Главная » Воспитание детей



Экологическое воспитание детей доу

воспитатель Шарипова А.П.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности ( сорвать цветок, погубить бабочку ) до взрослой (вырубить лес, высушить озеро) дорога очень короткая.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающие поколение.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Дошкольный возраст – это ответственный этап в жизни каждого ребенка, так как в это время закладываются основы личностного, физического и психического развития. Экологическое образование дошкольников помогает установить гуманные и правильные отношения с окружающей средой, потому идея приобщения детей к природе играет важнейшую роль в воспитательном процессе.

Экологическое воспитание дошкольников предполагает решение таких задач:

• Нравственное воспитание (гуманное отношение к окружающей среде);

• Интеллектуальное образование (развитие экологических представлений и знаний);

• Эстетическое развитие (умение замечать, чувствовать и восхищаться красотой природы);

• Охрана окружающей среды (бережный уход за растениями и животными).

Формирование гуманного отношения ребенка к окружающей среде должно происходить через его осознание крепкой взаимосвязи человека и природы. В этом случае ребенок поймет, что забота о природе в действительности есть забота о человеке и его будущем. В процессе развития такого понимания важно использовать характерные особенности детей дошкольного возраста – отзывчивость, впечатлительность, сопереживание и сострадание.

Ребенок должен понять, что по отношению к окружающей среде он является более сильной стороной, а потому должен оберегать и заботиться о ней. Небрежное или жестокое отношение к природе среди детей часто является следствием недостатка необходимых знаний, без которых сложно себе представить воспитание в дошкольнике сострадания и сопереживания.

Необходимым условием экологического воспитания дошкольников является также развитие эстетического отношения к окружающей среде. Из осознания неувядающей и непреходящей красоты окружающего мира со временем рождается любовь к природе. Не забывайте только о том, что эстетическому развитию должно предшествовать полноценное эмоциональное становление ребенка.

Какие же мероприятия в детском саду будут особенно полезны для экологического воспитания дошкольников? Прежде всего, это ежедневный уход за уголком природы. Создание и поддержание экологических условий для его обитателей – это важнейшее повседневное мероприятие для всех детей.

Еще одним важным ежедневным делом является заполнение иллюстрированного природного календаря, в котором с помощью рисунков дети фиксируют погоду и её состояние. Когда календарь будет заполнен, он превратится в своеобразную графическую модель, которая отразит все погодные изменения и продемонстрирует творческий потенциал ребенка.

Походы на природу преследуют оздоровительные, природоохранные, познавательные и эстетические цели. Такое мероприятие должно быть хорошо подготовлено и организовано, тогда после него у каждого участника останется глубокий эмоциональный след. Более простой разновидностью походов являются экскурсии.

В активном освоении окружающего мира очень помогают игры. В них должны быть включены познавательные элементы экологической тематики для удовлетворения детской любознательности. Когда в игру закладываются определенные особенности живой природы, она помогает расширить детские представления об окружающем мире.

Задача родителей и воспитателей – подвести ребенка к пониманию нашей общности. С другой стороны, каждый из нас по отдельности ответственен за нашу планету, потому должен беречь и приумножать её красоту.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ — реферат

Глава I Теоретические аспекты организации экологического воспитания детей в ДОУ 6

1.1 Анализ литературы по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста 6

1.2 Дидактическая игра как средство экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста 15

Вывод по первой главе 22

Глава II Практико-ориентированные аспекты организации экологического воспитания в ДОУ 23

2.1 Критерии экологической воспитанности детей дошкольного возраста 23

2.2 Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 28

Вывод по второй главе 33

Список литературы 36

Актуальность проблемы экологического воспитания подрастающего поколения обусловлена современным состоянием окружающей среды, которое характеризуется как «экологический кризис». Одним из путей преодоления экологического кризиса является создание эффективной системы экологического образования.

Проблема экологического образования рассматривается во многих нормативно-правовых документах, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования (закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании», Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»). В этих документах подчеркивается важность создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которого является дошкольное образование.

Экологическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

В настоящее время ряд ученых (Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, Н. Н. Кондратьева, А. Рыжова) под экологическим воспитанием дошкольников понимают процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

Экологическое воспитание в дошкольном учреждении

Садов в Кузьминках разных много,
«Нескучный сад» -один такой!
Детей ведут здесь от порога
В мир детства радостный, большой!

Центр развития ребенка -детский сад № 183, расположенный в Кузьминках, дети не зря назвали Нескучным детским садом. В дошкольном учреждении есть масса всего интересного для гармоничного развития ребенка, включая экологическое образование дошкольника. Здесь с малых лет детям прививают любовь к природе, учат с ней бережно обращаться.

Экологическое воспитание в Нескучном детском саду выстраивается по программе Н.А.Рыжовой Наш дом -природа. Занятия в детском саду, посвященные окружающим флоре и фауне, очень нравится детям. Для них экология -вовсе не скучный предмет, а увлекательная наука, познать которую им по силам.

Территория детского сада, скорее, напоминает чудесный ботанический заповедник, взращенный руками педагогов, родителей и, самое главное, детей. Розарий, альпийская горка, цветники, хвойник, аптекарский огород, уголок леса, мини-фруктовый сад с композицией бахчи из камней -вот лишь небольшая часть того, что украшает участок детского сада и составляет в комплексе экологическую тропу.

Есть на территории Нескучного сада и аллея леса, на которой поселились сказочные персонажи и расположен театр под открытым небом Буратино.

Cреди клумб можно увидеть жасмин, вьющийся климатис, голубую хосту, версальский цветник и сиреневую петунию.

Помимо этого, внутри детского сада имеется экокомплекс, состоящий из:

  • экологической лаборатории;
  • зимнего сада;
  • теплицы;
  • холла с аквариумами и водопадом.

Эколаборатория -это место, где дети проводят опыты, работают с разными муляжами, смотрят обучающие фильмы. Примечательно то, что исследовательская деятельность в лаборатории осуществляется при поддержке художественной литературы, изодеятельности, иностранного языка, музыки.

Дети всегда могут прийти в зимний сад и подышать воздухом, насыщенным озоном.

В теплице дети выращивают овощи: помидоры, огурцы, кабачки, перец болгарский, зелень, базилик. Из собранного урожая юные агрономы готовят вкусные блюда, которыми всех угощают на кулинарных классах. Меню не ограничивается салатами. Дети учатся готовить винегреты, соки, коктейли и даже бутерброды в виде растений и фигурок животных.

Презентации проходят в форме кулинарных поединков и шоу.

Нескучный детский сад имеет свои традиции, которые так или иначе касаются экологического воспитания детей.

Дети вместе с родителями участвуют в оформлении тематических клумб. Например, для того, чтобы на территории детского сада появились клумбы в виде стрекозы, гусеницы, бабочки, божьей коровки, то есть насекомые, использовалась тепличная рассада.

Помимо этого, дети начиная с 5 лет задействованы в проекте Открытые сердца и входят в состав трудового десанта. Дошкольники украшают дворы, где живут ветераны, высаживают там рассаду.

В конце каждого года на территории детского сада разрастается аллея выпускников. Это дети вместе с родителями сажают деревья, а потом, уже будучи школьниками, приходят на них любоваться.

Благодарим за предоставленный материал заведующую Центра развития ребенка -детского сада № 183 Данилину Татьяну Александровну.

Источники: http://mbdu7slavyansk.ucoz.ru/index/konsultacija_po_teme_ehkologicheskoe_vospitanie_detej_v_dou/0-68, http://referatbox.com/23756/ekologicheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-dou/, http://www.deti-club.ru/ehkologicheskoe-vospitanie-v-doshkolnom-uchrezhdenii-neskuchnyjj-detskijj-sad

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Иммуномодулирующее средство для детей

Иммуностимулирующие препараты для детей После перенесенных заболеваний в далее...

Винпоцетин можно ли давать детям

Давать ли Винпоцетин грудным детям или нет? В инструкции далее...

Диагностика речи детей 2 3 лет

Методическая разработка по логопедии по далее...

Популярные статьи