Главная » Игры для детей



Развитие речи через игру детском саду

Развитие речи через игру.

Татьяна Слуцкая
Развитие речи через игру.

Развитие речи через игру

Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;

«Игра» ведущий вид деятельности в педагогике

Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений.

1. Предметные игры

2. Сюжетно - ролевые игры

3. Подвижные игры

4. Дидактические игры

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение родному языку, развитие речи в играх является главной, центральной задачей.

В игре дети порой демонстрируют богатство речи.

На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы. И явления этого мира и имеют определённо^ значение, что для точного выражения мысли нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Проблема дефекта речи дошкольника

Дефекты речи в возрасте до четырех лет, а иногда и до четырех с половиной, логопеды называют физиологическим косноязычием .

Исправлять дефекты в этом возрасте считается нецелесообразным, но тренировать малыша, развивать возможности произношения звуков необходимо.

Решение данной проблемы состоит в том, что нужно прослеживать ребёнка, чтобы не торопился, чтобы темп речи не опережал его возможности.

Развивающие игры, направленные на развитие речи

Дети очень любят игры, связанные с поисками спрятанного. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было. Вообще, очень полезно интересоваться и тем, кто что делает, а не только где что и где кто.

Игры и развитие речи

• Выбор игры для педагога - дело серьёзное и ответственное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и пробуждать к усвоению нового.

• Так же дети через игру развивают речь, у них появляются новые слова в лексиконе формируется интонационная выразительность речи. Дети в игре полностью раскрываются, демонстрируя свои возможности, зачастую не ожидая этого от себя.

Игра «Чудесный сундучок»

Задача настоящей игры - научить детей ясно, громко и отчётливо произносить знакомые слова.

Игровая ситуация включает также требования к интонационной стороне речи.

Кроме того, дети учатся вести диалог, т. е. слушать высказывания сверстников и отвечать на них своими словами и действиями.

Игра «мешочек впусти»

Эта игра направлена на расширение и уточнение активного словаря детей и упражнение в правильном произнесение звуков таких как Ш. , ж , Щ. , ч , л , р. „которые многие дети плохо выговаривают.

Кроме того, в игре дети учатся внимательно слушать ответы сверстников, и смело, громко чётко произносить слова при всех.

Игра «зайчик и мишка»

Цель данной игры заключается в том, что бы приучать детей различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами.

Играя дети приобретают новые знания и представление и тут же применяют их в действиях.

Это имеет важное, значение, как для обогащения словаря, так и для развития пространственного воображения.

Игра «день рождение куклы Алёнушки»

Основная обучающая задача этой игры - развитие связной речи у детей.

Дети учатся передавать свои представления о назначении предметов, с которыми они постоянно встречаются в повседневной жизни. Этому способствует сюжетный характер игровой ситуации.

Картотека дидактических игр для развития связной речи детей

В современном обществе все чаще формируется мнение, что если ребенок находится в речевой среде, то он наверняка заговорит. Однако не следует забывать о том, что степень развития связной речи у детей может быть различной. Одни в три года уже болтают, другие еле произносят слова. Следовательно, речь нужно развивать, и делать это нужно через игру без ущерба для детей.

Предлагаем вам игры для развития речи, которые вы можете скачать на нашем сайте. Они доступны как для родителей, так и для воспитателей детских садов. Здесь мы приведем лишь некоторые примеры игр для развития связной речи для дошкольников.

Ученые проследили, что существует прямая взаимосвязь между степенью развития речи и мелкой моторики пальцев рук. Поэтому уже с 6-7 месяцев необходимо стимулировать работу пальцев у малыша. В 2-3-летнем возрасте для дошкольников можно предложить дидактические игры с элементами мелкой моторики. Например, поиграть в кукольный театр, где герои делаются из бумаги или материи и одеваются на пальцы. Когда малыш освоит игру, попробуйте давать ему роль одного из героев, требуя соблюдения интонации, высоты голоса, выразительности.

Для детей с 3-4 лет можно использовать более сложные дидактические игры для развития связной речи дошкольников. Их вы также можете скачать на нашем сайте. Например, перескажите известную ребятам сказку, перепутав героев или события, а затем попросите детей восстановить все в правильном порядке. Такая игра для дошкольников помогает учиться пересказывать текст, запоминать основные события в нем.

Богатство связной речи человека определяется большим количеством синонимов (похожих по смыслу слов), которые он употребляет. Чтобы сделать речь детей разнообразнее, попросите их подобрать как можно больше прилагательных к существительному, как можно больше глаголов и т.п. Подобные дидактические игры для развития связной речи вырабатывают у дошкольников привычку выражаться, максимально используя известный запас слов.

Среди игр для развития связной речи у детей могут быть игры обратного характера. Назовите несколько качеств и попросите дошкольников найти предмет, максимально соответствующий описанию. Через некоторое время повторите упражнение, добавив еще некоторые характеристики.

Полезным упражнением среди игр для развития связной речи у детей может стать создание цепочки слов, объединенных каким-либо общим смыслом. Сюда можно включать как синонимы, так и антонимы (противоположные по смыслу слова), опираясь лишь на один признак в слове (так, мороженое и батарею объединяет понятие тепла). В результате такой игры у дошкольников иногда рождаются целые стихотворения.

Развитие связной речи у детей должно быть также направлено и на совершенствование глагольного ряда. Дети должны знать, как можно наиболее точно выразить свои и чужие действия. Для этого применяем следующие игры.

Создается картотека: рисуем или вырезаем карточки с изображениями различных предметов. Затем просим детей сказать, что можно делать с тем или иным предметом, какие действия выполняет то или иное явление природы. Через некоторое время повторите игру, заменив некоторые карточки или добавив новые.

Более сложный вариант этой игры для развития связной речи у дошкольников – получив первый ответ, например, на вопрос: «Что делает собака?», задавать цепочку вопросов, связанных с этим животным: «Где живет собака?», «Что она ест?» и т.п. Такого рода игры хороши для дошкольников 4-5 лет.

Эту же игру можно провести наоборот: попросить подобрать несколько предметов или явлений к одному действию.

Детям 5-6 лет можно предложить игру «Добавь слово», где им необходимо дополнить предложение уместным по смыслу словом. Игра чрезвычайно важна, стимулирует развитие логического мышления, что особенно актуально, поскольку через 1-2 года такие ребята уже пойдут в школу. Суть подобных игр для развития связной речи в том, что дети учатся формулировать завершенные предложения, устанавливая слова в правильной последовательности.

Таким образом, через игру можно добиться довольно неплохих результатов развития речи. Дети при этом охотно идут на контакт, принимают активное участие, сами предлагают внести определенные поправки. В результате развивается и логическое мышление, и воображение, и самостоятельность; одновременно ребенок становится более внимательным, аккуратнее обращается со словами в речи, начинает чувствовать строй и мелодику языка. Все заинтересовавшие вас игры вы можете скачать у нас на сайте. Пусть ваши дети говорят красивым и чистым языком!

Настольные игры

Перед Вами подборка настольных дидактических игр направленных на развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Здесь есть игры:

  • глухой-звонкий,
  • читаем и составляем слова,
  • ребусы,
  • прочитай по первым буквам,
  • противоположности,
  • кто как устроен,
  • назови одним словом,
  • подбери слово к рассказу

Чтобы скачать подборку -нажмите на картинку ниже:

Книги

Кроме того, хотелось бы порекомендовать очень хорошую большую книжку на развитие речи дошкольников. По ней Ваш ребенок научится:

  1. составлять рассказы по наблюдаемым действиям,
  2. составлять рассказы по сюжетным картинкам,
  3. составлять рассказы по прослушенному тексту к картинке и многое другое.

Нажмите на картинку, чтобы скачать эту книжку:

Книга на исправление произношения у детей дошкольного возраста:

Стихи для развития речи:

Видео

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ

М.Е.Алёхина, А.О. Джанаева, Т.А. Воеводина
(МБУ ЦРР ДС № 170 «Дружба», г.о. Тольятти)

Главной потребностью и функцией для ребёнка дошкольного возраста является речь. Через общение человека с другими людьми он способен реализовать себя. Без оценки речевого развития невозможно судить о предпосылках развития личности ребёнка дошкольника.
Для развития речи педагоги и родители должны создавать необходимые условия: мотивировать ребёнка к общению, создавать развивающую предметно-пространственную среду, насыщать жизнь ребёнка интересными и значимыми событиями.
Речь, по определению С. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, означает «способность говорить, разговор, беседа…» (1, с. 678). Правильно развитая речь-это важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли. Возможности малыша в познании окружающей действительности становятся шире. Благодаря этому отношения со сверстниками и взрослыми становятся содержательнее и полноценнее. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей о её чистоте и правильности (2, с 5-6).
Дошкольный возраст - это один главных этапов развития речи. У детей старшего дошкольного возраста словарь и фразовая речь уже достаточно развиты. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающего мира. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение.
Воспитатель вводит в речь детей новые слова, углубляет понимание ребенком смысл слов, которые есть в его активном словаре, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.
У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных предложений. Во фразах ребенок использует все основные части речи. Старшие дошкольники способны замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка(3).
Необходимо чтобы речь воспитателя соответствовала нормам литературного языка, как в отношении звуковой стороны (правильное произнесение звуков и слов, ударения в словах, темп и т.д.) так и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, четкости дикции, грамматической правильности.
Таким образом, развивая речь старших дошкольников, необходимо использовать не только методы и приемы, которые выводят речевое развитие на высокий уровень, но, при этом, педагог или другой взрослый из близкого окружения, является подражателем правильной речи. Когда четко взаимодействуют все факторы, дошкольник продуктивнее осваивает формы речи, благодаря чему он будет успешно учиться в школе.

Занятия с детьми дошкольного возраста проводятся фронтально, в форме игры. Из игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, благодаря чему они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти.
Иногда педагог проводит игры и игровые упражнения индивидуально на материале, который еще только будет включен в групповое занятие. Благодаря этому решаются две задачи: подготовить к предстоящей работе отдельных детей, чтобы они чувствовали себя увереннее на занятии и постепенно подводить воспитанников к новым для них формам работы.
На основании вышесказанного, мы провели исследование в МБУ ЦРР ДС № 170 «Дружба», г.о. Тольятти, в старшей группе №11 «Рябинка». Колличественный состав группы 22 человека: 12 мальчиков и 10 девочек. Для участия в исследовании мы выбрали 10 детей, наиболее часто посещающих детский сад. По результатам мониторинга уровено развития речи соответствует возрасту детей. Дети хорошо усваивают програмный материал, активны и свободно общаются с воспитателями и сверстниками; знают и довольно часто используют большое количество сложных слов. Словарный запас детей достаточно богатый. Дети владеют культурой общения, способны договариаваться как со свестниками. так и со взрослыми людьми.
Для определения уровня развития связной речи детей нами была проведена диагностика О. С. Ушаковой, включающая в себя следующие задания (объединив в одну две ее диагностики):
1. Разложи 4 картинки;
2. Объедини их общей темой;
3. Составь рассказ по 4 картинкам;
4. Опиши куклу;
5. Составь описание мяча;
6. Составь рассказ из личного опыта.

Для оценки развития речи мы использовали следущие критерии:

Высокий — 3 балла (дети самостоятельно рассказывают; правильно раскладывают картинки, выстраивая их в единый сюжет; активны в диалоге, слушают и понимают речь; дают содержательные ответы; четкая дикция; богатый словарный запас; составляют сложные предложения).
. Средний — 2 балла (составляют рассказ по вопросам воспитателя, перечисляя действия и качества; объединяют сюжетом; средний словарный запас; используют лексические повторы; не четкая средняя дикция).
. Низкий — 1 балл (дети малоактивны в общении; не связывают слова в предложения; путают все картинки; составляют только простые предложения; монотонная речь).

Результат диагностики мы отобразили в Таблице 1.
Таблица 1

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-rechi-cherez-igru.html, http://steshka.ru/igry-dlya-razvitiya-rechi-kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-razvitie-svyaznoy-rechi-detey, http://chgard170.tgl.net.ru/razvitie-rechi-cherez-igru

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Зеленые сопли заложенность носа ребенка

Отзыв: Спрей от насморка далее...

Дерматит на ухе у ребенка фото

Ушной дерматит Лечение дерматита, развивающего в далее...

Высокая температура у ребенка долгое время

Высокая температура без признаков простуды Температура далее...

Популярные статьи