Главная » Диагностика детей



Методики диагностики я концепции детей дошкольного возраста

Изучение особенностей психического развития ребенка младшего школьного возраста (восьми лет) — реферат

Ярослав – 8 лет. Учится во втором классе Московской гимназии № 1590. Отца нет, мать нигде не работает, пьет, гуляет. Воспитание ребенка занимается больная бабушка. Живут на пенсию бабушки. В доме происходят постоянные конфликты межу бабушкой и матерю. Школьная успеваемость низкая, для своего возраста не очень хорошо читает, осваивает грамоту. В ходе первичной беседы с ребенком у него была выявлена сниженная мотивация к учебной деятельности. Друзей у Ярослава в школе нет, хотя в беседе с психологом показал себя контактным ребенком, умеющим объяснить, что-то показать. Учителя негативно относятся к ребенку, часто на него кричат. По наблюдениям мальчик ласковый, тихий, очень любит рисовать и занимается рисованием дополнительно.

Основной запрос педагога заключается не столько в том, что Ярослав плохо учиться, сколько в том, что в школе он очень замкнут, эмоционально не раскован, не умеет общаться, проявляет высокое чувство тревожности и неуверенности в себе, в различных учебных формальных и неформальных ситуациях общения со взрослыми и сверстниками.

II. Методы исследования

В качестве основного предмета диагностики, в связи с этим, нами была выбрана эмоционально-личностная сфера ребенка, в частности проблема проявления у ребенка чувства тревожности.

В процессе диагностики нами были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Методика «Несуществующее животное».

Цель методики – диагностика эмоциональной сферы ребенка, выявление тревожности, агрессивности в поведении, особенностей развития самооценки и «Я-концепции» ребенка.

2. Методика «Дом. Дерево. Человек».

Цель методики - диагностика эмоциональной сферы ребенка, выявление тревожности, агрессивности в поведении, особенностей развития самооценки и «Я-концепции» ребенка.

3. Методика «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса»

Цель методики - изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего возраста.

4. Методика «Детский вариант опросника EPI» Айзенка.

Цель методики – выявление особенностей темперамента ребенка.

5. Методика «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен.

Цель методики – диагностика состояния тревожности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

6. Методика «Детский вариант личностного опросника Кеттела»

Цель методики – оценка развития личности ребенка.

Применительно к данному исследованию нами были проанализированы результаты по 3 факторам:

Фактор «А» - аффктотимия/сизотимия.

Фактор «С» - сила «Я»/ слабость»Я».

Фактор «Н» - смелость/робость.

7. Методика «Лесенка».

Цель методики – выявление уровня самооценки ребенка младшего дошкольного возраста.

8. Методика «Тест Люшера».

Цель методики - диагностика устойчивых черт личности ребенка.

9. Методика «Диагностика наличия страхов» А. И. Захарова.

Назначение теста - выявить уровень сформированности Я-концепции .
Данная методика позволяет выявить индивидуальные представления испытуемых об обсуждаемых качествах и оценить меру адекватности их представления о себе.

Методика включает в себя сочетание стандартного набора так называемых шкал самооценки (по Дембо) и беседы с испытуемым о каждой из характеристик, по которым ему предстоит оценивать себя.

Беседа проводится по типу клинической, но обязательно включает пять стандартных вопросов:

1. Что ты больше всего на свете любишь? Что вообще ты любишь, что тебе нравится?
2. Чего ты больше всего на свете не любишь? Чего ты не любишь, что тебе не нравится?
3. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похож на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похож?
4. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похож. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похож?
5. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

После беседы детям предъявляются шкалы Дембо с характеристиками, названными детьми в ответах на вопросы 3, 4, 5 и стандартный набор ( хороший-плохой , добрый-злой , умный-глупый , сильный-слабый , ( смелый-трусливый , лучший ученик-худший ученик , самый старательный-самый небрежный ).

Инструкция к тесту

Инструкция к шкалам Дембо звучит следующим образом: Здесь расположены все люди на свете - от самых умных до самых глупых (сопровождается движением руки вдоль отрезка сверху внизу), от самых глупых, до самых умных (движение вдоль отрезка снизу вверх). На самом верху находятся самые умные люди на свете, в самом внизу - самые глупые, посередине средние. Где ты среди всех этих людей? Обозначь свое место .

После того, как ребенок делает пометку, его спрашивают: ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть .

Аналогичное исследование повторяется по всем шкалам. Рассказы детей о себе сопоставляются с их самооценкой по циклам Дембо.

Анализ результатов теста

В результате экспериментатор выявляет уровень сформированности Я-концепции испытуемых, используя следующие критерии:

Ребенок отвечает коротким рассказом о себе, который квалифицируется как вербальная экспликация Я-концепции (ответы типа: я - хороший ).

Ребенок отвечает о себе самокритично (типа: я - нормальный, средний… ). Самокритичные дети, как правило начинают с идеальной самооценки и лишь затем, по просьбе экспериментатора, отмечают реальную.

Дети, обнаруживающие Я-концепцию , вначале помечают реальную самооценку, а затем, по просьбе экспериментатора, идеальную. Самооценка этих детей и рассказ о себе должны содержательно совпадать.

Присуждение себе максимально высоких баллов по всем шкалам в отличие от оценивания себя промежуточными баллами и дифференцированно свидетельствует о неспособности детей к самооценке .

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Тема 2.5. Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста

Задание № 1. Составление пакета диагностических методик

Задачи изучения темы: учиться составлять пакет диагностических методик, направленных на изучение особенностей познавательной, эмоционально-личностной сферы, сформированности типичных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Методические указания: пакет диагностических методик предъявляется для проверки до проведения лабораторного занятия № 1 (тема 2.5. раздел 2)

Содержание: студенты готовят пакет диагностических методик по следующим направлениям:

1. диагностика познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления, экспрессивной и импрессивной речи);

2. диагностика сформированности детских видов деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, счетной);

3. диагностика эмоционально-личностной сферы.

Каждая карточка с методикой должна содержать следующее:

1. Название методики;

2. Цель (что диагностирует);

3. Процедура проведения, инструкция для испытуемого;

4. Анализ (интерпретация) результатов;

5. Стимульный материал (карточки для предъявления испытуемому).

Для каждого психического процесса (психического состояния) должно быть несколько вариантов заданий и несколько вариантов одного задания (ориентированных на детей разного возраста).

При составлении картотеки по 3 направлению можно включить следующие методики:

1. «Изучение половозрастной идентификации» (Н.Л. Белопольской, 1999)

2. Методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте) // Вьюнова Н.И. Гайдар К.М. Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М. 2003. С.216-218 (приводится после изучения изобразительной деятельности только в том случае, если уровень ее сформированности высокий)

3. Методики изучения эмоций (показать на пиктограммах основные эмоции; назвать основные эмоции; дорисовать пиктограммы, чтобы получилась какая-либо эмоция; узнавание (показать) эмоций по реальным фотографиям; называние эмоций по фотографиям) // Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Методический альбом. М. 2002. С.7-9)

4. Методика «Кинотеатр» // Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб. 2005. С.94 (проводится в случае положительных результатов изучения эмоций).

5. Тест Розенцвейга, детский вариант // Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб. 2005. С.182 (если у ребенка достаточно высокий уровень развития экспрессивной речи).

6. Сказки Дюсса // Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб. 2005. С.157 (в случае высокого уровня развития импрессивной речи).

1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб. 2005.

2. Вьюнова Н.И. Гайдар К.М. Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М. 2003.

3. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. С-Пб. 2005.

4. Забрамная С.Д. Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для ПМПК. М. 2003.

5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. М. 2005.

6. Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. С-Пб. 2005.

7. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Методический альбом. М. 2002.

Источники: http://referatbox.com/6584/izuchenie-osobennostej-psixicheskogo-razvitiya-rebenka-mladshego-shkolnogo-vozrasta-vosmi-let/, http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/34-metodiki-izucheniya-emoczionalnoj-i-lichnostnoj-sfery/556-opredelenie-qya-konczepcziicziiq-u-detej-5-6-let, http://studopedia.ru/3_115947_tema--psihologo-pedagogicheskoe-obsledovanie-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Можно ли кормить котенка смесью для детей

Как выкормить котенка без кошки котята во далее...

Рвота от антибиотиков у ребенка что делать

Сильная тошнота после приема антибиотиков 1. Гость | далее...

Воспитания детей оставшихся без попечения

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей В соответствии далее...

Популярные статьи