Главная » Диагностика детей



Рекомендации по результатам диагностики детей раннего возраста

Диагностика НПР детей раннего возраста.

Диагностика детей групп №№ 2, 3, 4 проводилась в течение всего года в соответствии с эпикризными сроками. Работа велась по следующим направлениям:

- анализ индивидуальных карт, выявление наиболее отстающих линий развития;

- разработка рекомендаций для педагогов;

- консультирование родителей по результатам диагностики;

- оформление наглядной информации для родителей «Психомоторное развитие детей, возрастные нормы».

Данные диагностики НПР детей раннего возраста на начало и конец учебного года представлены в таблице.

Количес. детей раннего возраста

Количество групп раннего возраста

Результаты диагностики НПР

Наиболее низкие результаты встречаются по следующим показателям:

1. Развитие речи

2. Сенсорное развитие

3. Развитие игровых действий.

Данные свидетельствует о значительно лучшем НПР детей в группе № 2. Группа № 2 работает по программе М. Монтессори, которая на практике подтверждает свою эффективность для развития детей раннего возраста, также, вероятно, положительно также сказываются занятия в группе «Вместе с мамой», которую посещали дети этой группы до сада.

Педагогам на все группы были выданы справки по итогам диагностики и сформулированы рекомендации по развитию наиболее отстающих линий развития у детей.

1. Диагностика готовности к школе – методика:

Программа комплексной диагностики «Психолого – педагогическая и социальная готовность к школе», Вологда, 2011 г.

Цель: выявить степень психологической готовности выпускников к обучению к школе.

Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком в начале года (октябрь – ноябрь) и в конце года (апрель - май), всего было обследовано около.

По итогам диагностики на начало года педагогам каждой группы были даны подробные рекомендации на всех детей по развитию компонентов психологической готовности к школе, специально подобранные задания и упражнения пополнялись в течение года. Также рекомендации по оптимизации подготовки к школе давались родителям на индивидуальных консультациях.

Данные итоговой диагностики представлены в таблице.

Уровень готовности к обучению в школе / чел.

Всего обследованы 28 детей старшего дошкольного возраста, из них:

- высокий уровень готовности к школе у 16 детей (57 %),

- средний уровень готовности у 12 детей (43 %),

- низкий уровень готовности не выявлен.

Таким образом, результаты диагностики на конец года свидетельствуют о положительной динамике развития всех психических процессов у детей, необходимых для успешного обучения в школе. Большинство детей старшего дошкольного возраста, поступающие в школу в 2014 году, имеют высокий уровень психологической готовности, остальные средний уровень, поэтому все дети имеют основания успешно справляться с программой обучения и не испытывать серьезных трудностей в первом классе.

Однако, из всех групп, дети гр. № 8 и 9 показали лучшую подготовку к обучению в школе, чем дети остальных групп.

2. Индивидуальная диагностика личностной сферы детей по запросам педагогов и родителей. Использовались методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Страхи в домиках» и т.д.

По итогам диагностики разрабатывались индивидуальные рекомендации по оптимизации общения с этими детьми, методике обучения и воспитания, которые предоставлялись педагогам или родителям.

3. Наблюдение за детьми в свободной деятельности в группе, на занятиях специалистов. В течение года регулярно посещались группы ДОУ специалистами социально-психологической службы, т.к. это наиболее эффективный метод в работе с детьми младшего возраста, позволяющий хорошо изучить индивидуально-личностные особенности воспитанников. В ходе наблюдения были выявлены такие проблемы, как: проявления агрессивности у детей, замкнутость, длительная адаптация, отказ заниматься вместе с другими. На основе наблюдений были даны рекомендации по взаимодействию с детьми, родители детей приглашены на индивидуальные консультации, дети включены в группы для коррекционно-развивающих занятий с педагогом – психологом.

4. В рамках С-П гостиных были проведены экспресс – диагностики и анкетирование родителей (например, «Индивидуальные особенности вашего ребенка», « Какой вы родитель?», «Что такое кризис трех лет»), что позволяло привлекать внимание родителей к теме гостиной, актуализировать важность проблемы.

Диагностика речи у детей

Если ребенок плохо говорит – визит к логопеду неизбежен. Родители не имеют права игнорировать проблему: от правильного речевого развития малыша в значительной степени зависит его будущее. Грамотная и своевременная диагностика речи детей позволяет понять причины неполадок и в кратчайшие сроки осуществить их коррекцию.

Как проводится диагностика речи детей раннего возраста

Для большинства малышей 2,5-3 лет неправильное воспроизведение некоторых звуков в известной степени является нормой. Несмотря на это, кроху все же стоит показать специалисту: если речевое развитие малыша соответствует возрасту, врач успокоит родителей. Если же отклонения будут обнаружены, это позволит вовремя начать занятия, направленные на их устранение.

Диагностика речи детей младшего возраста должна содержать:

  • Проверку строения артикуляционного аппарата;
  • Обследование развития слуха;
  • Определение наличия навыков произнесения отдельных звуков;
  • Выяснение параметров общего и психического развития ребенка.

Обследование обычно проводится в игровой форме. Например, малышу предлагают назвать предметы, изображенные на картинках. Рисунки подбираются заранее таким образом, чтобы в словах, которые произнесет кроха, проблемные звуки стояли в начале, середине и конце. Это делается для того, чтобы понять, в каких случаях ребенок испытывает сложности при воспроизведении звуков.

Проводя диагностику речи детей, доктор должен быть терпеливым и доброжелательным. Процедура не может продолжаться дольше 15 минут: малыши быстро устают, внимание у них рассеивается. По результатам обследования логопед делает выводы о причинах возникновения дефектов речи у ребенка, и дает рекомендации по поводу способов их коррекции. Родители должны быть готовы к тому, что при наличии серьезных отклонений их крохе может потребоваться помощь невролога, отоларинголога и других врачей, а также занятия в специализированном детском дошкольном учреждении.

Особенности диагностики речи детей дошкольного возраста

Проверка речи дошколенка имеет свою специфику: в данном случае упор делается не столько на выяснение наличия нарушений звуковоспроизведения (к этому моменту подобная информация, как правило, уже есть), сколько на оценку словарного запаса и умения правильно им пользоваться. Для этого применяются специально разработанные тесты, сложность которых зависит от возраста ребенка.

Например, четырехлетнему малышу могут предложить назвать как можно больше слов, начинающихся на определенную букву, или продолжить слова, узнав их по первому слогу. Ребенок пяти лет должен уметь составлять фразы, содержащие предложенные ему слова, подбирать несложные рифмы, описывать свойства знакомых предметов. Уровень речевого развития малыша можно определить по способности образовывать новые слова: названия профессий (строит – строитель), материалов (дерево – деревянный), уменьшительных или увеличительных (дом – домик – домище).

Дети старшего дошкольного возраста должны свободно излагать свои мысли по темам, доступным их пониманию, пересказывать содержание литературных произведений и придумывать варианты развития их сюжетов, вести осмысленный диалог. Их речь в норме состоит из длинных фраз, построенных в соответствии с грамматическими правилами.

Родители должны помнить о том, что исправление большинства дефектов речевого развития требует участия специалистов. Поэтому ранняя диагностика речи детей является одним из самых важных факторов успешного решения таких проблем.

Текст: Эмма Мурга

по обследованию детей раннего и дошкольного возраста

Цель исследования: установление соответствия уровня развития ребенка возрастной норме (отклонение от нормы)

1. Процедура психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста должна давать сведения о сформированности отдельных показателей развития детей и содержать общий вывод об уровне их целостного развития.

2. Обследование может проводиться в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, специальных диагностических центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, консультационных центрах, научно-исследовательских учреждениях, в штат которых включены педагоги, имеющие знания дошкольной педагогики и психологии и владеющие специальными диагностическими методиками.

3. Проводить обследование должен педагог (педагог-психолог, воспитатель, методист и другие педагогические работники), владеющий: технологиями проведения диагностического обследования; процедурами первичной обработки и анализа данных; методами выявления проблем в развитии детей, методами интерпретации данных обследования; методами составления заключения по результатам обследования.

4. Обследование должно проводиться с согласия родителей. Родители должны присутствовать при обследовании.

5. Проведение обследования не должно нарушать нормативные правовые акты, правовые и этические нормы.

6. Обследование должно проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке.

7. В процессе обследования детей раннего возраста педагогами изучаются речевое и сенсорное развитие детей.

8. В процессе обследования детей дошкольного возраста изучается познавательное развитие детей.

9. Обследование детей проводится индивидуально с каждым ребенком. Желательно, чтобы при проведении обследования у педагога был подготовленный помощник. Педагог проводит процедуру обследования в форме дидактической игры или упражнения с ребенком.

10. Помощник заносит данные исследования в фиксационную карту. Визуально оценивает состояние ребенка (внешний вид, настроение и преобладающие эмоции, особенности общения родителя и ребенка).

11. Проведение обследования должно быть согласовано с режимом дня детей раннего возраста. Желательно его проводить в первой половине дня.

12. Перед началом обследования необходимо установить устойчивый положительный контакт с ребенком.

13. Во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям. Различные виды помощи ребенку необходимо строго дозировать.

14. Непрерывная продолжительность обследования не должна превышать: детей от 1,5 до 2 лет 7-10 минут; детей от 2 до 3 лет 10-15 минут; детей 4-5 лет до 20 минут.

15. Все, что необходимо для проведения обследования, должно быть подготовлено и разложено в определенной последовательности заранее. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны лежать на столе, за которым будет работать ребенок, лучше в определенном порядке разложить их на отдельном столе.

16. В ходе обследования не рекомендуется: торопить ребенка, спешить с подсказкой; показывать свое неудовольствие, неудовлетворение; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

17. При оценке выполнения ребенком заданий необходимо учитывать, что возможно снижение результатов из-за: трудностей контактов с незнакомыми взрослыми; неспособности ребенка в незнакомой ситуации обследования сосредоточиться, сконцентрировать внимание; медлительности ребенка; усталости ребенка; плохого самочувствия ребенка.

18. По результатам обследования полученные данные просчитываются, делается вывод об уровне развития детей и в корректной форме доводятся до родителей вместе с рекомендациями.

19. Для того, чтобы родители ушли удовлетворенными от диагностики, необходимо похвалить их за воспитание ребенка, отметить лучшие стороны развития ребенка и в мягкой форме указать на проблемные зоны в развитии.

Сводная таблица баллов по уровням развития

Источники: http://studopedia.ru/7_120548_diagnostika-npr-detey-rannego-vozrasta.html, http://lady7.net/diagnostika-rechi-u-detej.html, http://ppms.ru/pmpk/metodicheskie-rekomendatsii-po-obsledovaniyu.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Сыпь на кисти руки у ребенка

Сыпь на руках Кроме того, сыпь на руках может далее...

Умный ребенок домашние животные

Домашние животные для далее...

Аллергия при прорезывании зубов у детей

Гель для прорезывания далее...

Популярные статьи