Главная » Воспитание детей



Эмоционально нравственное воспитание детей семье

Статья на тему:
Эмоционально нравственное воспитание ребенка в семье.

Предварительный просмотр:

Кулебякина Е.А.
ГБДОУ детский сад №42 Приморского района
Санкт-Петербурга

Эмоционально нравственное воспитание ребенка в семье.

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.

Тема эмоционально нравственного воспитания ребенка в семье остается очень актуальной и сегодня.

Нравственное воспитание представляет собой одну из самых сложных и важных областей педагогических исследований. Мораль универсальна, поскольку любая культурная группа оценивает определенный тип поведения как нравственное, используя критерии его восприятия как надлежащего/недостойного. Однако конкретные нравственные принципы и поведение, соответствующее им, отличаются заметным разнообразием, как в исторической перспективе, так и в
разных культурных сообществах, в разных семьях.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова приводятся следующие определения понятиям воспитание, мораль и нравственность.

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня: мотивационно-побудительный; эмоционально-чувственный; рациональный, или умственный.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Эмоционально-чувственный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

Рациональный, или умственный. уровень содержит моральные знания – о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Семья является главным институтом воспитания. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
Нравственные потребности начинаются:

  • С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивость - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
  • Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить.
  • И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

Нравственное воспитание детей в семье: сила личного примера!

«Чтобы ваш ребёнок вырос хорошим, надо самим быть счастливым по-настоящему», - примерно так сказал классик. Воспитание на собственном примере – великая сила.

Главная цель воспитания – это формирование личности, формирование человека. Человека, которому мы передадим нашу страну, нашу землю, наш мир. Он должен быть гармоничным, прекрасным во всех сферах своего проявления, а для достижения этого необходимо единство всех направлений семейного воспитания: физического, эстетического, эмоционального, нравственного.

Разумеется, растить детей непросто. Они требуют большого ухода, много внимания, терпения, иногда и самоотверженности (хотя, ради сомнительного благополучия ребёнка самопожертвование ни к чему). Но не надо отгораживать детей от жизни и её проблем.

Да, порой необходимо оберегать их от опасностей, от сомнительных удовольствий и соблазнов, но всего предусмотреть невозможно: удача и неудача, радость и разочарование – они у каждого будут свои. Надо предоставить ребёнку возможность быть причастным к той жизни, которая его окружает, в которой он живёт.

Идиллическая же беззаботность и изолированность от неё чреваты разочарованием взрослеющего ребёнка, неприспособленностью его к жизни в обществе, неумению противостоять и преодолевать проблемы и разрешать какие-либо трудные жизненные ситуации.

Именно от родителей зависит, насколько счастливым будет их ребёнок. Обеспечивая материальное благополучие ребёнка, необходимо помнить: чтобы ребёнок был счастлив, надо быть самим счастливыми, чтобы он видел это.

То есть один из факторов воспитания – личный пример.

Видя, насколько родители трудолюбивы, правдивы, как они заботятся друг о друге и о детях, как ведут себя по отношению к окружающим их людям и т. д. дети создают для себя некий образ для подражания (а если его окружает неуютный мир: безделье, жадность, ложь, - для него это тоже пример для подражания). Поэтому так важно окружить ребёнка заботой, любовью, помочь понять и принять столь разнообразный, порой жестокий, мир взрослых.

Родители заботятся о здоровье своего дитя, формируют его взгляды, привычки, навыки, открывают ему мир чувств, подготавливая их к любви и радости в личной жизни. И, если это гармонирует с укладом их собственной жизни, тогда и ребёнок будет им сначала подражать, а потом и строить свою собственную жизнь так же.

Но, если параллельно тому, что родители говорят о высоком и правильном, а сами позволяют себе нытьё, попрёки, недовольство, скандалы, непристойные высказывания в чей то ни было адрес, - здесь и речи быть не может об авторитете родителей, их жизненная позиция тут же ставится ребёнком под большой вопрос, а воспитательный момент окончательно может быть упущен и сведен на нет.

Успехи нравственного воспитания создают полноценного, духовно богатого человека, способного быть счастливым. Для этого надо выработать определённые качества характера.

Умение ладить с друзьями, в то же время не идя у них на поводу, - это очень сложно. И именно взрослые должны помочь определить, где грань между вежливостью и покорностью, между желанием быть правдивым и жаждой «резать правду в глаза» любой ценой, между отзывчивостью и лакейством, между добротой и вседозволенностью. Неустойчивость психики, разболтанность, трусоватость, безволие влекут за собой нравственную несостоятельность, тем самым, отражая ошибки взрослых в семейном воспитании.

Если ваша жизнь наполнена смыслом, если вы требовательны не только к окружающим, но и, в первую очередь, к себе, если вы являетесь подлинным авторитетом для своего ребёнка – значит вы правильно подошли к его воспитанию и цель будет достигнута.

Удачи Вам и до новых встреч!

Похожие записи:

Эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка

Эмоциональный климат семьии нравственное воспитание ребенка

С утверждением, что ребенок — это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют в виду чело­ века с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях. Именно таким и хотели бы видеть многие родители своих детей. Но такая личность — уже построенное здание. А его строительство всегда начинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Так, недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном и нрав­ ственном развитии, на его мировосприятии. Изучение малолетних право­ нарушителей показало, что они страдали от недостатка любви в семье. Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями и что именно эмоциональная среда оказывает влияние на его духовный мир. Положительный эмоциональный климат семьи, где преоб­ ладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребен­ ку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происхо­ дящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирова­ния представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мими­кой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в ка­ кой-то степени является вашим зеркальным отражением.

Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенку естественно перенимаются им, так же как и грубость, неуважение, раз­ дражительность. В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уваже­ ние и любовь. Это не всегда может понять и почувствовать малыш, его потребность в ласке, в выражениях родительской любви к нему не удов­ летворяется, что может нанести ему серьезную душевную травму, вы­звать в будущем проблемы в отношениях с отцом и матерью. Большое значение также имеет реакция взрослых на различные жиз­ ненные ситуации. Важно различать, су­щественный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему. Например, сын разбил чашку. По этому поводу можно раскри чаться, вспомнить еще несколько промахов ребенка, создать на весь день тяжелую атмосферу взаимного недовольства. Адекватна ли такая реакция, соответствует ли напряженность чувств существу происхо­ дящего? Разумеется, нет. Лучше объяснить ребенку причину происшед­ шего (торопливость, невнимательность, случайность и др.), пожалеть о разбитой чашке и поставить на этом точку.

Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное от­ ношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое на­ строение. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувст­ва тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с ко­ торыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

А часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям? Попробуйте за собой понаблюдать: сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение. Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способ­ность к состраданию, сочувствию.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/12/13/emotsionalno-nravstvennoe-vospitanie-rebenka-v-seme, http://roditelskiyklub.ru/2011/05/nravstvennoe-vospitanie-detey-v-semje/, http://clinik.ucoz.ru/publ/ehmocionalnyj_klimat_semi_i_nravstvennoe_vospitanie_rebenka/1-1-0-36

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Клетчатка для детей при запорах

Клетчатка от запоров Массовость такого явления как запоры, превратившихся далее...

Дети у которых голодает мозг

«Дети, у которых далее...

Циклическая рвота у детей

Синдром циклической рвоты у детей Симптоматическая терапия в далее...

Популярные статьи