Главная » Диагностика детей



Программа диагностики готовности детей школе

Диагностика готовности детей к школе

Материал диска на украинском языке

В методическом пособии, под редакцией профессора Т. Н. Лысянской, представлены проверенные на надежность и валидность методики и программы диагностики различных видов готовности детей к школе

Вы легко и быстро самостоятельно подготовите ребенка к поступлению в школу!

Видеоматериал подскажет Вам, как правильно проводить тестирование.

Вы детально ознакомитесь с методиками и тестами готовности ребенка к школе.

Распечатаете качественный стимульный материал к методикам.

Диск рекомендован педагогам, психологам и родителям, которые заинтересованы уровнем развития и успешностью своего ребенка.

Тестирование детей 5 - 7 лет.

Аннотация
Предисловие
Задача диагностики готовности ребенка к школе
Психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста
Кризис 6 - 7 лет и проблема готовности к школьному обучению
Оценка особенностей поведения ребенка 6 - 7 лет (анкета для родителей)
Старший дошкольный возраст как переходный этап между дошкольником и младшим школьником (общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста)

Физиологическая готовность
Тесты «Определение уровня развития мелкой моторики рук»
Зрительно-графический гештальт-тест Бендера

Социальная готовность
Анализ содержания детского самосознания (методика предложена Е. З. Басиной)
Методика «Какой я?
Методика «Ступеньки»
Тест «Развитие самоконтроля»
Тест «Определение уровня притязаний и потребности в достижении успеха»
Тест «Отношение ребенка к чужому взрослому»
Тест «Два домика» (социометрия для дошкольников)
Тест «Отношение ребенка к сверстникам»
Профиль социального развития ребенка

Психологическая готовность
Мотивационная готовность
Методика определения доминирования познавательного и игрового мотива ребенка (Н. Гуткина)
Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника (по Н. Гуткиной)
Учебная мотивация (по Гинзбургу)
Методика «Беседа о школе» (Т. Нежнова)

Интеллектуальная (умственная) готовность
Тест «Запомни 10 слов»
Методика «Исключение или четвертый лишний»
Тест «Классификация»
Изучение умения устанавливать логическую последовательность событий (модификация Л. Кондратенко, Л. Богуславской, С. Гончаренко субтестов «Логическая последовательность действий» из теста интеллекта Д. Векслера)
Аналогии
Методика «Найди домик» (методика Р. И. Говоровой и Т. В. Лаврентьевой)
Тест «Обведи контур»
Тест «Сравнение по форме» (модификация теста Л. А. Венгера)
Тест Разрезанные фигурки (методика В. В. Холмовськои и Н. Б. Венгера)
Повторение цифровых рядов (субтест из теста интеллекта Д. Векслера)
Тест школьной зрелости Керна-Иерасика
Тест Кееса
Тесты на определение одаренности

Развитие речи
Методика «Звуковые прятки»
Тест «Звуковой анализ слов»
Тест «Словарный запас»
Тест «Владение связной речью»

Произвольная регуляция поведения и деятельности (эмоционально - волевая готовность)
Графический диктант (Д. Эльконин)
Методика «Образец и правило» (По О. Венгером)
Тест «Домик» (Н. Гуткина)
Методика «Да и нет»
Тест «Тревожность» (Р. Темл, М. Дорк, В. Амен)

Диагностические программы
Методика диагностики готовности к обучению в школе детей шестилетнего возраста (Н. М. Стадненко, Т. Д. Ильяшенко, А. Г. Обуховская)
Экспресс-диагностика готовности ребенка к обучению в школе (Ю. З. Гильбух, С. Л. Коробко, Л. А. Кондратенко)
Диагностическая программа определения психологической готовности детей 6 - 7 летнего возраста к школе (Н. Гуткина)

Методические рекомендации к проведению психологической диагностики
Что нужно знать родителям о психологической готовности детей к школе
Приказ Министерства образования и науки Украины о приеме детей в 1 класс
Этический кодекс психолога
Декларация прав ребенка. Преамбула
Литература

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

Диагностика готовности к школе является одной из наиболее распространенных и актуальных задач деятельности психолога в системе образования. На сегодняшний день существует множество методик диагностики готовности к обучению в школе. Среди них Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению Гуткиной Н.И. представляется наиболее обоснованной теоретически и методологически последовательным инструментом. Несомненным достоинством данной методики является заложенный в ней принцип коррекционности. Программа позволяет не только констатировать особенности развития и прогнозировать успешность обучения ребенка, но и составить адекватную коррекционно-развивающую программу.

Полнотексты методик доступны на сайте Практический психолог ( practic.childpsy.ru ) Зарегистрированным специалистам-психологам, работающим в учреждениях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, студентам или выпускникам МГППУ. Для доступа к полнотекстам необходимо Зарегистрироваться на сайте и Отправить заявку на включение в базу психологов.

Обладает прогностической значимостью

Программа предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет определения психологической готовности к школе, а также для контроля за динамикой психического развития детей в группе развития. В последнем случае программа применяется с 5,5 лет до 8 лет.

Используется для исследования развития аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной, речевой сфер.

Методики, из которых состоит программа, не являются теста­ми и позволяют дать качественную характеристику психологиче­ской готовности ребенка к школьному обучению.

Диагностическая программа состоит из 7 методик, 6 из которых являются оригинальными авторскими разработками, и позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению. Диагностическая программа включает следующие методики:

- ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека;

- методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребёнка;

- экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника ;

- методика Домик (умение ориентироваться на образец, произвольность внимания, сенсомоторная координация, тонкая моторика руки);

- методика Да и нет (умение действовать по правилу);

- методика Сапожки (изучение обучаемости);

- методика Последовательность событий (развитие логического мышления, речи и способности к обобщению);

- методика Звуковые прятки (фонематический слух).

Методические рекомендации: в зависимости от условий и особенностей ребенка обследование может проводиться в один или два этапа. Два этапа рекомендуется при проведении обследования в детском саду или школе, когда возможно коллективное проведение методики Домик . Первый этап может включать в себя собеседование и выполнение методики Домик . Остальное обследование проводится индивидуально.

На время проведения обследования кабинет должен быть оформлен определенным образом, в соответствии с тестовыми заданиями: все должно быть под рукой педагога-психолога, необходимо также исключить из обстановки яркие игрушки и предметы, которые могут отвлекать ребенка.

Для каждого ребенка предварительно готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов для рисования по заданиям, а также для фиксирования ответов по заданиям не обеспеченным бланками.

Родители могут присутствовать на обследовании, но их нахождение рядом с ребенком во время проведения методик Домик и Определение доминирования мотивов нежелательно.

  • выяснить мотивационную готовность к школе, а также особенности обучаемости ребенка;
  • определить развитие ребенка в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах;
  • использовать на протяжении многих лет один и тот же стимульный материал, не требующий размножения;
  • определить проблемы в развитии детей начиная с 5,5 лет для дальнейшей работы с ними по специальной развивающей методике Группы развития , описанной в книге Н.И. Гуткиной Психологическая готовность к школе
Скачать полнотекст методики (доступно для пользователей, внесенных в Базу психологов)

Психологическая готовность к школе: диагностико-развивающая программа - журнал Психологическая наука и образование 1998. №2.

Основной целью психологического обследования (диагностики) ребенкапри приеме в школу является выявление актуального уровня его психического развития, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик. Только своевременная диагностика может обеспечить надежный прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка, а также успешность построения коррекционно-развивающей работы, приводящей к полноценному формированию готовности к обучению к школе.

Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению. имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

вес мозга 6 - 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;

к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;

в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;

развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

- Ребенок знает основные цвета и их оттенки. может правильно различать тяжесть предметов. допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом. выделяет основные части и соотносит их между собой. умеет находить схожие и отличительные признаки предметов ;

- У ребенка достаточно развита произвольная память. старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;

- У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание. которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;

- У дошкольников развиваетсянаглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;

- У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью. увеличением количества обобщающих слов. становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях. которые произошли с ним некоторое время назад.

- У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени. чем на предыдущихэтапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность. которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

- У ребенка уже сформированы пространственные отношения. он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

Итак, диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог. включает:

Диагностику физиологической готовности. т.е. изучение:

- общего физического развития;

- произвольной регуляции действий.

Диагностику психологической готовности. т.е. изучение уровня развития:

Источники: http://avemir.com.ua/HTMLs/mir_2007_05_03.html, http://www.childpsy.ru/lib/metodics/15322/, http://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/834-diagnostika-gotovnosti-rebenka-k-shkolnomu.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Можно ли давать детям спазмалгон

Таблетки от головной далее...

Со скольки можно давать ребенку манку

Со скольки месяцев можно прикармливать ребенка манной кашей? Конечно из далее...

Можно ли кормить ребенка

Можно ли кормить грудью во время беременности Жизнь как далее...

Популярные статьи