Главная » Диагностика детей



Психолого педагогическая диагностика детей первого года жизни

Раздел 1. Психолого-педагогическая диагностика детей первого года жизни

1.1.Диагностика нервно-психического развития детей в период новорожденности

Определение понятий: «новорожденность», «новорожденный». Родовой стресс и признаки адаптации новорожденного к окружающей среде. Оценка состояния новорожденного: шкала Апгар. Признаки доношенности/недоношенности. Доминанты как показатели уровня функциональной активности коры головного мозга новорожденного. Характеристика признаков пищевой и вестибулярной доминанты.

Обследование новорожденных. Наблюдение как основной метод контроля за нервно-психическим развитием и поведением новорожденных. Текущий (повседневный) контроль за состоянием здоровья и поведением новорожденных. Показатели повседневного состояния новорожденных детей. Объективный метод диагностики: экспериментальные методики зарубежных и отечественных исследователей. Условия и технология проведения диагностических процедур.

1.2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей первого полугодия жизни (от 1-го до 6-ти месяцев)

Ситуативно-личностное общение с взрослым как главный предмет диагностики. Признаки овладения ребёнком разнообразными средствами контакта. Побуждающие к контакту воздействия младенца (взгляды, улыбка, движения, голос). «Комплекс оживления» - целостная структура поведения. Наблюдение как основной метод контроля за нервно-психическим развитием и поведением детей. Объективный метод диагностики по определению фактического уровня развития ребёнка. Текущий (повседневный) контроль за состоянием здоровья и поведением детей. Показатели повседневного состояния детей первых 6-ти месяцев жизни. Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 3-х месячному и 6-ти месячному возрастам: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие.

1.3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей второго полугодия жизни (от 6-ти до 12-ти месяцев)

Предметно-манипулятивная деятельность как главный предмет психолого-педагогической диагностики. Перестройка общения с взрослым как важнейший показатель нервно-психического развития ребёнка (общение, опосредованное предметами). Высокий темп понимания речи окружающих людей как важный показатель благоприятного развития ребёнка. Манифестация признаков «кризиса первого года» как первые проявления становления детской личности.

Наблюдение как основной метод контроля за нервно-психическим развитием и поведением детей. Объективный метод диагностики по определению фактического уровня развития ребёнка. Организация психодиагностических процедур и особенности их проведения. Текущий (повседневный) контроль за состоянием здоровья и поведением детей. Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 9-ти и 12-ти месяцам: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие.

Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей первого полугодия жизни (от 1-го до 6-ти месяцев).

Ситуативно-личностное общение со взрослым как главный предмет диагностики. Признаки овладения ребёнком разнообразными средствами контакта. Побуждающие к контакту воздействия младенца (взгляды, улыбка, движения, голос). «Комплекс оживления» - целостная структура поведения. Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления. Диагностика развития общения ребёнка со взрослым. Параметры и показатели общения у детей первого полугодия жизни: инициативность, чувствительность, средства общения. Диагностические ситуации: цель, процедуры проведения диагностических проб, интерпретация результатов. Шкалы оценки параметров общения в первом полугодии жизни. Составление психолого-педагогического заключения об уровне развития коммуникативной деятельности. Структурные части заключения.

Диагностика развития познавательной активности детей первого полугодия жизни. Параметры и показатели познавательной активности. Диагностические ситуации: цель, организация предметной среды, процедура проведения диагностической пробы. Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни. Составление психолого-педагогического заключения об уровне развития познавательной активности у детей первого полугодия жизни.

Наблюдение как основной метод контроля за нервно-психическим развитием и поведением детей. Объективный метод диагностики по определению фактического уровня развития ребёнка. Организация психодиагностических процедур и особенности их проведения. Текущий (повседневный) контроль за состоянием здоровья и поведением детей. Показатели повседневного состояния детей первых 6-ти месяцев жизни. Контроль за динамикой нервно-психического развития детей первых 6-ти месяцев жизни. Быстрый темп в сочетании с неравномерностью и скачкообразностью развития. Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 3-х месячному и 6-ти месячному возрастам: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие.

Раздел 5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей второго полугодия жизни (от 6-ти до 12-ти месяцев).

Предметно-манипулятивная деятельность как главный предмет психолого-педагогической диагностики. От неспецифических манипуляций с предметами (одинаковые действия с любыми предметами), через специфические действия с ними (учёт физических свойств предметов), к манипуляциям, основанным на исторически сложившихся способах использования предметов – траектория развития предметно-манипулятивной деятельности ребёнка второго полугодия жизни. Признаки переходных этапов становления предметно-манипулятивной деятельности. Психолого-педагогические процедуры: организация, особенности проведения.

Перестройка общения со взрослым как важнейший показатель нервно-психического развития ребёнка (общение, опосредованное предметами). Ситуативно-деловой характер общения ребёнка со взрослыми. Признаки ситуативно-делового характера общения. Психолого-педагогические процедуры: организация, особенности проведения.

Обогащение средств общения как показатель стремления ребёнка к совместной со взрослым деятельности. Экспрессивно-мимические проявления, их признаки. Появление отрицательных эмоциональных реакций (недовольство, обида, гнев). Предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные действия, позы, жесты.

Высокий темп понимания речи окружающих людей как важный показатель благоприятного развития ребёнка. Организация процедур по выявлению понимания речи детьми второго полугодия жизни (инструкции, игровые действия и др.). Интерпретация результатов. Лепет ребёнка. Оценка лепета. Лепетные слова. Первые слова, сопровождающие действия ребёнка и направленные на общение с окружающими. Различение поощрения и порицания со стороны взрослых: признаки дифференциации. Различное отношение к окружающим взрослым людям как показатель сформированности привязанности к близким взрослым (особенно к матери).

Самостоятельность ребёнка: признаки самостоятельности. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности. Манифестация признаков «кризиса первого года» как первые проявления становления детской личности.

Диагностика развития общения со взрослым. Параметры общения: инициативность, чувствительность, эмоциональная вовлечённость, предпочитаемая форма общения. Описание диагностических ситуаций. Шкалы оценки параметров общения во втором полугодии жизни ребёнка. Анализ результатов. Составление психолого-педагогического заключения.

Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности. Параметры и показатели предметно-манипулятивной деятельности. Описание диагностических ситуаций. Шкалы оценки параметров предметно-манипулятивной деятельности во втором полугодии жизни ребёнка: виды действий, познавательная активность. Анализ данных диагностического обследования. Составление психолого-педагогического заключения.

Наблюдение как основной метод контроля за нервно-психическим развитием и поведением детей. Объективный метод диагностики по определению фактического уровня развития ребёнка. Организация психодиагностических процедур и особенности их проведения. Текущий (повседневный) контроль за состоянием здоровья и поведением детей. Показатели повседневного состояния детей второго полугодия жизни. Контроль за динамикой нервно-психического развития детей 6-12-ти месячного возраста. Быстрый темп в сочетании с неравномерностью и скачкообразностью развития.

Памятка-вопросник для контроля за поведением детей первого года жизни. Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни (Э.Л. Фрухт и др.).

Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 9-ти и 12-ти месяцам: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие. Составление заключения об уровне психического развития ребёнка первого полугодия жизни. Составление заключения об уровне психического развития ребёнка второго полугодия жизни.

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста

Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

В результате такого высвобождения ребенка уменьшается его зависимость от взрослого и бурно развивается познавательная активность. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам и тип ориентирования. Вместо вопроса: «Что это?» — при знакомстве с новым предметом у ребенка возникает уже вопрос: «Что с этим можно делать?» (Р. Я. Лехтман-Абрамович, Д. Б. Эльконин).

Познавательный интерес ребенка чрезвычайно расширяется, поэтому он стремится познакомиться с большим количеством предметов и игрушек и научиться действовать ими.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и со свойствами — формой, величиной, цветом, массой, материалом и т. п.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще очень слабо, хотя в быту он уже хорошо ориентируется. Это обусловлено скорее узнаванием предметов, чем подлинным восприятием. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков- ориентиров.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, выполняя которые он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величина, форма, цвет) и приводить их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и свойств происходит в практической деятельности, затем развиваются соотнесения перцептивного характера и в дальнейшем формируются перцептивные действия.

Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит неодновременно. По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотичных действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. Но отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию — к методу проб, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно персептивному ориентированию.

Ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое примеривание, однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение примериванием и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на сигнальном уровне, т. е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выра- жение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т. е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем — по отношению к цвету (Л. А. Венгер, В. С. Мухина).

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к концу первого года жизни ребенок имеет в словаре всего 10−20 лепетных слов, то к трем додам и его активном словаре насчитывается уже более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает лее большее значение для всего психического развития ребенка, так как она становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются называнием свойств предметов.

Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения. Речь появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой.

Источники: http://studopedia.ru/12_155614_razdel--psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-detey-pervogo-goda-zhizni.html, http://lektsii.org/3-16157.html, http://psyera.ru/3433/psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-detey-rannego-vozrasta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Уход за пупочной ранкой новорожденного алгоритм

Алгоритм обработки пупочной ранки далее...

Говорим правильно игры на развитие речи

Говорим правильно. Игры и задания для далее...

Кровяной прыщ на лице у ребенка

О чем свидетельствуют кровяные далее...

Популярные статьи