Главная » Диагностика детей



Психологическая диагностика детей 2 3 лет

Психология детей от 1 до 3 лет

Психологическое развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет отличается большой интенсивностью: если примерно до года шло, условно говоря, спонтанное накопление информации об окружающем мире, то сейчас малыш учится сознательно извлекать ее из памяти и ею оперировать. Вы учите ребенка говорить. он привыкает классифицировать предметы и явления (для этого ему нужно развитое абстрактное мышление), выявлять причинно-следственные взаимосвязи (логика), моделировать явления и события в уме ( воображение ). Кроме того, сейчас он активно продуцирует свое отношение к окружающим его объектам, явлениям и людям (эмоции), и пока эти эмоции интенсивны и неконтролируемы. В ближайшие 1-2 года ему предстоит научиться в какой-то мере управлять ими и приводить их в соответствие с нормами общества (для этого ребенку на самом простом уровне предстоит познакомиться с такими понятиями, как мораль и этика, что ознаменует начало самого тонкого момента социализации - приобщения к культуре). А устанавливать дружественные и конструктивные взаимоотношения с другими людьми ему поможет такое замечательное качество, как эмпатия (способность понимать чувства других людей и сопереживать им).

Психологическое развитие ребенка 1-3 лет с точки зрения психоанализа

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд утверждал, что примерно в год заканчивается оральная стадия развития личности (связанная с сосательным рефлексом, когда основное удовлетворение младенец получал через рот) и начинается новая, анальная стадия, ключевым моментом которой становится обретение ребенком контроля над своей выделительной системой и связанные с этим переживания. С тем, насколько успешно карапуз пройдет эту стадию, будет связано развитие у него в дальнейшем таких качеств характера, как самоконтроль, щедрость, позитивная самооценка или, наоборот, беспокойство, мелочность, жадность, грубость, скупость и т.д. Зависеть развитие этих свойств характера будет в первую очередь от поведения родителей, от того, насколько спокойно, деликатно и тактично они приучат ребенка к горшку .

Несмотря на то что в последнее время все больше специалистов в области детской психологии критически относятся к теории Фрейда, считая ее в чем-то необоснованной, его утверждения, связанные с приучением ребенка к горшку, в целом представляются здравыми. По крайней мере, сложно отрицать тот факт, что грубое и неделикатное поведение родителей в этом вопросе может эмоционально травмировать ребенка, что впоследствии скажется на формировании его личности.

Роль родителей в формировании гармоничной личности ребенка
Помогать в познании окружающего мира

Если у детей до года ведущей является потребность в безопасности, то у карапузов более старшего возраста на первый план выходит потребность в познании окружающего мира. Дети невероятно любопытны, им интересно все: они с равным удовольствием листают и рвут книжки, разбирают папин телефон и помогают маме на кухне. Поощряйте любознательность карапуза: отвечайте на его вопросы, вовлекайте в свои дела, не запрещайте ему слишком много, и тогда он вырастет развитым, активным и инициативным.

Дарить ощущение безопасности

Безусловно, ваш малыш уже довольно взрослый и в чем-то самостоятельный, но он все еще очень зависим от родителей, в первую очередь - от мамы. Именно мама призвана научить ребенка справляться со своими эмоциями (которых он сам пока боится), переживать неудачи и первые удары судьбы. Еще одна важная задача мамы - отучить ребенка от грудного вскармливания так, чтобы это не нанесло ему психологической травмы. Кроме того, у детей после 1,5-2 лет появляется еще одна проблема - страхи. Интенсивное восприятие малышом новой информации имеет свою оборотную сторону: часто перегрузки ребенка выливаются в усталость, эмоциональные срывы, страхи и ночные кошмары. Кстати, страхи и кошмары будут приобретать новые, все более изощренные формы по мере интеллектуального и речевого развития ребенка и знакомства его с культурой (со сказками, фильмами и т.д.) Задача родителей - помочь ребенку научиться конструктивно относиться к этому явлению и контролировать его.

Формировать правильную самооценку

К 2,5-3 годам уже можно говорить о формировании личности ребенка, то есть о том, что карапуз способен идентифицировать себя с определенными качествами, каким-то образом анализировать свои мотивы и побуждения и сознательно контролировать свое поведение. Для того чтобы у малыша сформировалась адекватная самооценка (незавышенная и незаниженная), общайтесь с ним правильно: не сравнивайте его с другими детьми, не навязывайте чувство вины за проступки. Не злоупотребляйте методом кнута - положительная мотивация часто эффективнее (читайте статью о том, как наказывать ребенка правильно). Если малыш не прав, спокойно и аргументированно объясните ему, в чем его ошибка и как можно в следующий раз ее избежать.

Побуждать к самостоятельности

Процесс социализации зачастую воспринимается малышом как череда утрат. Так, отнятие от груди - утрата первой и самой тесной близости с мамой, приучение к горшку - утрата абсолютной свободы и вседозволенности. Нужно, чтобы родители объяснили ребенку, что эти минусы меркнут на фоне тех преимуществ, которые он получает, становясь взрослым и самостоятельным.

Развивать сильные стороны и работать со слабыми

С возрастом ребенок все ярче проявляет свои личные качества и способности. После полутора лет обычно уже заметно, к какому виду деятельности тяготеет малыш: предпочитает ли он шумные игры со сверстниками, манипуляции с разными предметами или готов часами сидеть и слушать, как мама читает ему книги (можете также пройти тест на раннюю диагностику способностей ребенка ). Таким образом, внимательный родитель сможет легко разглядеть в малыше как сильные, так и слабые стороны, чтобы их вовремя скорректировать

Также читайте:

Чем поможет детский психолог ребенку до 2-3-х лет?

27 Февраль 2013

Психолог – это уже не новая профессия. Хороший специалист поможет разобраться с личностными проблемами, обучат эффективному общению. А чем занимаются детские психологи? Кстати, они сегодня в моде. Когда консультация психолога становится необходимой родителю?

Почему у родителей возникает мысль обратиться к детскому психологу? Обычно такие рекомендации дают воспитатели в детских садах, школьные учителя. Если ребенок хоть как-то выделяется из общей массы, значит, он не вполне нормальный. Так считает каждый второй педагог. Однако бывает и такое, когда воспитатель замечает в ребенке что-то такое, чего родитель просто-напросто не видит. Занятия с детьми 2 лет у специалиста могут решить такую проблему, как сложности в общении, нестабильное эмоциональное состояние.

Другой случай, когда обращение к психологу станет правильным решением – возрастной кризис в развитии ребенка. Обычно он наступает в возрасте трех, шести, двенадцати лет. В эти моменты происходит резкий скачок в сознании ребенка и все меняется. Занятия с детьми 3 лет решают и эту непростую проблем.

Что делают детские психологи? Итак:

1.Психодиагностика. Хороший психолог должен обладать большим набором психодиагностических средств и методик. Цель – определить реальное эмоциональное и психологическое состояние человека. Специалист может попросить ребенка нарисовать что-то или поиграть в какую-то игру. Данные процедуры и помогут сделать достоверный анализ личности.

2.Развивающие занятия. Такие занятия весьма полезны, так как помогают развивать у детей способности, навыки, качества. В арсенале опытного психолога разнообразие детских игр на развитие памяти, усидчивости, образного и логического мышления. Групповые занятия особенно хороши, так как учат общаться.

3.Детская психотерапия. В некоторых случаях может и потребоваться специально организованная психотерапевтическая работа. Это на случай, если дело касается серьезных личностных трудностей. Специалист может провести занятия на снятие стресса, напряжения, страхов, тревожности, повышение самооценки и так далее. Если ребенок пережил серьезный стресс, то помощью психолога ему крайне необходима.

Читайте также: Почему мальчикам интересны детские машинки, а девочкам - куклы?

4. Семейное консультирование. Любая проблема ребенка – это проблема его родителей. Психолог на консультации поможет оценить все методы воспитания, даст ценные советы, расскажет о возрастных особенностях детей.

Психологическая диагностика развития детей раннего возраста в образовательном процессе

Диагностика целостных форм психической активности, в которых реализуется и развивается личность ребенка, требует качественно иного подхода при разработке как показателей психического развития, так и самой процедуры диагностики. Для решения этой задачи необходима адекватная теоретическая позиция, которая, во-первых, позволяет представить в диагностической методике психическое развитие ребенка как процесс, имеющий собственную логику и закономерности, не выводимый из того, что составляет его необходимые предпосылки и условия (как, например, созревание функциональных структур центральной нервной системы); во-вторых, выделить в качестве предмета диагностики собственную активность ребенка в наиболее значимых для психического развития видах деятельности на каждом возрастном этапе.

Вариантом диагностики детей раннего возраста, построенной с учетом закономерностей их психического развития, является «Ранняя диагностика умственного развития» Е.А. Стребелевой (1994). Эта диагностика создана для выявления нарушений умственного развития детей раннего возраста и разработку методов коррекции. Исходной теоретической основой автора являются положения культурно-исторической концепции о ведущей деятельности и о зоне ближайшего развития. За основу принято положение о том, что ведущей деятельностью в раннем возрасте выступает предметная деятельность, а основным способом усвоения общественного опыта — совместная деятельность со взрослым.

Диагностика Е.А. Стребелевой представляет собой серию из 10 методик, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет. В качестве основных параметров выделяются:

• принятие задания: согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества выполнения;

• способы выполнения задания: самостоятельное выполнение — выполнение с помощью взрослого (если ребенок не может справиться сам) — выполнение задания после обучения;

Источники: http://detyvradost.ru/psihologiya-detey-ot-1-do-3-let/, http://psyhotests.ru/archives/3749, http://www.profile-edu.ru/psixologicheskaya-diagnostika-razvitiya-detej-rannego-vozrasta-v-obrazovatelnom-processe-page-8.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

У ребенка повышен igg вэб

Вопросы 05 ноября 18:09, 2013 Чтобы понять, что означает далее...

Пить пищевой аллергии детям

Лечение пищевой аллергии: рекомендации по питанию Если существует такая проблема, далее...

Длительная температура у ребенка без симптомов

Температура у ребенка далее...

Популярные статьи