Главная » Мозг ребенка



Упражнения развития мозга детей

10 упражнений для развития мозга

Мы продолжаем говорить о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Не следует забывать о развитии моторики и разных полушарий мозга. Именно развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребёнка, а оно развивается посредством развития моторики и движений. При регулярных занятиях (15 минут в день) ребёнок станет более сообразительным, активным и энергичным. Он научится себя контролировать. Вы не только будете развивать нервную систему сына или дочери, но и получите огромное удовольствие от совместного времяпровождения.
Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые способствуют развитию правого и левого полушария, а так же их слаженной работе. (материал взят из книги Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников)


1. Зеркальное рисование
На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребёнку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

2. Колечко
Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Взрослый меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.
Можно использовать при этом текст стихотворения.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья –
Друг без друга им нельзя.

3. Кулак – ребро – ладонь
Взрослый показывает ребёнку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.
При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребёнок выполняет упражнение сам. Если у него все получается, то при этом можно одновременно произносить весёлые стихи.
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
Особое внимание в коррекционно-развивающей работе следует уделять леворуким детям или детям с элементами левшества.

4. Пальчики шалят
Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу:
а) на правой руке;
б) на левой руке;
в) на обеих одновременно.
Меняем темп выполнения упражнения, то убыстряя его, то замедляя. В усложненном варианте добавляем игру Путаница:
а) просим: Делаем то, что слышат наши ушки, а не то, что я показываю, – при этом мы сидим рядом с ребёнком и работаем вместе с ним;
б) даём установку: Делаем то, что видят глазки, а не то, что слышат ушки. В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное внимание ребёнка, работаем над формированием самоконтроля в деятельности.

5. Моторчик
Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью:
а) правой руки;
б) левой руки;
в) обеими руками одновременно.
Сначала вправо, затем влево, при этом взрослый меняет темп выполнения. Для дошкольников рекомендуется при этом одновременное чтение веселых стихов. Например:
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

6. Весёлые карандаши
На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.
Затем по одному выкладываем карандаши на стол:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.

7. Перекрестные шаги
Координируем движения ребёнка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога.
Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого.
Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого.
Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.


8. Перекрестные прыжки
Выполняются так же, но ребёнок не ходит, а подскакивает.

9. Перекрестный шаг сидя
Ребёнок представляет себя мотоциклистом.
Заводим мотоцикл и едем: локти рук касаются противоположных колен.

10. Вращение шеи
Дышим глубоко, расслабляем плечи, опускаем голову вниз. Медленно вращаем головой из стороны в сторону, снимая напряжение на выдохах.

Зарядка для мозга: 6 веселых упражнений для развития ребенка

Можно ли делать зарядку для мозга? Конечно, это подтверждает наука кинезиология. Такие упражнения позволяют добиться прекрасных результатов! Занимайтесь с малышом и проверяйте их волшебное действие!

Кинезиология -удивительная наука, которая оказывает влияние на развитие ребенка. Среди кинезиологических есть целые комплексы упражнений на растяжку, релаксацию, развитие мелкой моторики. Вот лишь некоторые из них.

1. Упражнение для мозга «Колечко»

Это упражнение известно, пожалуй, всем. Вспомните, как в детстве мы играли, поочередно соединяя кончик большого пальца с кончиками остальных: указательного, среднего, безымянного, мизинца. И старались сделать это, как можно быстрее. Вспо­мнили? А теперь покажите это упра­жнение-игру своим детям. Сначала де­лайте его в прямом (от указательного), а потом в обратном (от мизинца) порядке. Начинайте делать одной рукой (правой и левой по очереди), а потом обеими одновременно.

2. Упражнение «Кулак — ребро — ладонь»

Учиться выполнять это упражнение лучше на столе. Положите руку, сжатую в кулак, на стол, потом ладонь (разогнутую и твердую) поставьте ребром, затем положите ее на стол. Выполняйте упражнение правой, левой, обеими руками по 8–10 раз. В первое время помогайте крохе, проговаривая: «Кулак — ребро — ладонь». Затем откажитесь от произнесения команд, а также увеличьте скорость.

3. Упражнение Зеркальное рисование

Дайте ребенку карандаши (или фломастеры, или краски) и попросите на листе бумаги одновременно обеими руками нарисовать зеркально-симметричные рисунки. Начните с простых (змейка, зигзаг), постепенно усложняя. Пусть малыш рисует цветы, яблоки, домики.

4. Упражнение «Ухо — нос»

Забавное упражнение. которое тем не менее тренирует мозг. Попросите ребенка левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за левое ухо. После этого он должен хлопнуть в ладошки и поменять положение рук. Увеличивайте скорость!

5. Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Пусть малыш протянет вперед правую руку (примерно на уровне глаз). Затем сожмет ладонь в кулак, оставив вытянутыми указательный и средний пальцы, и нарисует в воздухе этими пальцами большую горизонтальную восьмерку (знак бесконечности). Пусть глаза плавно повторяют движение руки. Выполните упражнение три раза правой рукой, затем столько же левой и, наконец, обеими. Пусть кроха следит за руками, не поворачивая головы.

6. Упражнение-сказка

Кинезиологические упражнения можно использовать в сюжете совместно придуманных сказок. Только сначала необходимо разучить все упражнения, отработать технику выполнения.
В результате проигрывания такой сказки у ребенка улучшается и активно стимулируется работа головного мозга, развивается речь, воображение, мышление, активизируется словарь.

Сказка «Две обезьянки»

«Жили-были две озорные обезьянки — Микки (левый кулачок на стол) и Кики (правый кулачок на стол). Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились (упражнение «кулачок — ладошка»: показываем сначала кулачок, затем ладошку).
По дороге они встретили ежа с ежатами (упражнение «кулак — ладошка»: левая рука кулачок, правая — ладошка, одновременная смена рук).Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоню (упражнение «колечко» сначала на правой руке, затем на левой — как усложнение).
Ежи показали дорогу обезьянкам к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками (упражнение «оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая — ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»).
Обезьянки нарвали яблок, но не знали, в чем отнести их домой. Тогда еж с ежатами помогли им (упражнение «кулак — ребро — ладонь», одновременно дети рассказывают, каким образом еж с ежатами могут помочь обезьянкам)».

После веселых занятий посмотрите вместе с малышом веселый мультфильм

Гимнастика мозга или обычная зарядка?

«Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга.

Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого.

Хочешь остаться в рядах такого большинства?»

(Мэрили Зденека, «Развитие правого полушария. Углубленная программа высвобождения сил вашего воображения»)


Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:

- отвечает за логическое– аналитическое мышление
- анализирует факты
- обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление)
- обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза)
- обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь, а также способности к чтению и письму
- запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание
- способно понимать только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем
- планирует будущее
- контролирует движения правой половины тела
- отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки
- отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами
- отвечает за планирование

- отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки
- отвечает за интуицию и интуитивную оценку
- может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации)
- реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа)
- обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах
- запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое целое
- способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора. воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию
- ориентируется в настоящем
- контролирует движения левой половины тела
- отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке
- отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к изобразительному искусству
- отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции

Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для 95% людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые составляют примерно 10%, определить труднее.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука). Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга». Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении. Приведем несколько упражнений из комплекса (Вы можете скачать страницы статьи с иллюстрациями, кликнув на изображение ниже):

1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Источники: http://detky.info/5-6-let/podgotovka-k-shkole-5-6/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-mozga.html, http://www.moirebenok.ua/age3-6/zaryadka-dlya-mozga-6-veselyih-uprazhneniy-dlya-razvitiya-rebenka/, http://www.deti-budushego.com/node/217

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Лишай у ребенка фото признаки и лечение

Понятие «лишай» объединяет далее...

Фильм про северную америку для детей животные

Если взглянуть на карту, то Северная далее...

Интересные познавательные истории для детей

Потому.ру Детская энциклопедия онлайн, далее...

Популярные статьи