Главная » Диагностика детей



Диагностика звукопроизношения у детей 4 5 лет

Обследование состояния звукопроизношения у детей

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 года.

При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.

В процессе обследования можно обнаружить следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:

губы — толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

зубы — редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;

прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;

челюсти — верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;

нёбо — узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое;

язык — массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.

Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата . Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции, например :

· облизать языком губы,

· постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха;

· сделать язык широким, распластанным, а затем узким,

· поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении;

· перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений;

· высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот; вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку;

· делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений; выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад, раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти и т. д.

При этом логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

Обследование звукопроизношения. В результате этого обследования должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. При этом следует отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах . Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.

Для обследования произношения звуков в словах необходим набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинках, должны представлять собой слова различного слогового и звукового состава, многосложные, со стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: малышу предъявляются для называния картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным. Например, при проверке произнесения звука с предлагаются следующие картинки: санки, автобус, усы, сковорода

ш: шишка или шапка, душ, чашка

л: лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа

Обследование звукопроизношения у детей младшего школьного возраста Учитель – логопед Малявкина Наталья Геннадьевна Центр Диагностики и Консультирования. - презентация

Презентация на тему: Обследование звукопроизношения у детей младшего школьного возраста Учитель – логопед Малявкина Наталья Геннадьевна Центр Диагностики и Консультирования. — Транскрипт:

1 Обследование звукопроизношения у детей младшего школьного возраста Учитель – логопед Малявкина Наталья Геннадьевна Центр Диагностики и Консультирования

2 Цели Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи Выявление дефектов звукопроизношения у детей младшего школьного возраста Выявление дефектов звукопроизношения у детей младшего школьного возраста

3 План обследования Предварительная беседа Предварительная беседа Обследование артикуляционного аппарата Обследование артикуляционного аппарата Обследование произношения звуков Обследование произношения звуков Обследование звуко - слоговой структуры в словах Обследование звуко - слоговой структуры в словах Обследование фонематического слуха Обследование фонематического слуха

4 Свистящие звуки С -СЬ С С-С-С-С-С С-С-С-С-С Са-со-су-сы Са-со-су-сы Ас-ос-ус-ыс Ас-ос-ус-ыс Ска-ско-ску-скы Ска-ско-ску-скы Аск-оск-уск-ыск Аск-оск-уск-ыск Сапоги, сок, суп, сын Сапоги, сок, суп, сын Писать,песок,пасут Писать,песок,пасут Квас,нос,фокус,слон Квас,нос,фокус,слон Сь Сь Ся-сё-сю-си Ся-сё-сю-си Ась-ось-усь-ысь Ась-ось-усь-ысь Стя-стё-стю-сти Стя-стё-стю-сти Сети,гуси,Сима,сядь Сети,гуси,Сима,сядь

8 Звуки З - ЗЬ З З-З-З-З-ЗЗЗ З-З-З-З-ЗЗЗ Зда –здо –зду Зда –здо –зду Завод,мозаика,язык Завод,мозаика,язык Мимоза,азбука,знак Мимоза,азбука,знак У Зои мимоза. У Зои мимоза. Зоя –зайкина хозяйка. Зоя –зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка. Спит в тазу у Зои зайка. За-за- у Зои коза. За-за- у Зои коза. Зь Зь зя-зи-зю-зе зя-зи-зю-зе Зня-зне-зню Зня-зне-зню Зина,музей,изюм Зина,музей,изюм Зимой у Зины зябнет нос. Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идет в музей. Кузя идет в музей.

10 Звук Ц Ц-ц-ц-ц-ц Ц-ц-ц-ц-ц Ца-ац, цу-уц, цо-оц Ца-ац, цу-уц, цо-оц Цепь,яйцо,танец, цветы Цепь,яйцо,танец, цветы

11 Звук Ч Ач-оч-ич Ач-оч-ич Ночь,дочь,чай Ночь,дочь,чай Зайчиха пьёт Зайчиха пьёт чай с зайчатами. чай с зайчатами.

12 Звуки Ш -Ж Ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш Ша-шо-шу-ши Ша-шо-шу-ши Аш-ош-уш-ыш Аш-ош-уш-ыш Шапка,шайба,уши Шапка,шайба,уши Каша,душ,мышь Каша,душ,мышь Маша,ешь пшенную кашу. Маша,ешь пшенную кашу. Тише,мыши,не шумите,нашу кошку не будите. Тише,мыши,не шумите,нашу кошку не будите. Ж-ж-ж-ж-ж Ж-ж-ж-ж-ж Жа-жу-жи-же Жа-жу-жи-же Жда-жду-жды Жда-жду-жды Жатва,жить,ужин Жатва,жить,ужин Пижама,ждать,ужи Пижама,ждать,ужи

13 Звуки ч - щ Ч-Ч-Ч-Ч-Ч Ч-Ч-Ч-Ч-Ч Ач-оч-уч-ич Ач-оч-уч-ич Ча-че-чу-чи Ча-че-чу-чи Ночь,дочь,луч,печь Ночь,дочь,луч,печь Дочка,внучка,чай Дочка,внучка,чай Танечка качается на качелях. Танечка качается на качелях. Девочка печет печенье. Девочка печет печенье. Щ-Щ-Щ-Щ-Щ Щ-Щ-Щ-Щ-Щ

14 Звуки Р,Рь Р-Р-Р-Р Р-Р-Р-Р Ра-ро-ру-ры Ра-ро-ру-ры Рак,рот,руки Рак,рот,руки Ря-ри-ре-рю Ря-ри-ре-рю Репа,берёза,сухарь Репа,берёза,сухарь Мы с тамарой ходим парой. Мы с тамарой ходим парой. Рита варит рис Рита варит рис кролик кролик

15 Звки Л - Ль Ла-ло-лы, ля-лё-лю Ла-ло-лы, ля-лё-лю Мел,пенал,полка,Лена,липа, калина Мел,пенал,полка,Лена,липа, калина Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: -Я не бегал, я скакал. -Я не бегал, я скакал.

16 Чистоговорка Гуси –гуси, га-га-га, Гуси –гуси, га-га-га, Есть хотите, Есть хотите, -ДА, ДА,ДА -ДА, ДА,ДА

17 Фонематический слух Различение на слух фраз, слов, слогов Различение на слух фраз, слов, слогов Выделение звука на слух из звукового, слогового ряда слов Выделение звука на слух из звукового, слогового ряда слов Различение правильно и неправильно произнесенных логопедом слов Различение правильно и неправильно произнесенных логопедом слов Н-Р: санки, суба, шапка, санка, шанки Н-Р: санки, суба, шапка, санка, шанки

20 литература Коноваленко В.В. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Пособие для логопедов. Издательство «Гном и Д» 2000г. Коноваленко С.В. Пособие для логопедов. Издательство «Гном и Д» 2000г. Иллюстрации Иллюстрации

Логопедический электронный альбом для обследования звукопроизношения у детей 5 – 9 лет

Данный электронный альбом предназначен для стандартного логопедического обследования и содержит картинный материал для диагностической работы логопедов, воспитателей ДОУ, а также может быть использован родителями для уточнения произношения основных групп звуков.

С помощью данных картинок осуществляется обследование следующих звуков в разной позиции:

3 – собака, сумка, ананас, А

4 – автобус, бусы, носки

5 – У стола стул. Стол накрыт скатертью. На столе стакан, в салфетнице салфетки. На блюдце ананас.

6 – серёжки, сито, гусь

7 – апельсин, васильки, такси

8 – Гусеница сидит на листе сирени

9 – зонт, заяц, коза

10 – ваза, гнездо, замок

11 – Заяц звонит в звонок.

12 – зеркало, зима, корзина

13 – газеты, зебра, земляника

14 – В зелёной корзине газеты.

15 – цветы, цыплята, курица

16 – палец, огурец, овца

17 – У крыльца цветы и курица с цыплятами.

18 – шапка, лягушка, камыш

19 – машина, петушок, ландыш

20 – На вешалке шуба, шапка и варежки. Кошка шипит.

21 – жук, жёлуди, ёжик

22 – жираф, пижама, пожарник

23 – Пожарники едут на пожар

24 – щётка, щенок, ящик

25 – овощи, плащ, лещ

26 – Щенок в ящике. Висит плащ.

27 – чемоданы, чайник, ключ

28 – мяч, бабочки, чупа-чупс

29 – На столе чайник и чашка с горячим чаем, печенье. У мальчика чупа-чупс.

30 – лампа, лодка, белка

31 – дятел, молоток, стул

32 – На балконе стол и стул. Белая лодка плывёт.

33 – ослик, лебедь, лимон

34 – лейка, улитка, соль

35 – Лимон лежит на блюдце.

36 – робот, рыба, помидор

37 – корова, топор, барабан

38 – На чёрной крыше красная труба.

39 – орехи, река, гриб

40 – фонарь, дверь, рюкзак

41 – Дом на берегу моря.

42 – мак, корзина, свёкла

43 – старик, капуста, стакан

44 – Кошка с котятами.

45 – кепка, кино, ботинки

46 – Мальчик снимает носки

47 – вагон, гусь газеты

48 – Гусь с гусятами на лугу.

49 – гиря, гитара, сапоги

50 – хлеб, муха, горох

51 – духи, орехи. Хитрая лиса продаёт духи петухам

52 – ёжик, ящик, заяц

52 – яблоко, лейка, чайник

Источники: http://studopedia.ru/4_112468_obsledovanie-sostoyaniya-zvukoproiznosheniya-u-detey.html, http://www.myshared.ru/slide/571948, http://logopedoksana.ucoz.ru/load/otkrytye_zanjatija/logopedicheskoe_obsledovanie/diagnostika_zvukoproiznoshenija/8-1-0-6

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Симптомы глистов у детей 3 лет

Глисты у детей: симптомы и лечение. Тест на вероятность далее...

Утренняя гимнастика цели задачи детей

Значение и задачи утренней гимнастики для дошкольников. Утренняя гимнастика далее...

Экссудативный отит у детей лечение

Лечение и симптомы экссудативного отита далее...

Популярные статьи