Главная » Гимнастика для детей



Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения

Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения

Надежда Коробкова
Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения

Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения

Зрение

- основной источник знаний о внешнем мире. Но в настоящее время наблюдается увеличение количества людей, страдающих нарушениями зрения. И, к большому сожалению, всё чаще аномалии зрения встречаются у детей.

Нарушения зрения в дошкольном возрасте разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Нарушение зрения в дошкольном возрасте, когда ещё не все функции зрительной системы сформировались, отрицательно сказывается, прежде всего, на остроте центрального зрения.

Также известно, что дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. Характерная особенность таких детей – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, затруднены дифференцированные движения рук и пальцев, сдерживается формирование зрительно-двигательных взаимосвязей. Дети с нарушением зрения быстро утомляются, и как следствие этого, снижается познавательная активность, хуже усваивается материал на занятиях, интерес к занятиям падает, ухудшается самочувствие.

В нашем детском саду работают две группы для детей с нарушением зрения – в основном это дети с амблиопией и косоглазием. С этими детьми проводится лечебно-восстановительная и коррекционно-воспитательная работа воспитателями, логопедом, дефектологом.

Но немаловажным методом коррекционной работы является систематическое использование гимнастики для глаз. Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.

Зрительную гимнастику мы рассматриваем не только как лечебно-восстановительный метод воздействия, но и как коррекционно-развивающий. Многофункциональность этого метода заключается в том, что специальные упражнения для глаз сопровождаются словесными текстами. Содержание их разнообразно и соответствует теме того занятия, на котором используется тот или иной комплекс гимнастики.

Одной из важных функций гимнастики для глаз является стимулирующая функция. В процессе выполнения комплексов упражнений снимается утомление с глаз, расслабляется зрительная система, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.

Мы используем в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.

Суть их заключаются в том, что дети прослеживают глазами цветные линии, ведущие к определённому сказочному герою.

«Волшебный лабиринт»

Детям предлагается проследить за указкой воспитателя. Этот тренажер можно повесить на стену, а также можно поставить на уровне ребенка и предложить ему пройтись по дорожке пальцами. Такой тренажер развивает не только глазодвигательные функции, но и мелкую моторику рук.

Помоги животным

Дети по словесной инструкции воспитателя следят глазами за указкой или лазером вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали.

«Накорми животных»

Эту гимнастику лучше всего проводить при индивидуальной работе с ребенком. Она направлена на развитие мелкой моторики рук и глазодвигательных функций. Картинки меняются в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.

Воздушный шарик

Дети по инструкции воспитателя следят глазами за указкой или лазером снизу вверх и обратно. Также можно закрепить знание основных цветов, сравнить шарики по величине и посчитать их.

Занимаясь на тренажёрах дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закруглённые, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами запутанные линии.

На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без неё. Необходимо зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнения со схемами проводятся в положении сидя или стоя.

Таким образом, зрительная гимнастика – составляющая часть коррекционно-воспитательной работы. Она не существует сама по себе, но продолжает и дополняет различные виды этой деятельности, комплексно воздействуя на развитие ребёнка.

Дошкольное отделение № 1125

КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В детском саду для детей с нарушением зрения на всех занятиях необходимо проводить специальные упражнения для глаз – зрительную гимнастику. Основная цель проведения зрительной гимнастики – снятие зрительного напряжения, развитие глазодвигательных функций, укрепление глазных мышц.

КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение циркуляции крови в органе зрения

Упражнения выполняются на рабочем месте в положении сидя , откинувшись на спинку стула.

1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 20-30 сек.

2.Повороты глаз. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 3-4 раза.

3. Вращение глаз. Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать движения против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза (длительность 15 сек.).

4. Жмурки . Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.

5. Погреем глазки . Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (30-40 секунд). Открыть глаза.

Комплекс упражнений на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение процесса аккомодации

(Упражнения выполняются с шариком или с колпачком на пальце)

1. И.П. стать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-5 сосредоточить взгляд на шарике, на 6- шарик опустить вниз. Повторить 4-5 раз.

2. И.П. стать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-2 приблизить шарик к носу. Глазами прослеживать движения шарика, повторить 6-7 раз.

3. И.П. то же. На счёт 1-2 отводить шарик вправо, влево, взором прослеживать движения шарика. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4. И.П. стать прямо, руки внизу, на указательный палец правой руки надеть шарик, левая рука свободна. На счёт 1-2 приблизить шарик к глазам, отвести на расстояние вытянутой руки вперёд. Повторить 5-6 раз.

5. Массировать веки глаз. Глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно. Всего 10 раз в среднем темпе.

КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

  • 1. Нахождение игрушек в пространстве группы; фиксация взора на объекте.

Воспитатель предлагает детям найти глазками яркую игрушку (машинку, куклу, мяч, мишку и др.). Рассмотреть игрушку в течение 5-7 секунд (сосредоточить на ней взор).

Посмотрите, какой у нас красивый мяч. Большой, круглый, синий. А где наш мишка? Найдите мишку глазками. Какой он большой, пушистый .

Упражнение Метка на стекле (в качестве метки может выступать некрупный силуэт игрушки).

Посмотреть на метку на стекле с расстояния 30- 35 см. (не снимая очков) в течение 4-6 секунд. Затем перевести взор на объект за стеклом (дерево, дом, машина и т.д.) на 4-6 секунды. После чего поочерёдно переводить взгляд то на метку, то на объект. Повторять около 30- 40 секунд.

  • 1. Медленное моргание в течение 10 секунд.

Бабочки полетели, крылышками помахали . Дети выполняют взмахи ресницами.

  • 2.Совершенствовать зрительное слежение по вертикали и горизонтали; фиксацию взора.

Поднять голову вверх - посмотреть на потолок; опустить вниз – посмотреть на пол. Повернуть голову налево, направо. Движения головой сопровождать движениями глаз.

В качестве ориентиров использовать яркие игрушки.

Предложить детям потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими глазки (глаза под ладонями закрыты). Потрем ладошки, чтобы они стали тёплыми. Закроем глазки и положим на них ладошки, погреем глазки . (Глаза прикрыты на протяжении 5-10 секунд).


Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru

Особенности проведения зрительной гимнастики с детьми с нарушениями зрения

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ

ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИС НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Насколько большое значение имеет проведение зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения? Чтобы выяснить это, необходимо обратиться к анатомии органа зрения, а именно к глазным мышцам – наружным и внутренним.

Наружные мышцы глаза (их шесть или три пары) придают глазам положение и фиксируют глаз, способствуют правильной установке зрительных осей, т. е. направляют взгляд вверх, вниз или в любую сторону. Нормальная работа глаза требует его подвижности. Глазодвигательные мышцы, как и любые другие, при отсутствии тренировки теряют свою работоспособность. Возьмём, к примеру, мышцы рук или ног. При отсутствии тренировки эти мышцы становятся слабыми, вялыми, дряблыми. И напротив, жевательные мышцы, например, тренируясь ежедневно и многократно, всю жизнь находятся в прекрасной рабочей форме.

В такой же рабочей форме следует держать и мышцы глаз.

Ко второй группе мышц глаза относятся те, которые растягивают и выгибают хрусталик, позволяя видеть вблизи и вдали. При длительной работе вблизи, например, при письме школьников или на компьютере, или при работе в тетрадях по Е. В. Колесниковой по математике и грамоте в детском саду эти мышцы находятся в постоянном напряжении, которое может привести к спазму аккомодации. Это, в свою очередь, может способствовать развитию близорукости. Следовательно, и эти мышцы следует укреплять и тренировать, и давать им отдых.

Таким образом, зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т. к. она снимает зрительное напряжение. То есть, зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т. е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.

Официальная наука не считает гимнастику средством лечения глазных болезней, но признаёт её огромное влияние на профилактику их и снятие зрительного утомления.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Важно проводить гимнастику индивидуально, в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности воспитателями зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах.

Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):

- далеко – близко (удалять и приближать предмет);

- по кругу – слева – направо;

- по диагонали – снизу – вверх;

- по диагонали – сверху – вниз.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.

Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т. п. необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении насекомых для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т. п.

Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/zritelnaja-gimnastika-dlja-detei-s-narusheniem-zrenija.html, http://www.glazkisad1125.ru/art/25, http://pandia.ru/text/79/420/43668.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Костюм для художественной гимнастики для детей

Художественная гимнастика Художественная гимнастика – это далее...

Лимфоузлы при ветрянке у детей

Главная Полезная информация Увеличение лимфоузлов при далее...

Аллергия у детей не чешется

Мамочки, у кого у деток аллергия, подскажите, обязательно далее...

Популярные статьи