Главная » Диагностика детей



Диагностика внимания у детей с зпр

Нарушение внимания у детей с задержкой психического развития

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Исследователи считают, что изучение особенностей развития внимания детей с задержкой психического развития, способствует их дальнейшей коррекции, в правильном их формировании, что в свою очередь положительно сказывается на все их дальнейшее обучение в школе в целом.
Таким образом, актуальность и значимость проблемы и обусловила выбор темы курсовой работы: Нарушение внимания у детей дошкольного возраста (6& 7 лет) с задержкой психического развития (ЗПР) .
Объект исследования: развитие внимания у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
— раскрыть понятие и сущность ЗПР, классификацию ЗПР и причины его возникновения;
— рассмотреть психологическую характеристику детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
— раскрыть понятие и сущность внимания в психологии; его свойства и виды;
— изучить особенности развития внимания детей с задержкой психического развития и рассмотреть вопросы диагностики внимания у детей с ЗПР: значимость диагностики, методы и методики, применяемые для диагностики внимания.
Для решения поставленных задач в исследовании использован комплекс методов: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение данных.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из содержания, введения, трех глав, 9 параграфов, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 30 страниц (без списка литературы).

Содержание

Глава 1. Дети с задержкой психического развития 3

1.1 Определение ЗПР в отечественной литературе, классификация 3

1.2 Причины ЗПР (медицинские, биологические, психосоциальные) 3

1.3 Психологические особенности дошкольников с ЗПР 3

Глава 2. Внимание 3

2.1 Понятие внимания в общей психологии 3

2.2 Свойства внимания, его виды 3

2.3 Особенности внимания у детей с ЗПР 3

Глава 3. Диагностика внимания у детей с ЗПР 3

1.1 Важность и необходимость диагностики внимания у детей с ЗПР 3

3.2 Возможности выявления нарушения внимания у детей с ЗПР 3

1.2 Методики по свойствам внимания 3

Список литературы 3

Список литературы

1. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М. Гном-Пресс, 2002 -64 с.

2. Власова Т. А. Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М. Просвещение, 1973. — 176 с.

3. Волков Б. С. Методология и методы психологического исследования. -4-е изд. испр. и доп. — М. Академический Проект; Фонд ≪Мир≫. 2005. — С. 352.

4. Воронин А. Н. Методики диагностики свойств внимания. // Методы психологической диагностики. Под ред. В. Н. Дружина. Т. В. Галкиной. — М. 2008.

5. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. //Психология как объективная наука. М. Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1988

6. Гормин А. С. Г. Методология и методы психологии: учебно-методическое пособие / А. С. Гормин. -Великий Новгород; НИРО, 2010.- 23 с.

7. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. //Серия: В помощь специалисту. ( Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала ; Вып. 19 — М. Школьная Пресса, 2005. — 96 с.

8. Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. #8470; 1.

9. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. М. 1982.

10. Локтева Е. В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. #8470; 3.

11. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. — М. ВЛАДОС, 1995. — 448 с.

12. Павлов. И. П. Вклад в физиологию и психологию. — Томск, Кафедра социальной и гуманистической психологии, 2004 г. — 27 с.

13. Певзнер М. С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности М. 1985 г.

14. Популярная психологическая энциклопедия. — М. Эксмо. С. С. Степанов. 2005.

15. Пузанов Б. П. Селиверстов В. И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений — 3-е изд. доп. — М. Академия, 2001.

16. Рыжова Н. В. Логопсихология. учебно-методическое пособие / Н. В. Рыжова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010 — 139 с.

17. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб. Питер, 2008. — 192 с.

18. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. М. Педагогика, 1990 г. — 184 с.

19. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. — Балашов: Николаев , 2004. — 68 с.

20. Якобсон Г. Сафонова Н. М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников. // Вопросы психологии, 1999, #8470; 5.

Заказать оригинальную работу

Методы диагностики внимания у детей с ЗПР

Психодиагностика свойств внимания младшего школьника с ЗПР должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Надо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работу с ребенком следует начать с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию может свести все усилия психолога на нет.

В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку походить или сделать физические упражнения.

Необходимо учитывать требуемое для проведения исследования время. В целом, обследования занимает от 30 до 60 минут.

Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку (нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий).

Обследование необходимо проводить за столиком, размеры которого соответствуют росту ребенка. Школьника не усаживают лицом к окну, чтобы происходящее на улице не отвлекало его.

Работе психолога с ребенком никто не должен мешать. Во время обследования психолог ведет протокол и фиксирует:

· предлагаемые задания и уровень их выполнения;

· оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;

· возможности самостоятельного исправления ошибок;

· характер контакта со взрослым;

· отношение к выполнению заданий;

· уровень активности при выполнении заданий.

В своем исследовании мы использовали следующие методики диагностики свойств внимания:

· Методика 1. Тест Бурдона в модификации П. А. Рудника.

Задачей данного исследования является выявление концентрации, точности и продуктивности внимания.

Цель: измерение количественных характеристик внимания: концентрации, точности и продуктивности, а также динамики этих характеристик в процессе кратковременной работы. (Описание Приложение 1.1)

· Методика 2. Запомни и расставь точки. [21].

Цель: определение объема внимания. (Описание Приложение 1.2)

· Методика 3. Диагностика особенностей внимания [27]

Цель: определение эффективности внимания. (Описание Приложение 1.3)

· Методика 4. Оценка уровня развития произвольного внимания

Цель: выявление уровня развития устойчивости и объема произвольного внимания. (Описание Приложение 1.4)

· Методика 5. Тест переплетенных линий

Цель: определение уровня развития устойчивости внимания. (Описание Приложение 1.5)

Развитие мышления
В формировании и развитии мышления можно выделить несколько этапов. Начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями, неотделимыми от практической деятельности. Проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, т.к. имеет практическую направленность. Следующий этап развития ребенка связан с овладением.

Роль отца в воспитании подрастающего поколения
Отцовская любовь – это обусловленная любовь. Отец это тот, кто учит ребенка тому, как узнать дорогу в большой мир, кроме того, отец обладает и социально – экономической функцией: передача собственности лучшему, заслуживающему отцовскую любовь. Когда ребенок растет и развивается, он становится способным воспринимать вещи такими, как они.

Важность положительной мотивации
Гиперактивные дети очень слабо мотивированы. Интерес, желание чем-то заниматься формируется у них медленно. Но уж если такой интерес сформировался, обычно, он остаётся надолго или на всю жизнь. Поэтому так важно в занятиях и играх с таким ребёнком наличие положительной мотивации. Важным здесь является элемент удовольствия. Если что-то.

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

Глава I . Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования внимания у детей с задержкой психического развития.

Глава II . Экспериме нтальное исследование внимания детей с задержкой психического развития

Чтобы получить полную картину особенностей внимания ребенка, надо особенно внимательно проанализировать следующую информацию. Дети в возрасте около 6 лет довольно часто при выполнении задания обращаются к образцу - это говорит о небольшом объеме их внимания. Если ребенок часто отвлекается, и вы чувствуете, что ваше присутствие и ваша забота ему необходима, это, безусловно, свидетельствует о слабой устойчивости внимания.

Кроме того, можно определить разность ошибок (РО) между третьим и первыми двумя этапами:

Если РО окажется величиной положительной, то это говорит о снижении интеллектуальной активности ребенка к концу эксперимента, снижение активного внимания, другими словами, снижение степени концентрации внимания и невозможности произвольно отрегулировать этот процесс.

В данной группе детей были получены следующие результаты: среднее время заполнения карточки 2 мин. 10 сек. и более, что соответствует уровню ниже среднего и низкому. Количество ошибок 8 детей имеют по 3 и более, остальные 7 детей при количестве 3-х ошибок и менее, имеют среднее время от 1 мин. 50 сек до 2 мин. 10 сек. Все дети быстро уставали и часто отвлекались посторонними делами. Некоторые дети пытались вести беседу о любимых делах, родственниках, игрушках, некоторые начинали рассматривать свои руки, бантики и т.п. что естественно мешало работе и затрачивалось большее количество времени, а так же способствовало появлению ошибок в работе. Дети часто обращались к образцу, часто отвлекались от задания. Внешне наблюдалось утомление у детей.

Таблица 1 Результаты констатирующего эксперимента

В подгруппе № 2 7 детей имеют низкий уровень распределения внимания, так как допустили большое количество ошибок, в том числе и пропусков. 3 ребенка имеют средний уровень - допустили меньшее количество ошибок и пропусков.

Вывод: По результатам проведённого исследования можно сделать соответствующие выводы. Данная группа детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, прежде всего, по развитию внимания неоднородна. Одни дети, по результатам исследования очень мало отличаются от детей с нормальным развитием, другие с большим отставанием в этой области развития. У детей с задержкой психического развития, в результате проведённого констатирующего эксперимента, были ярко выражены следующие недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленное переключение, малый объём. К особенностям внимания этих дошкольников также можно отнести слабость произвольного внимания, которая проявляется в частой смене объектов внимания и в невозможности длительного сосредоточения на каком-то одном объекте.

Вывод ко второй главе

По результатам проведённого исследования можно сделать соответствующие выводы. Данная группа детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, прежде всего, по развитию внимания неоднородна. Одни дети, по результатам исследования очень мало отличаются от детей с нормальным развитием, другие с большим отставанием в этой области развития. У детей с задержкой психического развития, в результате проведённого констатирующего эксперимента, были ярко выражены следующие недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленное переключение, малый объём. К особенностям внимания этих дошкольников также можно отнести слабость произвольного внимания, которая проявляется в частой смене объектов внимания и в невозможности длительного сосредоточения на каком-то одном объекте.

Таким образом, констатирующая часть исследования подтвердила данные, которые были, получены нами в результате анализа специальной литературы и показала, необходимость проведения специальной коррекционной работы по развитию внимания у детей с задержкой психического развития.

Анализ результатов исследования показал, что у детей с ЗПР необходимо целенаправленно и систематически проводить коррекционную работу.

В процессе коррекционной работы необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Глава 3 Коррекционная работа по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

3.1 Общие принципы, задачи, направления коррекционно педагогической работы

Переход на обучение с шестилетнего возраста настоятельно требует создания психологической службы, в задачи которой должна входить диагностика готовности к обучению в школе, в том числе своевременное выявление детей с задержкой психического развития (ЗПР), нуждающихся в специальных формах коррекционно-педагогической работы.

В качестве отправных использованы принципиальные теоретические положения, сформулированные в трудах основоположников советской психологии и ведущих современных психологов: Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. П. Лурия, А. А. Смирнова, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. И. Божович, В. И. Лубовского, Н. А. Менчинской, З. И. Калмыковой, М. И. Лисиной, Л. А. Венгера, В. С. Мухиной и других.

Изучение шестилетних детей с ЗПР в сравнении с полноценно развивающимися сверстниками подтвердило гипотезу Ульенковой У.В. о психологической специфике формирования общей способности к учению (усвоению знаний) в этом возрасте, органической связи ее формирования с индивидуальными особенностями личности ребенка как субъекта интеллектуальной (учебной) деятельности.

Источники: http://ktzht.org.ua/work/341523/Narushenie-vnimaniya-u-detej, http://www.psyhologykey.ru/klogs-475-1.html, http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625a2ad78b5d53a89521316c27_0.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Социально психологическая адаптация детей младшего школьного возраста

Социальная психологическая адаптация детей младшего школьного возраста АВТОНОМНАЯ далее...

Ребенок хочет домашнее животное

Ребенок хочет завести домашнее животное Посредством общения далее...

Дошкольное воспитание 6 2012

ЦКОФР - Центр координации образования и физического развития В далее...

Популярные статьи