Главная » Диагностика детей



Диагностика временных представлений детей среднего дошкольного возраста

Курсовая работа по психологии

Тема: « Ф ормирование временных представлений при ознакомлении дошкольников с природой»

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ 5
1.1 Понимание отношений временной последовательности
детьми дошкольного возраста 5
1.2 Возможности ознакомления дошкольников с
временными понятиями при ознакомлении с природой 9
1.3 Развитие чувства времени у дошкольников при
ознакомлении с природой 13

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ 18
2.1 Изучение опыта работы педагога по формированию у
дошкольников временных представлений при ознакомлении с природой………. 18
2.2 Выводы по проведённому исследованию 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Актуальность нашего исследования можно обосновать тем, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать
деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и показать .
Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: Если время есть, покажи мне его .

Цель исследования - изучение особенностей формирования у дошкольников временных представлений в процессе ознакомления с природой.
.

Курсовая работа: 32 с, 19 ист. 1 табл. 1 прил. 5 прил.

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ВОСПРИЯТИЕ
ВРЕМЕНИ, СУТКИ, ЧАСТИ СУТОК, КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ,
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Цель исследования - изучение особенностей формирования у дошкольников временных представлений в процессе ознакомления с природой.

Объект исследования - формирование временных представлений у дошкольников.
Предмет исследования - возможности формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с природой.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение педагогического опыта работы, опрос (диагностика уровня временных представлений дошкольников), метод количественной математической обработки данных.
В работе проведено обобщение педагогического опыта по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Степенью научной новизны является выявление возможностей занятий по ознакомлению с природой для формирования у дошкольников временных представлений.

Автор подтверждает, что приведённый в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Формирование представлений о времени у детей средней группы

Система мероприятий, направленных на формирование представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста

Фрагменты занятий по формированию элементарных математических представлений.
1. Утро - день - вечер: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.
2. Времена года: формировать представления о временах года: весне, лете, осени и зиме.
3. Вчера - сегодня - завтра: познакомить детей с временными понятиями «вчера - сегодня - завтра».
4. Раньше - позже - сначала - потом: формировать временные представления «раньше - позже - сначала - потом».
Дидактические игры, способствующие формированию представлений о времени.
1. День и ночь: закреплять знания детей о частях суток.
2. Части суток: упражнять детей в различении частей суток.
3. Времена года: закреплять представления о временах года.
4. Когда это бывает: совершенствовать знания детей о временах года, их характерных признаках.
5. Вчера - сегодня - завтра: упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Дидактические упражнения, способствующие формированию представлений о времени.
1. Наш день: совершенствовать знания детей о частях суток, их характерных признаках.
2. Продолжай: закреплять знания детей о последовательности частей суток и времён года.
3. Назови пропущенное слово: упражнять в активном запоминании последовательности временных отрезков.
4. Когда это бывает: уточнить представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь.
5. «Сутки стройся», «Год стройся»: совершенствовать знания детей в чередовании последовательности временных отрезков «сутки» и «год».
Для формирования временных представлений также используются разнообразные методы. Все они включаются в организацию практической деятельности детей.
Ведущим являлся практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей.
Для закрепления временных представлений проводятся такие мероприятия:
1. Закрепление изученного материала в режимных моментах;
2. Чтение художественной литературы: отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для данной части суток практические действия;
3. Слушание музыкальных произведений «Времена года» П. И. Чайковского;
4. Рассматривание картин о временах года и частях суток;
5. Просмотр мультфильмов «Обучающие уроки тётушки Совы» - «Части суток», «Времена года»;
6. Наблюдения на прогулках.
Дети работают с моделями времени. В моделях - квадратах, кружках - обычно цветом символизируется один из значимых признаков временного отрезка (части суток, время года). Детям 4-х лет предлагаются плоскостные модели и одна форма движения - линейная. Дети учатся выкладывать кружки или квадраты разного цвета слева направо друг за другом. При этом решается важная задача. Ребенок, выкладывая отдельные элементы модели, запоминает названия эталонов времени, чередование, их последовательность. Например, утро, день, вечер, ночь.
При формировании временных представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. С детьми проводятся дидактические игры, направленные на формирование временных понятий
1. «День и ночь»,
2. «Части суток»,
3. «Времена года»,
4. «Когда это бывает»,
5. «Вчера - сегодня - завтра».
В ходе игр дети упражняются в активном различении временных понятий.
Кроме практического метода используются наглядные и словесные методы. К наглядным методам относится рассматривание детьми сюжетных картин, иллюстраций, фотографий, которые содержанием деятельности, изображенной на картине, и некоторыми объективными показателями (положение солнца, луны, звезд на небосводе, освещенность и др.) помогают ребенку определить и назвать время. Словесные методы предполагают объяснение, беседы и вопросы к детям.

Рекомендуем посмотреть:

Изучение сформированности временных представлений детейс задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в контексте народного календаря Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ФОЛЬКЛОРНОЕ НАСЛЕДИЕ ,
  • ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА ,
  • ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ,
  • КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ,
  • ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ,
  • НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сироткина З. А.

Статья посвящена проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Представлена диагностическая программа, направленная на изучение сформированности временных представлений старших дошкольников с задержкой психического развития в контексте народного календаря. Обсуждаются особенности формирования временных представлений детей с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Поднимаются вопросы подготовки к школе старших дошкольников с задержкой психического развития: расширение кругозора, формирование широкой ориентировки в окружающем через знакомство с народными традициями, формирование временных представлений с опорой на народный календарь. Затрагивается проблема воспитания детей с задержкой психического развития в социокультурном аспекте.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки , Сироткина З. А.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Сироткина З. А. Изучение сформированности временных представлений детейс задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в контексте народного календаря // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №27 (170). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sformirovannosti-vremennyh-predstavleniy-deteys-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v (дата обращения: 07.07).

Сироткина З. А. Изучение сформированности временных представлений детейс задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в контексте народного календаря Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки 20 (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sformirovannosti-vremennyh-predstavleniy-deteys-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v (дата обращения: 07.07).

Сироткина З. А. (2013). Изучение сформированности временных представлений детейс задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в контексте народного календаря. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sformirovannosti-vremennyh-predstavleniy-deteys-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v (дата обращения: 07.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Сироткина З. А. Изучение сформированности временных представлений детейс задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в контексте народного календаря // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №27 (170) С.238-243.

Сироткина З. А. Изучение сформированности временных представлений детейс задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в контексте народного календаря Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки 20 (2013).

Сироткина З. А. (2013). Изучение сформированности временных представлений детейс задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в контексте народного календаря. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки

Источники: http://reihorn.narod.ru/fvpd.html, http://ped-kopilka.ru/blogs/elizaveta-aleksandrovna-katjas/sistema-meroprijatii-napravlenyh-na-formirovanie-predstavlenii-o-vremeni-u-detei-srednego-doshkolnogo-vozrasta.html, http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sformirovannosti-vremennyh-predstavleniy-deteys-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Бюбхен солнцезащитные средства для детей

Отзыв: Солнцезащитное молочко далее...

Родительское собрание адаптации детей

Родительское собрание «Адаптация ребёнка далее...

Кормление 3 месячного ребенка

Форум родителей: Питание трехмесячного ребенка Обсуждение вопросов далее...

Популярные статьи