Главная » Воспитание детей



Духовно нравственное воспитание детей библиотеке

РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ: НРАВСТВЕННОЕ ВСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ОБРАЗОВ.
Духовно-нравственное воспитание начинается с самого простого, с самого малого. В школе дети учатся бережному отношению к учебным и художественным книгам. Уже, начиная с 1класса, при самом первом посещении библиотеки дети знакомятся с тем, как правильно обращаться с книгой. В школе регулярно проводятся беседы о правильном хранении и использовании книг, проводятся рейды по проверке учебников, смотры. Дети всех возрастов активно участвуют в ремонте книг.

Художественные произведения учат любить друг друга, учат любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории.

Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования. Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится в читальном зале библиотеки, где читатели учатся самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, учатся выбирать необходимую им информацию.

Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование системы моральных отношений к людям, Родине, самому себе, отношение к труду.

Содержание стержневых нравственных качеств – гуманизм как признание человека в качестве наивысшей ценности. Гуманность проявляется в доброте, отзывчивости, доброжелательности, великодушии, вежливости, внимательности, чуткости.

Патриотизм – отношение человека к Родине. Ярко обнаруживается в экстремальных условиях. Привязанность человека к месту жительства, гордость за успехи отечества, озабоченность его неудачами, готовность встать на защиту Родины. Патриотизм – исток трудолюбия, мужества, доблести, доброты к людям, непримиримость к злу, грозящему гибелью родины.

Коллективизм слагается из товарищества, взаимной поддержки, инициативности и общественной активности, обязательности, и ответственности, из самоотверженности и дисциплинированности, трудовой добросовестности.

Внимательность, великодушие, забота, товарищеская поддержка – естественные нормы отношений между людьми.

Ни один ученик не должен уйти из школы без развитых нравственных стержневых качеств. Характер нравственных отношений всюду сопровождает человека. Библиотекарь совместно с педагогами корректирует эти качества, развивает их. Руководить их формированием можно только зная психологию отношений детей.

Из произведений литературы дети узнают о людях, которые олицетворяют лучшие черты национального характера, присущие нашему народу: доброту, любовь к людям, стойкость и мужество.

Это произведения наших выдающихся писателей: В.Быкова, Ю.Бондарева, Б.Васильева, К.Воробьёва, К.Симонова, В.Распутина, В. Закруткина. и др
В этом году детская литература отмечала юбилейную дату со дня рождения Л.Ф.Воронковой. С учащимися начальной школы библиотекарем проведены к этому юбилею несколько мероприятий: обзор произведений автора, обсуждение произведений.

На доске: даты жизни писательницы (1906-1976). портрет, «Сад произведений» Воронковой.

1.) Рассказ библиотекаря.

Имя Л.Ф.Воронковой известно не только в нашей стране. Её герои разговаривают на многих языках мира.

Родилась Л.Ф. в Москве в 1906году. Детство и юность её прошли в деревне. Там она и узнала нелёгкий труд на земле. Она научилась делать все работы, необходимые в хозяйстве: сеять, косить, молотить. Была у неё очень важная, нужная привычка – работать упорно, добиваться намеченной цели. Очень рано начала писать стихи.

Писательский труд – труд садовника. Свой сад она растила всю жизнь. (Рассказ у доски о произведениях писателя). Книги Воронковой – это книги « на вырост».

Всё в её книгах живёт, дышит, звучит. Читая её книги, вы услышите голоса птиц и зверей, лесные шорохи, журчание ручья. С самого детства она полюбила русскую природу. И люди в книгах – как в настоящей жизни, там всё правда.

Книги Воронковой о доброте, о воспитании воли. Человеку страшно, а он идёт, чтобы отвести беду от другого. Такой человек вырастит сильным духом, способным на подвиг.

1. - «Чтобы сказала мама.» Главный герой Васятка, Ваня, помог маленькому мальчику, когда на него напали пчёлы.

2. - «Трудный овражек». В жизни каждому надо однажды преодолеть свой трудный овражек. Надо быть настойчивым и упорным.

3. - « Подружки идут в школу».

4. – «На току». У девочек было огромное желание помочь взрослым в уборочную страду, внести свою посильную лепту в общее дело. Работая на току, они старались изо всех сил.

5.- «Девочка из города». Это произведение о душе русского человека, о его характере. Сострадание, соучастие, сопереживание, внимание, забота, любовь.

Когда страна, родина в опасности, весь народ становится единой непобедимой семьёй, помогают, несмотря на все трудности, друг другу, делясь последним куском хлеба, последней картофелиной. Главный герой этого произведения – девочка, беженка…

Ребята, читайте книги Л.Ф.Воронковой.


2).Обсуждение произведения Л.Ф.Воронковой « Чтобы сказала мама.»
Все ребята прочитали это произведение. При обсуждении рассказа дети учились давать характеристику героям, давать оценку сложившейся ситуации. Отметили, что хорошо, что плохо в поступках мальчиков. Учились выражать своё мнение. С интересом, очень выразительно разыграли по ролям диалоги из произведения.

Читатели высказывались о том, как бы они поступили в данной ситуации и привели примеры из своей жизни.

Роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании учащихся: нравственное вспитание детей посредством литературных произведений и образов

Проект концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Москва 2009

Школьная библиотека - центр духовно-нравственного воспитания

Школьная библиотека -центр духовно-нравственного воспитания.

Россия нужна миру как Россия Феофана Грека и Андрея Рублева, Пушкина и Достоевского, как хранительница и продолжательница лучших достижений нашей культуры, глубоко укорененных в духе православной традиции.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси

Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем.

Мы все стремимся, чтобы наши дети стали добрее и духовнее, тогда таковым будет и наше будущее. Детям и подросткам в их духовных исканиях нужна и важна помощь терпеливых и доброжелательных взрослых, способных выслушать, понять и подсказать.

Духовному cтановлению личности ребенка сопутствует процесс переживания и присвоения высоких нравственных ценностей. Однако сегодня дети открыты влиянию массовой культуры, агрессивной и разлагающей личность. Процессы глобализации направлены на разрушение традиционных и национальных ценностей, замену их новыми, зачастую оказывающими на детскую психику разрушающее воздействие. Противостоять можно, лишь помогая формированию основ духовности.

Среди средств, которые использует общество для формирования нравственности своих членов, можно выделить безусловный запрет на уровне норм общественной морали, цензуру и позитивную информацию в системе образования и культуры. Именно этой позитивной информации так не хватает детям и подросткам сегодня. Восполнить недостаток позитивной информации, научить ее искать и использовать могут родители, учителя и, несомненно, мы, школьные библиотекари. Школьная библиотека должна стать особой воспитательно-образовательной средой, местом творческого сотрудничества всех участников школьной жизни, центром духовно-нравственного воспитания. У нас, библиотекарей, есть все возможности, чтобы помочь ребенку сформировать свое нравственное чувство, способность отличать добро от зла, духовно пробудить, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира, научить правильно относиться к своим даже самым сложным жизненным ситуациям, развить у ребенка правильную жизненную ориентацию, способность видеть в себе свои недостатки и бороться с ними, сформировать способность различать полезное для себя и вредное и противостоять последнему. Очень важно сформировать у ребенка правильное представление о том, кто такой хороший человек, какими он наделен качествами.

А для этого нужно научить осознанно выбирать, какие книги читать, какие фильмы смотреть, какими сайтами в Интернете пользоваться в ходе учебной и самообразовательной работы.

Главная цель в работе библиотеки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Калуги - формирование духовно-нравственной личности. Исходя из этого, все мероприятия направлены на воспитание духовно-нравственных качеств, чувства красоты, гармонии, на приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям. Главное сегодня - найти оправданные способы влияния на чтение детей и развитие их духовных и нравственных качеств.

Задачи духовно-нравственного воспитания в нашей школьной библиотеке решаются через следующие направления работы:

• приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям;

• раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств;

• формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу;

• знакомство с русской культурой;

• создание одухотворенного образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Духовно-нравственное - воспитание процесс комплексный и осуществляется особыми методами и средствами. Их существенная черта - одновременное вовлечение в воспитательный процесс всех способностей души (ума, воли, чувств). Духовно-нравственное воспитание должно быть не просто содействием усвоению некоторых сведений. Оно должно закладывать основу развития личности, создавать живое духовно-культурное пространство, в которое органично включается душа ребенка. Характер духовно-нравственного воспитания должен быть таким, чтобы знания и навыки поведения, прививаемые детям, не внешне, не механически закреплялись в личности, а связывались с её внутренним содержанием, с её внутренней жизнью. Извне предложенное должно через воспитание стать свободно принятым и внутренне необходимым.

Поэтому основным средством духовно-нравственного воспитания является создание особой среды, которая бы духовно обновляла и формировала личность.

Такую среду мы пытаемся создавать в нашей школьной библиотеке, среду, где ребенок не только имеет возможность получать необходимые знания, умения, навыки, но и постепенно может формировать свой личный нравственный опыт через познавательную деятельность , направленную на то, чтобы ребенок ощущал живую связь познаваемого с действительностью, эстетическую деятельность, направленную на закрепление положительных образов, практическую деятельность, направленную на воспитание положительного отношения к труду, чувства товарищества, желания оказать помощь другим, действовать ради общего блага, приучение к ответственности за свои дела и поступки, за порученные дела

Именно поэтому мы работаем над тем, чтобы наша школьная библиотека была не только центром информации в школе, но и стала центром духовно-нравственного воспитания и общения.

Схематично наша деятельность в этой области выглядит следующим образом.

Работа библиотекаря

Помощь в образовании

Реферат: Роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании учащихся: нравственное вспитание детей посредством литературных произведений и образов


РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ: НРАВСТВЕННОЕ ВСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ОБРАЗОВ.


Духовно-нравственное воспитание начинается с самого простого, с самого малого. В школе дети учатся бережному отношению к учебным и художественным книгам. Уже, начиная с 1класса, при самом первом посещении библиотеки дети знакомятся с тем, как правильно обращаться с книгой. В школе регулярно проводятся беседы о правильном хранении и использовании книг, проводятся рейды по проверке учебников, смотры. Дети всех возрастов активно участвуют в ремонте книг.

Художественные произведения учат любить друг друга, учат любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории.

Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования. Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится в читальном зале библиотеки, где читатели учатся самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, учатся выбирать необходимую им информацию.

Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование системы моральных отношений к людям, Родине, самому себе, отношение к труду.

Содержание стержневых нравственных качеств – гуманизм как признание человека в качестве наивысшей ценности. Гуманность проявляется в доброте, отзывчивости, доброжелательности, великодушии, вежливости, внимательности, чуткости.

Патриотизм – отношение человека к Родине. Ярко обнаруживается в экстремальных условиях. Привязанность человека к месту жительства, гордость за успехи отечества, озабоченность его неудачами, готовность встать на защиту Родины. Патриотизм – исток трудолюбия, мужества, доблести, доброты к людям, непримиримость к злу, грозящему гибелью родины.

Коллективизм слагается из товарищества, взаимной поддержки, инициативности и общественной активности, обязательности, и ответственности, из самоотверженности и дисциплинированности, трудовой добросовестности.

Внимательность, великодушие, забота, товарищеская поддержка – естественные нормы отношений между людьми.

Ни один ученик не должен уйти из школы без развитых нравственных стержневых качеств. Характер нравственных отношений всюду сопровождает человека. Библиотекарь совместно с педагогами корректирует эти качества, развивает их. Руководить их формированием можно только зная психологию отношений детей.


Из произведений литературы дети узнают о людях, которые олицетворяют лучшие черты национального характера, присущие нашему народу: доброту, любовь к людям, стойкость и мужество.

Это произведения наших выдающихся писателей: В.Быкова, Ю.Бондарева, Б.Васильева, К.Воробьёва, К.Симонова, В.Распутина, В. Закруткина. и др


В этом году детская литература отмечала юбилейную дату со дня рождения Л.Ф.Воронковой. С учащимися начальной школы библиотекарем проведены к этому юбилею несколько мероприятий: обзор произведений автора, обсуждение произведений.

На доске: даты жизни писательницы (1906-1976). портрет, «Сад произведений» Воронковой.

1.) ^ Рассказ библиотекаря.

Имя Л.Ф.Воронковой известно не только в нашей стране. Её герои разговаривают на многих языках мира.

Родилась Л.Ф. в Москве в 1906году. Детство и юность её прошли в деревне. Там она и узнала нелёгкий труд на земле. Она научилась делать все работы, необходимые в хозяйстве: сеять, косить, молотить. Была у неё очень важная, нужная привычка – работать упорно, добиваться намеченной цели. Очень рано начала писать стихи.

Писательский труд – труд садовника. Свой сад она растила всю жизнь. (Рассказ у доски о произведениях писателя). Книги Воронковой – это книги « на вырост».

Всё в её книгах живёт, дышит, звучит. Читая её книги, вы услышите голоса птиц и зверей, лесные шорохи, журчание ручья. С самого детства она полюбила русскую природу. И люди в книгах – как в настоящей жизни, там всё правда.

Книги Воронковой о доброте, о воспитании воли. Человеку страшно, а он идёт, чтобы отвести беду от другого. Такой человек вырастит сильным духом, способным на подвиг.

1. - «Чтобы сказала мама.» Главный герой Васятка, Ваня, помог маленькому мальчику, когда на него напали пчёлы.

2. - «Трудный овражек». В жизни каждому надо однажды преодолеть свой трудный овражек. Надо быть настойчивым и упорным.

3. - « Подружки идут в школу».

4. – «На току». У девочек было огромное желание помочь взрослым в уборочную страду, внести свою посильную лепту в общее дело. Работая на току, они старались изо всех сил.

5.- «Девочка из города». Это произведение о душе русского человека, о его характере. Сострадание, соучастие, сопереживание, внимание, забота, любовь.

Когда страна, родина в опасности, весь народ становится единой непобедимой семьёй, помогают, несмотря на все трудности, друг другу, делясь последним куском хлеба, последней картофелиной. Главный герой этого произведения – девочка, беженка…

Ребята, читайте книги Л.Ф.Воронковой.


2).Обсуждение произведения Л.Ф.Воронковой « Чтобы сказала мама.»


Все ребята прочитали это произведение. При обсуждении рассказа дети учились давать характеристику героям, давать оценку сложившейся ситуации. Отметили, что хорошо, что плохо в поступках мальчиков. Учились выражать своё мнение. С интересом, очень выразительно разыграли по ролям диалоги из произведения.

Читатели высказывались о том, как бы они поступили в данной ситуации и привели примеры из своей жизни.

Еще работы по разное

Реферат по разное

Робоча програма історія літератури країн мови для спеціальності 030507 Переклад Факультет гуманітарний

17 Сентября 2013

Реферат по разное

Ii культура века просвещения эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры

17 Сентября 2013

Реферат по разное

Примечания 386 последовательное опровержение книги гельвеция «о человеке»

17 Сентября 2013

Реферат по разное

Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок по запросу котировок цен (только для субъектов малого предпринимательства) на поставку изданий для Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система г. Иркутска»

17 Сентября 2013

Источники: http://konesh.ru/role-biblioteki-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-uchashih.html, http://pandia.ru/text/78/011/004594.php, http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/584783/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Ветрянка без сыпи у детей

Признаки ветрянки у далее...

Колики и запор у грудничка

автор: Master | 19-02-2013, далее...

Препараты магния для детей

Препараты магния для детей Магний для детей имеет очень большое далее...

Популярные статьи