Главная » Гимнастика для детей



Зрительная гимнастика детского сада

Гимнастика для глаз в садике

В современный век развитых информационных технологий и компьютерных устройств человеческий организм подвергается большим нагрузкам, а также негативному воздействию, что не может не сказаться на важнейшем органе чувств - зрении. В зоне повышенного риска находятся именно маленькие дети, для которых недопустимы чрезмерные нагрузки на глаза. И здесь важную роль в сохранении и укреплении детского здоровья играют дошкольные учебные заведения. Предлагаемая ими гимнастика для глаз в детском саду имеет общий оздоровительный эффект наряду с самомассажем, дыхательной гимнастикой, физкультминутками.

Одной из главных причин необходимости применения зрительной гимнастики считается большой риск развития у детей дошкольного возраста близорукости в результате адаптации к чрезмерным нагрузкам. Глаза детишек привыкают к различным видам занятий на близких расстояниях и утрачивают четкое изображение отдельных предметов. Поэтому именно зрительная гимнастика способна внести необходимые коррективы, смягчить плохое влияние на глаза.

Задачи, правила и условия:

Зрительная гимнастика преследует несколько задач:

  • предупреждение нарастающего утомления глаз;
  • укрепление глазных мышц;
  • снятие напряжения;
  • профилактика нарушений зрения.

Гимнастика для глаз не предусматривает специальных условий и может осуществляться в самой группе, причем стоя. Рекомендуется проводить такие упражнения 3-5 минут под музыку по несколько раз в день. Существует одно обязательное правило: все упражнения выполняются с неподвижной головой. Если у деток наблюдается патология зрения, то им противопоказаны длительные и резкие наклоны головы. Для большей наглядности воспитатель показывает последовательность и правильность выполнения действий.

Виды гимнастики для глаз

По художественной форме упражнения для зрения бывают со стихотворным сопровождением и без него. Как показывает практика, детишкам больше всего нравится заниматься гимнастикой для глаз в детском саду в игровой форме со стишками, потешками.

В зависимости от использования дополнительных приспособлений, зрительная гимнастика бывает:

  • без использования каких-либо атрибутов (карточек, плакатов, прочих предметов);
  • с применением предметов (картинки, плакаты на стенах с изображением букв, цифр, фигур);
  • с использованием специальных комплексов, полей с линиями и геометрическими фигурами, по которым детки будут пробегать глазами, а также следовать за указкой педагога;
  • с использованием мультимедийных презентаций и рисунков с демонстрацией на устройствах.

Базовый комплекс упражнений для гимнастики для глаз

Существует много педагогических разработок для зрительной гимнастики. В целом, базовый комплекс должен включать до 5 упражнений, и по мере привыкания его можно дополнять новыми приемами или же усложнять условия выполнения существующих упражнений.

Зрительная гимнастика должна начинаться с расслабления, для этого можно потереть чисто вымытые ладошки друг о дружку и положить их на глаза. После чего следует приступать к подвижным упражнениям, а именно: движения зрачками вверх-вниз, вправо-влево, по кругу и по квадрату. Между упражнениями необходимо делать 10-секундный перерыв.

Следует сказать, что разработана специальная картотека гимнастики для глаз в детском саду, включающая целые комплексы профилактики близорукости и зрительного утомления. В нее вошли как стихотворные упражнения, так и описательные приемы.

Как правило, гимнастика для глаз проводится в специализированных дошкольных учреждениях. Часто воспитатели в обычных садиках забывают о таком результативном тренинге зрения детей. Родители могут также заниматься гимнастикой со своими детками в домашних условиях и приучить их выполнять несложные упражнения.

Гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в стихах в детском саду

Гимнастика для глаз в стихах

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика,
Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение:
- она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
- укрепляет мышцы век;
- снимает переутомление зрительного аппарата;
- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;
Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
- всегда снимать очки
- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их
- следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным
- сосредоточить все внимание на глазах
- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Быстрая зрительная утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, в играх, во всех режимных моментах.
Моя презентация содержит гимнастику в стихотворной форме и картинки к стихам.
Мостик.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)


Стрекоза
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.
(Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед-
(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.
(Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.
(Смотрят вперед.)
Мы летаем близко.
(Смотрят вниз.)


Ветер.
Ветер дует нам в лицо.
(Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише…
(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше!
(Встают и глаза поднимают вверх.)


Белка.
Белка дятла поджидала,
(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!
(Смотрят вверх-вниз.)
Вот орехи — раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой
(Моргают глазками.)
И пошел играть в горелки.
(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).


Заяц.
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.
(Моргают глазками.)
Глазки закрывает.
(Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(Прыгаем, как зайчики ).


Кошка.
Вот окошко распахнулось, Проводила взглядом мух.
(Разводят руки в стороны.)
(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Кошка вышла на карниз. Потянулась, улыбнулась
(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)
И уселась на карниз.
Посмотрела кошка вверх. (Дети приседают.)
(Смотрят вверх.) Глаза вправо отвела,
Посмотрела кошка вниз. Посмотрела на кота.
(Смотрят вниз.) (Смотрят прямо.)
Вот налево повернулась.
И закрыла их в мурчаньи.
(Смотрят влево.) (Закрывают глаза руками.)
Посмотрела на кота.
(Смотрят прямо.)


Кот.
Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(закрыть по очереди оба глаза)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)

Еще с раннего возраста необходимо принимать определенные меры по сохранению здоровья организма и поддержанию нормальной жизнедеятельности всех органов и систем. Именно поэтому крайне важно уделять внимание правильному питанию и физическому развитию детей, выполнять с ними общую оздоровительную гимнастику, и разные узконаправленные упражнения. Так для поддержания деятельности зрительной системы во всех детских садах практикуется проведение специальной гимнастики. Она оказывает общее оздоровительное воздействие и помогает предотвратить разного рода проблемы со зрительным аппаратом. Поговорим об особенностях выполнения такой гимнастики чуть более подробно.

Как показывает практика, у маленьких деток наблюдается повышенная вероятность развития близорукости. что объясняется адаптацией к чрезмерным нагрузкам. Глазки детей привыкают к выполнению разного рода занятий на небольшом расстоянии, теряя возможность воспринимать четкое изображение отдельных отдаленных предметов. В этом случае выполнение зрительной гимнастики помогает смягчить отрицательное влияние на глаза.

Цели зрительной гимнастики в детских дошкольных учреждениях

Зрительная гимнастика помогает предупредить нарастающее утомление глаз, укрепить глазные мышцы и устранить возникающее напряжение. Кроме того их выполнение дает возможность не допустить развития нарушений зрения.

Для проведения данной гимнастики не нужно никаких особенных условий, ее можно выполнять в самой группе в положении стоя. Такие упражнения рекомендуется повторять несколько раз на день в течение трех-пяти минут. При этом во время проведения гимнастики для глаз голова должна сохранять неподвижное положение. В том случае, если у ребенка есть какие-то зрительные патологии, ему нельзя продолжительно и резко наклонять голову. Для максимальной наглядности воспитатель демонстрирует последовательность, а также правильность выполнения упражнений.

В зависимости от типа упражнений, они могут сопровождаться разными веселыми стишками, и выполняться сами по себе. Однако деткам, конечно же, нравиться выполнять гимнастику под аккомпанемент разных стихов, потешек и песенок.

Если говорить об использовании разной дополнительной атрибутики, то для проведения таких упражнений воспитатели могут задействовать разные предметы – картинки либо плакаты на стенах с различными изображениями (фигурки, цифры и буквы). Кроме того можно применять специальные комплексы – поля с линиями и разными геометрическими фигурками, по которым малыши будут как бы бегать глазами, следуя указанием педагога. Также проведение гимнастики для глаз может подразумевать применение разных мультимедийных презентаций и различных рисунков, которые демонстрируются на специальных устройствах.

Базовый комплекс для дошкольников

Есть масса педагогических разработок, используемых для проведения зрительной гимнастики. В целом, она должна состоять где-то из пяти упражнений. По мере привыкания деток можно дополнять уже привычные варианты новыми приемами либо несколько усложнять условия выполнения уже разученных упражнений.

Начинать зрительную гимнастику рекомендуется с правильного расслабления, для этого детям следует потереть хорошенько вымытые руки ладонями друг об дружку, после чего расположить их на глазах. Далее следует выполнять подвижные упражнения – двигать зрачками в разные стороны – вправо и влево, вниз и вверх. Кроме того можно описывать зрачками разные фигуры – круги, квадраты. После каждого упражнения рекомендуется делать перерыв примерно на десять секунд.

В младшей, а также средней группе на гимнастику должно уходить две-три минуты за один подход, в старших группах это время может быть немного увеличено до четырех-пяти минут. В некоторых случаях педагоги принимают решение о сочетании зрительных упражнений и занятий физкультурой.

Особенности проведения зрительной гимнастики в детском саду

У малышей дошкольного возраста присутствует наглядно-образное мышление, им достаточно сложно выполнять разного рода упражнения без зрительной опоры. Не нужно пытаться объяснить ребенку смысл упражнения «вращение зрачками» на словах, можно использовать для этого «волшебную палочку» - специальную указку, предназначенную именно для зрительной гимнастики. На ее конце можно закрепить картинку. Воспитатель становится перед детками и, применяя такой дополнительный атрибут, проводит гимнастику.

В том случае, если детям нужно следить за пальцем руки педагога, можно прибегнуть к помощи персонажей из кукольного театра. С этой целью можно специально подготовить несколько сказочных героев, которые можно прикрепить к пальцу. Такие приемы помогут деткам с увлечением выполнять казалось бы скучные и однообразные упражнения, помогающие развитию зрительного анализатора.

При выполнении гимнастики для глаз детки должны снимать очки, если они их носят, а также фиксировать неподвижно голову. Упражнения должны быть для начала легкими, а через некоторое время можно приступать к более сложным вариантам. После каждого из них ребенку нужно хорошенько потянуться, старательно зевнуть и поморгать.

Выполнение таких несложных упражнений в детских дошкольных учреждениях помогает сохранить остроту зрения малышей, предупредить развитие близорукости и прочих проблем такого плана.

Похожие новости

Источники: http://shkolazreniya.com/uprazneniya/gimnastika-v-detskom-sadu, http://kladraz.ru/blogs/elena-ivanovna-ostankova/-gimnastika-dlja-glaz.html, http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/13718-zritelnaya-gimnastika-v-detskom-sadu.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Интересные факты о дельфинах для детей

10 интересных фактов о дельфинах Дельфин далее...

Свечки для новорожденного от запора

Свечи с глицерином далее...

Почему ребенок прячется узи

Cходили на УЗИ У меня в 11 недель на далее...

Популярные статьи