–50%
1-й уровень – 49,9 и ниже

Для того чтобы получить речевой профиль ребенка, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном соотношении, затем вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи. Получив такой профиль можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и основываясь на этом разработать индивидуальную коррекционную программу.

Для того чтобы получить речевой профиль группы необходимо по оси абсцисс отложить фамилии детей, а по оси ординат отложить уровень успешности выполнения заданий, полученный в процентном соотношении.

Эта методика не требует использования наглядных средств и доступна не только логопедам, но и психологам, дефектологам и педагогам при условии точного соблюдения требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб.

ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед МОУ СОШ 35 г. Якутска. - презентация

Презентация на тему: ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед МОУ СОШ 35 г. Якутска. — Транскрипт:

1 ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед МОУ СОШ 35 г. Якутска

2 Актуальност ь Эффективность коррекционной работы зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в нее компонентов. Как правило, разработанные методы диагностики предусматривают качественный анализ данных. Однако, в некоторых случаях может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме.

3 ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ФОТЕКОВА (В МЕТОДИКЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ Р.И. ЛАЛАЕВОЙ, Е.В. МАЛЬЦЕВОЙ, А.Р. ЛУРИЯ) Предлагает методику предназначенную для выявления особенностей развития устной речи детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры речевого дефекта. Предложены два варианта методики: экспресс – диагностика углубленное обследование. Разработана бально – уровневая система оценки выполнения заданий методики.

4 ДАННАЯ МЕТОДИКА УДОБНА ДЛЯ: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля); построения системы индивидуальной коррекционной работы; комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи; отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия; может быть успешно использована в научно- исследовательских целях

5 СЕРИЯ – I ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ 1.Проверка состояния фонематического восприятия 2.Исследование артикуляционной моторики 3.Исследование звукопроизношения 4.Исследование сформированности звуко - слоговой структуры слова

6 СЕРИЯ – II ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА 1.Сколько слов в предложении? 2.Сколько слогов в слове? 3.Определи место звука в слове 4.Сколько звуков в слове?

7 СЕРИЯ – III ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ 1.Повторение предложений 2.Верификация предложений 3.Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме 4.Добавление предлогов в предложение 5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

8 СЕРИЯ – IV ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 1.Названия детенышей 2.Образование существительных в уменьшительной форме 3.Образование прилагательных от существительных: относительных качественных притяжательных

9 СЕРИЯ – V ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЛОГИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СЕРИЯ – VI ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок) 1.Пересказ прослушанного текста

10 СЕРИИ С VII – VIII ПРЕДЛОЖЕНЫ ВЕРТЕЦКОЙ Л.В. СЕРИЯ – VII ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА. 1.Чтение текста (за 1 минуту) 2. Пересказ прочитанного текста

11 СЕРИЯ – VIII ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА 1.Диктант 2.Списывание текста

12 ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА Первичная диагностика (сентябрь месяц) Итоговая диагностика (май месяц)

13 ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ 1 - Фонематическое восприятие 2 - Артикуляционная моторика 3 - Звукопроизношение 4 - Слоговая структура слова 5 - Навыки языкового анализа 6 - Грамматический строй речи 7 - Словарь и словообразовательные процессы 8 - Понимание логико-грамматических отношений 9 - Связная речь 10 - Чтение 11 – Письмо Максимальная оценка за каждую серию заданий составляет 30 баллов (серии II – VIII). В серии I - каждая проба оценивается в отдельности.

14 Речевой профиль учащегося 2 класса Логопедическое заключение: Двуязычие. ОНР III ур. и обусловленное им нарушение чтения и письма. Дислалия.

05.10.11 19:40 Ишимова О.А.

ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК. АВТОР, НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ, ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
Т.А.Фотекова. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие. Айрис Пресс. М. 2007

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ:
Методика обследования устной речи является стандартизированной, направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка. Методика включает 156 речевых проб нарастающей трудности, проверка звукопроизношения делается как на основе специальных проб, так и по ходу обследования в целом. Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Для каждой группы проб разработаны свои критерии оценки. Методика применяется для решения задач: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных компонентов речи (получения индивидуального речевого профиля); построения системы индивидуальной коррекционной работы; комплектования групп на основе общности структуры нарушения речи; отслеживания динамики речевого развития и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Для получения индивидуального речевого профиля оценивается успешность выполнения каждой серии проб в процентном выражении. Оцениваемые компоненты речевой системы: 1. фонематическое восприятие, 2. артикуляционная моторика, 3. звукопроизношение, 4. слоговая структура слова, 5. навыки языкового анализа, 6. грамматический строй речи, 7. словарь и словообразовательные процессы, 8. понимание логико-грамматических отношений, 9. связная речь.

ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Применение методики НЕ требует использования стимульного материала.
2. Большинство заданий НЕ предусматривает оказание помощи, т.к. методика направлена на определение актуального уровня речевого развития ребенка (кроме заданий при обследовании словообразовательных навыков, когда стимулирующая помощь нередко приводит к актуализации правильно образованного слова).
3. Начните с обследования устной речи отличников (1-2 учащихся из 2, 3, 4 классов) с целью получения эталонного варианта в параллели. Опыт использования методики показывает, что и высокая норма (отличники) не всегда демонстрируют результаты 100% успешности выполнения заданий. Учет данного факта позволит исключить ошибочность выводов (т.н. эффект «гипердиагностики»).

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ:
Индивидуальное обследование.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ:
Общая продолжительность – 40-45 минут, из них время проведения обследования – 30 минут, время заполнения протокола в электронном виде – 10 минут. В дальнейшем время может сократиться за счет выработки навыка проведения обследования. Увеличение продолжительности обследования может определяться замедленным темпом выполнения заданий ребенком, его индивидуальными возможностями.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Диктофон (используется для записи и последующей оценки результатов обследования связной речи: составление рассказа по серии картинок, пересказ прослушанного текста).
2. Протокол обследования (выполнен в программе EXCEL, при заполнении протокола программа автоматически выводит индивидуальный речевой профиль в виде диаграммы, в протоколе представлены образец заполнения и чистый бланк).

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВОДЯЩЕМУ ОБСЛЕДОВАНИЕ:

1. Точное соблюдение требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб.
2. Владение компьютером, умение работать в программе EXCEL.
3. Наличие пособия, т.к. в протоколе отсутствуют критерии и градации оценивания заданий всех серий. Пособие можно приобрести через интернет-магазин.

Источники: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/02/19/testovaya-metodika-diagnostiki-ustnoy-rechi, http://www.myshared.ru/slide/60491/, http://www.c-psy.ru/index.php/specialists/uchitelu-logopedu/metodikilogopeda/10776-2011-10-05-16-40-03

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Роль традиций воспитании ребенка

Роль семейных традиций в воспитании ребёнка Мало кто далее...

Как повысить аппетит ребенку 1 год

Совет 1: Как повысить аппетит ребенку далее...

Животный мир детей дошкольного возраста

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о далее...

Популярные статьи