Главная » Диагностика детей



План диагностики детей дошкольного возраста с зпр

Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

а с ЗПР.
  • Составить и реализовать диагностическую программу, направленную на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
  • Учитывая результаты диагностики, разработать и апробировать психокоррекционную программу, способствующую развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
  • Проанализировать эффективность проведенной работы, сделать выводы.
  • Для решения поставленной цели и задач в нашей работе были использованы следующие методы исследования:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы.
    2. Педагогический эксперимент в единстве его этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
    3. Метод обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

    На констатирующем и контрольном этапах применялась диагностическая программа, в состав которой вошли следующие методики: Составление целого из частей, Последовательные картинки, Определение времени года по картинкам, Исключение неподходящей картинки, Установление закономерностей.

    Методологической основой исследования послужили работы Зака А.З. Лихтарникова Л.М. Русанова В.Н. Тихомировой Л.Ф. Труднева В.П. Шнейдерман М.В. и др.

    Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МДОУ компенсирующего вида №28 города Алексина Тульской обл. В эксперименте приняло участие 10 детей с ЗПР в возрасте 5 6 лет.

    1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

    1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе

    Исследованию детского мышления посвящены многочисленные работы представителей отечественных и зарубежных психологических школ. В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни, определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям в дошкольном учреждении, ребенок расширяет свой умственный кругозор, приобретает ряд новых знаний, которые должны составить основу его последующего умственного развития и обучения в условиях школы. Однако дело не ограничивается простым увеличением круга представлений, простым нарастанием количества знаний. Вместе с изменением содержания происходит перестройка характера умственной деятельности, возникают новые формы мышления. Дошкольник иначе относится к стоящей перед ним интеллектуальной задаче, пользуется другими способами для ее решения, иначе обобщает наблюдательные явления, чем, например, школьники. Таким образом, рассматривая развитие мышления дошкольника, следует учитывать две взаимосвязанные стороны этого процесса изменение его содержания и возникновение новых форм интеллектуальной деятельности ребенка [43].

    При изучении этих сторон разные ученые по-разному трактуют термин развитие мышления. Иногда этому термину придают весьма широкое значение, применяя его к развитию любой познавательной деятельности ребенка и даже к развитию любой формы поведения, поскольку в нем обнаруживается приспособление к новым обстоятельствам. Такое неправильное расширение термина особо часто встречается у американских авторов, трактующих развитие мышления как образование новых связей (Торндайк), приобретение новых типов поведения (Харриман) и др.

    Д.Рассел также расширяет область детского мышления, включая в него: материал мышления - ощущение, восприятие, образы памяти, понятия и т.д.; мотивы мышления - чувство, потребность, отношение и т.д.; процессы мышления - выбор, поиск, манипулирование, решение задач, творчество, открытие и т.д.; способности мышления - навыки, технику и т.д. Акт мышления в целом характеризуется организацией и интеграцией перечисленных элементов. Поэтому Д.Рассел отказывается от единой терминологии для анализа мышления и выделение специфических интеллектуальных процессов.

    Некоторые зарубежные авторы, отождествляя мышление и речь, считают, что оно развивается после 7 8 лет, когда ребенок уже связанно говорит, а, значит, уже может рассуждать (Э.Клапаред, В.Штерн, К.Бюллер, Дж. Селли). Дошкольное детство, по их мнению, является алогичным. Хотя развитие мышления неразрывно связано с развитием других познавательных процессов, а также с общими изменениями деятельности ребенка, однако это не дает оснований игнорировать специфический характер интеллектуального развития ребенка и отказываться от его специального рассмотрения с этих новых позиций.

    Ж.Пиаже вместе со своими сотрудниками осуществили большое число конкретных исследований, в результате которых им было сформировано представление о структуре интеллекта и общим направлении его развития. Мышление, по Ж.Пиаже, представляет собой систему операций. Операция определяется как внутренние действия. Действия, первоначально носившее внешний предметный характер, затем переносится во внутренний план, выполняется мысленно, не теряя своего первоначального характера действия. Таким образом, собственно операция и предметные действия это лишь разные категории действия. Операция отличается от предметного действия не только своей формой внутреннего действия, она обладает рядом других особенностей. Одна из них сокращенность по сравнен

    Подробности Категория: Психологам Дата публикации Автор: Vale Просмотров: 815

    Психодиагностика — это направление практической психологии, изучающей особенности применения диагностических методик с целью определения уровней познавательного, эмоционального и личностного развития.

    Цель диагностической работы с детьми с ЗПР состоит в разработке методических рекомендаций на основе анализа выполнения диагностических методик.

    Технология психологического обследования ребенка с отклоняющимся развитием (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго):

    1. Сбор психологического анамнеза.

    2. Психологическое обследование.

    3. Интерпретация результатов.

    4. Психологическое заключение.

    Психологическое обследование детей с ЗПР проходит поэтапно:

    1. Беседа или проективная методика для установления контакта с ребёнком, определение зоны его информированности.

    2. Исследование восприятия

    3. Исследование внимания

    4. Исследование зрительной памяти.

    5. Исследование мышления (уровень схематического мышления, способность к сравнению, обобщению, классификации).

    6. Исследование звуковой и смысловой стороны речевой деятельности.

    7. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы: узнавание эмоциональных состояний, разных по модальности, изучение уровня тревожности, определение эмоционального фона настроения в разных видах деятельности.

    9. Психолого-педагогические рекомендации.

    Исследование речевого мышления

    Цель — выявление уровня словарного запаса, дифференцированности ассоциаций, структуры семантического поля, уровня речевого и интеллектуального развития.

    Инструкция: будем играть в слова. Я скажу слово, а ты назовешь на него столько слов, сколько придет тебе в голову (41).

    Вывод: нарушена номинативная функция речи, очень маленький словарный запас.

    Итак, у детей данной группы возникают трудности при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, классификации, при длительной умственной работе, неточность при запоминании, сложность в удержании и воспроизведении вербальной информации.

    Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»

    Цель — исследование эмоционального самочувствия детей.

    Цвет — наиболее доступная и положительная форма выражения настроения.

    Задание: Какое у меня настроение?

    Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом: радостное — красное, спокойное — зеленое, скучное — серое, плохое — черное, тревожное — коричневое, безразличное — белое.

    Выделяем зоны: игра, занятие, семья, друзья, воспитатель, группа, школа.

    Оцениваем каждую зону цветом. Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета.

    Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают трудности в осмыслении эмоционального состояния через цвет. Большинство детей испытывают тревожное состояние, смена настроения происходит из-за ухудшения эмоционального фона при утомлении или неуспешности в выполнении задания.

    Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»

    Цель: изучение понимания собственных эмоций.

    Стимульный материал: цветные карандаши, альбом.

    Порядок проведения. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда, они испытывали удивление, страх, горе, радость.

    Обработка результатов: изучается доступность объяснения своего эмоционального состояния в разных ситуациях.

    Особенности выполнения методики. Для большинства детей с ЗПР характерна маленькая величина, схематичность рисунка, создание негативной цветовой гаммы, преобладание тревожного эмоционального фона настроения, что предполагает наличие чувства отверженности, покинутости, враждебности. Дети с ЗПР неточно разграничивают эмоциональные состояния, частично вербализуют эмоции, не понимая инструкции, переходят на рисование.

    Поиск по сайту

    Заключение

    В результате проведенного нами исследования были решены следующие задачи:

    1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Данное отставание проявляется во всех компонентах структуры мышления. До конца дошкольного возраста у детей с ЗПР без специальной помощи фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В ходе дидактической игры у детей с задержкой психического развития происходит формирование тесной связи между практическим, жизненным опытом детей и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.

    2. Составлена и реализована диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Подобранная нами диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Составление целого из частей», «Последовательные картинки», «Определение времени года по картинкам», «Исключение неподходящей картинки», «Установление закономерностей».

    3. Учитывая результаты диагностики, разработана и апробирована психокоррекционная программа, способствующая развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    4. Проанализирована эффективность проведенной работы, сделаны выводы о том, что произошли положительные изменения в уровне развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это доказывает эффективность тщательно подобранной и проведённой с ними коррекционно-развивающей работы. В результате психолого-педагогического эксперимента старшие дошкольники с ЗПР смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно-образного мышления.

    Таким образом, цели и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты. Гипотеза о том, что развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет происходить более успешно, если своевременно осуществлять диагностику и коррекционно-развивающую с учетом результатов диагностического обследования, - подтверждена.

    Материалы по теме:

    Преодоление страха у детей младшего школьного возраста
    Психологи выделяют два способа преодоления страха и тревожности у детей: 1) выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой; 2.

    Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы
    К середине 30-х годов были разгромлены также прикладные отрасли психологии, и прежде всего психотехника и педология. Нападки на психотехнику начались в конце 20-х гг. на волне общих дискуссий, проводимых в секции естествознания Комакадем.

    Методика сопровождения ребенка в социальных сетях
    В ключевых стратегических документах, определяющих направления развития современного образования, указывается особая роль дополнительных образовательных программ, позволяющих содержательно и технологически организовать процессы проектиров.

    Источники: http://www.studsell.com/view/197264/10000, http://psihologn.org/index.php/psihologamm/288-diagnostika-poznavatelnykh-protsessov-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zpr, http://www.pinfos.ru/fcns-725-1.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    МЕНЮ

    Избранные статьи

    Сухого кашля ребенку 11 лет

    Сухой кашель у ребенка: причины, симптомы и далее...

    Диагностика художественно творческих способностей детей

    Художественно-творческая деятельность объединяет в себе далее...

    Узи щитовидной железы ребенку спб

    УЗИ щитовидной железы Диффузный зоб, гипотиреоз, аутоиммунный тиреоидит – это далее...

    Популярные статьи