Главная » Игры для детей



Влияние дидактические игры на развития словаря детей

Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И.Тихеева, М.М.Конина, Л.А.Пеньевская, В.И.Логинова, В.В.Гербова, А.П.Иваненко, В.И.Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей. Исходя из выше изложенных теоретических положений, мы сформировали цель и задачи исследования.

Цель исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования выступают дидактические игры, как средство ознакомления с качествами и свойствами предметов.

  1. В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить сущность словарной работы в ДОУ и её основные направления.
  2. Раскрыть особенности усвоения словаря детей в старшем дошкольном возрасте.
  3. Наметить основные пути формирования представлений о качествах и свойствах предметов.
  4. Провести специальную экспериментальную работу по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.

Гипотеза уровень сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста повысится, если:

  1. В ДОУ будут систематически организовываться специальные дидактические игры по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.
  2. В ходе проведения дидактических игр будут созданы все необходимые условия для обогащения словаря детей и удовлетворения их познавательной активности.
  3. Содержание дидактических игр будет преподноситься в интересной форме, будут присутствовать элементы экспериментирования.

1. Значение словарной работы для всестороннего развития детей дошкольного возраста

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка [1, c.15].

Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, её место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.

Язык, как средство общения это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

Главной особенностью слова является единство лексического и грамматического значений. Лексические значения сгустки человеческих знаний об определённых сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления. Значение слова имеет сложное строение: в нём можно выделить предметную отнесённость, т.е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова различают и вторую сторону систему абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, систему связей и отношений, которая в нём выражается. Например, слово стол указывает на определённый предмет стол, но вместе с тем выделяет существенный признак предмета наличие настила от корня стил.,постилать, настилать, а также обозначает столы любой формы, любого вида.

Следует различать значение и смысл слова. Смысл это содержание слова в речи, в определённом контексте. Слово в речи, может приобретать различные смысловые и эмоционально экспрессивные оттенки, в зависимости от своего сочетания с другими. Например, значение слова тяжёлый в предложениях: Тяжёлый груз. Особенно тяжёлые испытания выпали на нашу долю в начале войны С.Смирнов. За ним повсюду Всадник Медный тяжёлой поступью скакал А.С.Пушкин. Склонила тяжёлую голову рожь Я.Дягутите. Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.

Слова в языке существуют не изолир

Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

Курсовой проект - Педагогика

актической игры связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр деятельностью. Поэтому деятельность в большинстве дидактических игр организуется так, чтобы она как можно больше сосредотачивала внимание детей. В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры. При проведении дидактической игры дети должны всегда чувствовать, что они играют, а не учатся.

В дошкольной педагогике и методике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно печатные, словесные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно дидактические игры и игры инiенировки. В сюжетно дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавца или покупателя ит.д. Игры инiенировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

Другим видом дидактических игр являются настольно печатные игры, которые разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К данному виду относятся различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики ит.п.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты:

1. Обучающая задача основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Таким образом, в игровой задаче раскрывается программа игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в название игры: Угадай по описанию, Скажи наоборот ит.п.

2. Игровые действия это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в чудесный мешочек, нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором. Игровые действия меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры: её развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны игровые действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, её воспитательно-образовательная ценность пропадает.

3. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей. Определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очерёдность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание. Запрещающие правила усиливают контроль ребёнка за своим поведением, что повышает произвольность последнего.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Осуществляя словарную работу, в том числе и в дидактических играх, воспитатели придерживаются следующих принципов:

1. Работа на словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры

Обогащают словарь детей и дидактические игры Отгадай и назови , Отгадай, кто к нам пришёл? , Кто что делает? , Угадай персонажей сказки , Назови животных и скажи, кто как кричит ; пальчиковые игры Где живёт кузнец? , Терем - теремок и т. д

Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не тольк

о в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития осуществляем в беседах и консультациях. Была проведена консультация на тему: Развитие речи в дошкольном учреждении ; был создан журнал для родителей Ваш малыш от 1,5 до 3 лет , где раскрывались такие темы: Учимся говорить фразы , Советует логопед , Общительность малыша .

Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по теме развитие речи у детей раннего возраста через дидактические игры можно сделать следующий вывод, что дидактические игры играют большую роль в формировании словарного запаса и активной речи у детей раннего возраста. Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря детей раннего возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребёнком.

Мной каждый год в группе проводится диагностирование по развитию речи детей. Во время диагностики дети были в возрасте двух лет, а во время контрольного обследования им было около трёх лет.

За основу мы взяли задачи формирования словаря у детей 2-3 лет, описанных в Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой.

В ходе обследования использовался метод индивидуальной диагностической беседы с ребёнком, с целью выявления уровня активного и пассивного словаря, с применением наглядно-дидактического пособия. Беседа проходила в доверительных условиях отдельно с каждым ребёнком.

А также проводились наблюдения за словарём и речью детей в процессе режимных моментов, образовательной деятельности, в свободной деятельности, играх.

Показатели развития речи детей:

Высокий уровень – понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; называют их месторасположение; называют действия с предметами; имитируют действия людей и движения животных. Употребляют усвоенные слова в самостоятельной речи.

Средний – понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; называют их месторасположение; называют действия с предметами; имитируют действия людей и движения животных. В самостоятельной речи не употребляют.

Низкий – понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; не называют их месторасположение; не называют действия с предметами; имитируют действия людей и движения животных. В самостоятельной речи не употребляют.

По результатам диагностики на начало учебного года можно сделать вывод по показателям развития речи.

Из девятнадцати обследованных детей десять детей имеют низкие показатели в речи, что составляет 53%; восемь детей – показали средний уровень, что составляет 42%; и один ребёнок – показал высокий уровень развития речи, что составляет 5% (см. приложение 1).

Диагностика на конец учебного года проводилась с теми же детьми (в возрасте около трёх лет). В ходе обследования использовался метод индивидуальной диагностической беседы с ребёнком, с целью выявления уровня активной и пассивной речи, с применением наглядно-дидактического пособия. Беседа проходила в доверительных условиях отдельно с каждым ребёнком. Результаты обследования показали следующие результаты. У четверых детей – высокий уровень развития речи, что составляет 21%, у двенадцати детей – средний уровень, что составляет 63%, у трёх детей – низкий уровень, что составляет 16% (это часто болеющий ребёнок и двое с задержкой в речевом развитии) (см. приложение 2).

После сравнения результатов можно сделать вывод о том, что дидактические игры действительно оказывают влияние на формирование словаря и речи у детей раннего возраста. При сравнении диаграмм видно, что увеличился средний уровень развития речи детей, стало больше детей с высоким уровнем развития, а это значит, что с помощью дидактических игр мы активизировали слова, имеющиеся у детей в пассивном словаре.

Были решены все поставленные задачи.

Мной были изучены следующие темы:

1.1 Значение дидактических игр для формирования речи у детей раннего возраста.

1.2 Дидактические игры как средство формирования речи у детей раннего возраста.

1.3 Виды и структура дидактических игр.

1.4 Требования к наглядному материалу для дидактических игр.

1.5 Описание передового опыта по теме Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры .

Было проведена диагностика и выявлен уровень развития речи у детей раннего возраста.

При сравнении результатов видны существенные изменения в активном словаре детей. Из этого следует, что дидактические игры действительно оказывают влияние на формирование словаря и речи у детей раннего возраста.

Были составлены рекомендации для родителей.

Чаще играйте с детьми в разнообразные дидактические игры: настольные, сюжетные, подвижные. Ведь ребёнку очень важно ваше участие в игре. Стать партнером в игре – значит занять место сотрудничества, взаимопонимания. Взрослый, вступивший в игру, незаметно руководит ею, показывает игровые действия с новой игрушкой. Если ребёнок просит вас поиграть с ним, не отказывайте ему и себе в этом удовольствии. И вы увидите, что игра принесёт не только радость от общения, но и обогатит внутрисемейные отношения.

Таким образом, при последовательной и систематической работе и тесном контакте с родителями, мы, педагоги можем достичь положительных результатов по формированию и развитию речи у дошкольников с раннего возраста.

Источники: http://www.studsell.com/view/25862, http://geum.ru/doc/work/25862/8-ref.php, http://www.refsru.com/referat-28220-5.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Интересные картины для детей

Конечно же сайт VseRisunki.ru. Тут далее...

Познавательные игры упражнения развитие речи

Приведем примеры игр и упражнений, направленных далее...

Дети кровь отрицательная положительная

Совместимость и несовместимость далее...

Популярные статьи