Главная » Гимнастика для детей



Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

валентина зарипова
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Сенсорное воспитание ребенка в раннем возрасте нельзя переоценить и в этом направлении делается многое, например – пальчиковая гимнастика.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном соотношении. По насыщенности акупунктурными, кисть не уступает уху и стопе.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на печень и почки; мизинца – на сердце. Так что, пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.

В работе я использую основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (т. е. количество упражнений и степень их сложности) варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Для начала занятий выбираю более простые упражнения.

1. «Ты утенок не пищи

Лучше маму поищи»

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

2. «Водичка, водичка

Умой мое личико… .» (Выполнение движений в соответствии с текстом.)

3. «Замочек» (Выполнение движений в соответствии с текстом.)

4. «Заборчик» (Выполнение движений в соответствии с текстом.)

5. «Полетели птички,

Сели птички. Посидели,

Опять полетели. » (Пальцы переплетены, ладони сжаты.

Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стихотворения.)

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течении нескольких минут - два, три раза в день. При этом не делаются все упражнения сразу, начинают с одного, еженедельно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4 – 6 упражнений. После каждого упражнения необходим расслабляющий момент (например: опустили руки и потрясли ими, или покачали ручками – ручки отдыхают.)

К середине учебного года перехожу к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком .

1. «Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать… .»

2. «Этот пальчик – дедушка…. »

3. Мышка мылом мыла лапку-

Каждый пальчик по порядку.

Не забыла я указку-

Смыв с нее и грязь и краску.

Средний мылила усердно-

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла

Очень он боялся мыла»

К концу учебного года можно детям предлагать уже такие упражнения как:

1. «Пальчики здороваются»

2. «Повстречал ежонка еж… »

3. «Зайка в норке»

4. «Зайка и барабан»

(Кончиком большого пальца касаемся поочередно кончиков всех пальцев.)

К пальчиковой гимнастики следует добавлять упражнения на развитие мелкой моторики рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание пирамидок; перекладывание карандашей, пуговиц; перекатывание шестигранного карандаша.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значить – развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец ребенка имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, что бы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются – ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самые простые упражнения – это изображение при помощи пальчиков различных фигурок:

(Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.)

(Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.)

(Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони «Заяц шевелит ушками»)

(Указательный и мизинец разведены в стороны. Остальные пальцы прижаты к ладони. «Коза бодается».)

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик чистил,

этот пальчик резал

ну а этот все глядел»

Мы делили апельсин –

Много нас, а он один

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа

Эта долька для улитки

Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребенка

на здоровье ребенка

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, нескоординированные). Благодаря пальчиковой гимнастике ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот уж давно заснул.

А этот пальчик давным-давно спит.

Тише, тише не шумите

Пальчиков не разбудите.

Утро красное придет,

Солнце ясное взойдет.

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Ура! Ура! Пальчикам в садик пора!»

Пальчиковая игра это массаж пальчиков. Здесь происходит поглаживание кисти рук; растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности; легкое надавливание на верхнюю фалангу пальца; растирание по кругу от кончика к ладошке; взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка; массаж среднего – на кишечник; массаж безымянного – на печень и почки, массаж мизинца - на сердце. Под каждый прием можно выбрать потешку.

Ты расти – вырастай

Силу, ум развивай

Разумный и внимательный.

Ты расти – вырастай

Ума – разума нам дай.

Вот и средний пальчик наш,

Мы его потрем сейчас.

А теперь потрем мы пальчик

Ты давай расти скорей,

Скажешь имя поскорей

Вот мизинчик маленький –

Подрастай мой славненький».

Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями грецкого ореха или каштана.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

«Наши пальчики проснулись,

По ладошке побежали

И устали. Сели отдыхать».

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

Здоровье

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также речевой центр ребенка.

Уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. У большинства детей с задержкой речевого развития отклонения наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев ( движения не точные, нескоординированные). Благодаря пальчиковой гимнастике ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Пальчиковая игра – это массаж пальчиков. Здесь происходит поглаживание кисти рук; растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности; легкое надавливание на верхнюю фалангу пальца; растирание по кругу от кончика к ладошке; взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка; массаж среднего – на кишечник; массаж безымянного – на печень и почки, массаж мизинца – на сердце. Под каждый прием можно выбрать потешку.

Ты расти – вырастай

Силу, ум развивай.

Разумный и внимательный.

Ты расти - вырастай

Ума – разума нам дай.

Вот и средний пальчик наш,

Мы его потрем сейчас.

А теперь потрем мы пальчик

Ты давай расти скорей,

Скажешь имя поскорей,

Вот мизинчик маленький –

Подрастай мой славненький.

Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями грецкого ореха или каштана.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Дошкольник.РФ

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-palchikovoi-gimnastiki-na-umstvenoe-razvitie-rebenka.html, http://pandia.ru/text/80/052/11963.php, http://doshkolnik.ru/zdorove/10841-gimnastika.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Снуп капли в нос для детей отзывы

Достаточно неплохой сосудосуживающий препарат. Удобная далее...

Коррекция речевых нарушений у детей школьного возраста

Пути коррекции речевых далее...

Питание кормящей запоре ребенка

Питание кормящей матери далее...

Популярные статьи