Главная » Воспитание детей



Этапы нравственного воспитания ребенка дошкольника

Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

Из диаграммы видно, что большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.

Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.

В дальнейшем мы планируем провести тест «Социометрия» для выявления взаимоотношения в группе.

Таким образом, рассмотрев вопрос нравственного воспитания дошкольников, мы можем сделать следующие выводы.

Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики:

- уважение личности ребенка;

- добро и ласка как основное средство воспитания.

Иными словами, личностно ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе:

- глубокого уважения личности ребенка;

- учета особенностей его индивидуального развития;

- отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

Для выяснения влияния нравственного воспитания на ребенка нами была проведена диагностика нравственной сферы детей детского сада № 17 г. Колпашево после определенных занятий с ними по развитию нравственности.

В результате мы увидели, что после проведенных занятий по нравственному воспитанию почти половина испытуемых показала высокое осознание нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Хотя до проведения специальных занятий по нравственному воспитанию детей у них эти показатели были совсем другими: около 30 % детей показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм.

Также нами было обследована оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников. В результате диагностики мы увидели, что после занятий по нравственному воспитанию большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей после специальных занятий по нравственному воспитанию хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам. Хотя до специальных занятий по нравственному развитию у данной группы детей показатели были намного ниже, чем после занятий. Так, около 30 % детей имело низкое и очень низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Таким образом, мы видим, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.

Список использованной литературы

Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб. 1994.

Агапова И. Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М. 2002.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. 1968.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М. 1968.

Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М. 1969.

Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М. 1984.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М. 1973.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М. 1956.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М. 1960.

Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М. 1984.

Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М. 1959.

Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л. 1991.

Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М. 1987.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М. 1973.

Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб. 1997.

Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М. 1960.

Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М. 1966.

Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М. 1972.

Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М. 1979.

Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. - М. 1972.

Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М. 1980.

Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М. 1974.

Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М. 1965.

Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. - М. 1989.

Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб. 2001.

Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М. 1990.

Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М. 1980.

1 См. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. 1968. – С. 46 – 48.

2 См. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под

Этапы нравственного воспитания ребенка

Для того чтобы человек мог жить полноценной жизнью в социуме, он должен обладать определенными навыками поведения, духовными ценностями, помогающими ему в нем адаптироваться и заслужить уважение окружающих. Нравственность ограничивается правилами и нормами, совестью человека, а ее основы закладываются в семье с раннего детства.

Но ребенок не в состоянии в силу своего возраста воспринять все принципы нравственности сразу, Процесс их становления долог и происходит постепенно по мере взросления малыша. Задача же родителей собственным примером, взаимоотношениями, воспитанием привить ребенку основы морали, принятые в обществе, побудить его следовать им, выработать потребность в них.

Формирование личности на разных этапах нравственного воспитания ребенка

Человек формируясь в личность, проходит несколько стадий, они обусловлены особенностями возраста и степени восприимчивости им требований, которые предъявляет ему общество. На раннем этапе формирования нравственности, в младенческом возрасте в общение с ребенком происходит на фоне доброжелательного отношения к нему окружающих. Он еще очень мал и воспринимает близких с эмоциональной стороны, они выполняют все его желания, любят его и у него формируется своя модель поведения по отношению к близким.

Вначале это просто общение, и он воспринимает отношения только в семье. Но постепенно взрослея, малыш видит, что вокруг есть и другие люди и с ними тоже надо общаться, соблюдая определенные правила. И тут наступает следующая стадия, когда, ребенку дома начинают предъявлять требования, которые он должен выполнять. Это не всегда ему нравится, но все зависит от мудрости родителей, и если они сами будут использовать в воспитании педагогические методы, а не идти напролом, то этот этап пройдет безболезненно и ребенок легко усвоит навыки морали, соответствующие возрасту.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте, с 3 лет наступает новая стадия в становлении личности. Она-то и наиболее ответственна, так как ребенок уже осознает семейные ценности, различает разницу между хорошими и плохими поступками. Он уже может контролировать свое поведение, учится общаться с детьми и взрослыми.

Начальная школа

Стадия начальной школы, до 10 лет, когда малыши понимают необходимость послушания и выполнения правил. Вместе с тем у них развивается чувство справедливости, появляется собственное мнение, не всегда соответствующее точке зрения старших.

После 10 лет наступает этап подросткового возраста, и тут скрываются подводные камни. Ребенок стремится завоевать популярность и старается примерять на себя ценности окружающих. Он легко поддается не всегда положительному влиянию, поэтому эта стадия может нанести определенный вред, тем навыкам, которые он уже усвоил.

Подростковый возраст

Подростки уже способны выделять понятия морали и нравственные ценности, давать им оценку, они уже начинают прислушиваться к мнению окружающих. Тут родителям важно выступать в роли старшего советчика, а авторитарность и различные способы давления могут вызвать отчуждение подростка.

Но если родители на протяжении становления личности ребенка вели себя правильно, руководствуясь разумной любовью, и давая малышу проявлять себя, то из него вырастет личность, обладающая всеми качествами, присущими человеку, адаптированному в обществе.

Related posts:

Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Татьяна Бондаренко
Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

• 1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

• 2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

• 3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

• 4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

- формирование нравственного сознания;

- социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

- нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

- доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;

- воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Условия социально - нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно - поведенческого и эмоционально-чувственного. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительного, базового, художественно-ознакомительного, эмоционально-действенного (по С. А. Козловой). Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например: программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек! » С. А. Козловой и др. Программой нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р. С. Буре и т. д.

Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий.

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:

- ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми) ;

- организация их деятельности (игры, труда и т. д. включение детей в

предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;

- общение с природой;

- художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают методы социально-нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций. Классификация В. И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает:

• Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование).

• Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью) .

• Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы) .

Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

• Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций) .

• Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку) .

• Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

При этом очень важно понимание педагогом методических приёмов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся:

-объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных действий;

-обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным с ровесником выполнением дела;

-напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

-разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.

1. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград. Учитель, 2013.-231с.

2. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М. ТЦ Сфера, 2010.-160 с.

3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников -М. ТЦ Сфера, 2013г. -176с.

Источники: http://xreferat.com/71/195-1-nravstvennoe-vospitanie-doshkol-nikov-v-sisteme-vsestoronnego-razvitiya-lichnosti.html, http://hoppediz.ru/etapyi-nravstvennogo-vospitaniya-rebenka/, http://www.maam.ru/detskijsad/teoreticheskie-osnovy-socialno-nravstvenogo-vospitanija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Народное средство от кишечника детям

Народные средства лечения запоров кишечника у детей далее...

Подвижные игры на день защиты детей

Игры и конкурсы на день защиты детей День далее...

Водянистые прыщики у ребенка на голове

Прыщи на голове в волосах. далее...

Популярные статьи