Главная » Игры для детей



Взаимоотношение детей игре в детском саду

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей в детском саду

«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Лукьянчикова А.Г. инструктор по физической культуре
МАДОУ д/с №106 «Забава» г. Набережные Челны

В педагогической работе учитывая возрастные особенности детей 3 -7 года жизни (их естественную потребность к подражанию, стремление к общению в совместной игровой деятельности и относительно низкий уровень знаний, умений и навыков, волевых процессов и пр.). надо уделять максимум внимания обучению игре. С этой целью используются игры - занятия, игры - беседы, игры - драматизации, совместные игры воспитателя с детьми вне занятий, а также совместные игры младших и старших детей. Воспитатель, организуя игру с детьми и беря на себя какую-либо роль, имеет возможность показать процесс игры, дать указания относительно взаимоотношений в дальнейших играх. На характер взаимоотношений влияет личный опыт общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Накопление социального опыта в совместной деятельности рассматривается как необходимое условие, без которого не могут развиваться детские взаимоотношения.

Совместное участие в игре воспитателя и детей, установление более тесных контактов сближает, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Участвуя в совместной деятельности со взрослыми, ребенок испытывает желание быть достойным похвалы, внимания, положительной оценки, в результате чего у него развивается оценка собственных умений, достоинств.

Обучение игре сочетает в себе задачи умственного и нравственного воспитания детей, формирование общих интересов. Педагогическая задача заключается в том, чтобы научить ребят самостоятельно развивать сюжетно-ролевые игры, формировать интерес к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников.

Развитие самостоятельной игровой деятельности под влиянием обучения игре рассматривается как овладение деятельностью по образцу. Основная предпосылка, определяющая успешное формирование положительных взаимоотношений, заключается в естественной подражательной деятельности ребенка .

Для развития подражания необходимо, во-первых, наличие у детей психологической готовности к данному процессу, т. е. наличие интереса к данной игре, во-вторых, важно, чтобы образец для подражания обладал особой силой воздействия, влиял на эмоциональную сферу детей

В процессе формирования положительных взаимоотношений с помощью совместных игр, игр-занятий надо сосредоточивать внимание главным образом на воспитании нравственных чувств: внимательности, сопереживания, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность и др.

Одним из существенных показателей детских взаимоотношений является увеличение длительности совместных игр. В начале года, когда у детей нет еще достаточного опыта в организации совместной деятельности, одиночные игры, как правило, более длительны, чем совместные.

Под влиянием обучения игры становятся более длительными и содержательными, с выраженной гуманной направленностью, интересы детей в них более устойчивы.

Следовательно, в педагогическом процессе должны быть, прежде всего, обеспечены условия для развития детских интересов, воображения, накопления опыта детей, воспитания их активности и самостоятельности в реализации знаний. С этой целью могут быть использованы игры - беседы как один из методов, позволяющих уточнить и обобщить определенные знания, а также упражнять детей в применении этих знаний. В отличие от игр - занятий игры-беседы имеют непосредственное влияние на реальные отношения.

Участие воспитателя в игре не должно быть длительным и постоянным, так как дети теряют инициативу, активность, самостоятельность, попадают в определенную зависимость от взрослых, отчего игра теряет большую часть своего воспитательного значения.

В процессе целенаправленной работы, когда педагогический процесс строится с учетом связей между различными видами детской деятельности, главным образом между обучением и игрой, возрастает уровень взаимоотношений детей. Но иногда наблюдаются некоторые различия в интересах девочек и мальчиков. Педагог должен учитывать это обстоятельство и стремится к их объединению в самостоятельных играх.

Окно в детский мир

Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада

-изучение межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

-Проведение социометрического исследования;

-Выявление (диагностика) дошкольников с трудностями в межличностном общении;

-Анализ диагностики и коррекционной работы.

Методика: Исследование проводиться в виде игры-беседы «СЕКРЕТ».
Перед началом исследования необходимо подготовить красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы предлагается три открытки. Каждый ребенок отвечает на вопрос эксперта. При беседе с ребенком результаты фиксируются в бланке.
Ребенок, отвечая на данные вопросы, не должен видеть детей группы. Он беседует с экспертом наедине.
Исследование проводилось в первой половине дня.
Для того чтобы исследовать межличностные отношения провели игру «СЕКРЕТ».
Инструкция для испытуемых: Каждому ребенку из группы сказали «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки и говорят: «Давай представим, что эти картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому.
После выбора ребенком детей, его спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)? А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».

Методика по определению:
В бланке специальными знаками отмечены выборы сделанные ребенком в отношении трех детей группы:

Взаимный выбор определяется следующим образом. Анализируется, кого выбрал данный ребенок и соотносится с тем, выбрали его эти дети. Например. Петя Б. выбрал Сашу А. а Саша А выбрал Петю Б. Следовательно, их выбор является взаимным.
По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:

-«звезда» - 5 и более выборов; I

-«принятые» - 2-4 выборов;II

-«непринятые» - 1 выборов;III

-«изолированные» -0 выборов.IV

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).
Определить УБГ

-высокий (I+ II) больше (III+IV);

-средний (I+ II) равно (III+IV);

-низкий(I+ II) меньше (III+IV) .

Важным показателем является индекс «изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов).
Определение коэффициента взаимности по формуле:
(КВ). КВ = (Р1/Р)Х100%, где
КВ - коэффициента взаимности;
Р1 - число взаимных выборов;
Р – общее число выборов, сланное в эксперименте.
На основании определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель).

Наши дети. Взаимоотношения в детском коллективе дошкольников

Если у вас есть дети, то вы, наверняка, тем или иным образом, сталкивались с проблемой взаимоотношений в дошкольном детском коллективе. Именно в детсадовской группе ребенок проводит большую часть своего времени. И вы, как родитель, конечно же, задавались вопросами: Хорошо ли там чувствует там себя ваш ребенок? , Не обижает ли кто его? , Не обижает ли он кого? и т.д. А иногда бывает и так, что ребенок и вовсе не хочет идти в детский сад из-за каких-то своих детских проблем. Тогда этот факт ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.

Давайте рассмотрим, с чем же сталкивается тот или иной конкретный ребенок в детском дошкольном коллективе?

В детском саду ребенок впервые, что называется всерьез и надолго, оказывается в обществе своих сверстников. Здесь существуют свои правила, какие-то запреты, формируются группы. В яслях дети очень любят играть в дочки-матери с куклами. В младших группах они подражают взрослым, пытаются играть во взрослую жизнь. В старших группах дети уже плетут интриги, строят отношения.

Дети с самого раннего возраста начинают проявлять интерес к своим сверстникам, уже в возрасте 2-3 лет (а именно в этом возрасте обычно ребенок начинает посещать детский сад) дети способны устанавливать какие-то взаимоотношения друг с другом. Взаимоотношения между детьми в младшем дошкольном возрасте уже носят избирательный характер, т.е. ребенок играет, дает игрушки, разговаривает с определенными детьми, хотя объяснить, чем вызвана симпатия еще конечно не может. «Друг» в таком возрасте меняется очень часто.

Начиная с возраста 4-5 лет. у детей начинают формироваться дружеские отношения. Обычно это проявляется в процессе игры, ведь именно игра является основной деятельностью ребенка. Посредством игры ребенок познает правила поведения, учится общаться и договариваться с другими детьми.

Ближе к старшему дошкольному возрасту ребенок уже вполне может обосновать выбор своего друга или, наоборот, объяснить свою неприязнь к кому-либо, дать характеристику: «Ваня добрый, нежадный», «Таня вредная, дразнится» и т.д. Себя же ребенок дошкольного возраста, как правило, оценивает очень положительно и желает оставаться таким. Это желание как раз и надо поощрять в ребенке, заостряя его внимание на положительных качествах.

Чтобы каждый ребенок комфортно себя чувствовал в коллективе, очень важно ,чтобы в нем царила дружеская, позитивная атмосфера. Конечно, в первую очередь это зависит от педагога. Не всегда на деле это удается. В каждой группе есть несколько детей, наиболее активных. Именно на них, как правило, и ориентируются педагоги. Таких детей выделяют среди других. Это приводит к тому, что у «заводил» формируется желание во что бы то ни стало быть впереди, покровительственное отношение к другим, менее активным детям, завышенная самооценка. Другие же дети либо стараются любой ценой добиться «дружбы» лидеров, либо замыкаются (так называемые «тихони»). «Тихони», обычно, очень не любят ходить в детский сад, дома они чувствуют себя гораздо увереннее. Таким образом, в некоторых детских коллективах у детей могут даже развиваться такие негативные качества как эгоизм, агрессивность, высокомерие и др. По поведению ребенка в детском саду можно сказать, какими основными личностными качествами он обладает.

Психологи отмечают различия в поведении в коллективе у девочек и мальчиков. Если для мальчиков мнение других сверстников очень важно и порой важнее мнения взрослого, они ориентируются друг на друга, то девочки больше хотят соответствовать мнению взрослого. Этим и объясняется вполне стандартная ситуация в детском коллективе: «Девочки послушные, мальчики – непослушные». Хотя девочки менее часто способны проявлять друг к другу доброе отношение.

В старших и подготовительных детсадовских группах дети уже точно знают, что хорошо, а что плохо и как надо себя вести в той или иной ситуации. Но в детском коллективе часто реальные поступки детей расходятся с «теорией». Педагоги, психологи, и, конечно, родители должны своеременно обращать а это внимание. Взрослые должны задавать образец поведения, при котором вырабатывается уважительное и доброе отношение к другим, и при этом ценностное отношение к себе.

В своем детском коллективе дети должны «пройти» все виды взаимоотношений между людьми, в том числе и ссоры, конфликты, их разрешение. Все эти моменты взаимодействия со сверстниками формируют у ребенка модель поведения в обществе, систему ценностей, умение понимать других, сопереживать другому человеку, в то же не бояться иметь свое собственное мнение, пусть даже отличное от мнения большинства.

Для того, чтобы у ребенка складывались нормальные дружеские отношения в коллективе, родителям очень важно всегда «держать руку на пульсе». Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, знать, что его волнует и тревожит, есть ли у него друзья. Чаще наблюдайте за игрой вашего ребенка с другими детьми, сами участвуйте и организовывайте детские игры, так вы можете задать тон взаимоотношениям между детьми. Всячески поощряйте дружбу между детьми.

Например, если вы думаете, как отметить день рождения ребенка. спросите прежде всего своего сына или дочку, кого бы они хотели пригласить. Постарайтесь позвать на праздник к ребенку тех, кого он хочет видеть. Если у вашего ребенка еще нет друзей, это послужит прекрасным поводом для начала дружеского общения.

12 Коммент. на Наши дети. Взаимоотношения в детском коллективе дошкольников

Источники: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac157.htm, http://kinderworld.0pk.ru/viewtopic.php?id=25, http://www.dynamo-spb.ru/nashi-deti-vzaimootnosheniya-v-detskom-kollektive-doshkolnikov.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Вопросы родителей воспитанию детей

Вопрос о воспитании ребенка на разных этапах далее...

Ребенку 2 месяца кашель делать

Как лечить кашель у ребенка далее...

Лекарство от ветрянки для детей вместо зеленки

Ну вот, по закону подлости, заболел деть ветрянкой - далее...

Популярные статьи