Главная » Воспитание детей



Методы воспитания детей школьного возраста

Воспитание детей школьного возраста

Период школьного обучения – это новый этап формирования личности ребенка, ставящий перед собой специфические задачи. Процесс воспитания детей школьного возраста должен ориентироваться на возрастные особенности ребенка и уровень его развития. Различают три основных периода школьного возраста:

  • Младший школьный возраст (7-9 лет);
  • Средний (подростковый) школьный возраст (10-15 лет);
  • Старший школьный возраст (16-17 лет).

Каждый из них требует отличного подхода со стороны родителей и учителей к ребенку.

Воспитание детей младшего школьного возраста

В 6-7-летнем возрасте ребенка ожидает одна из самых крупных перемен в его жизни – он становится школьником. Переход на данный этап его развития связан с существенными изменениями в его привычной деятельности, укладе жизни, распорядке дня, характере общения, привычках, что всегда сопряжено с определенным стрессом. Ожидается, что сразу после выпуска из детского сада ребенок автоматически станет более усидчивым, ответственным и работоспособным, однако, данное ожидание имеет мало общего с действительностью.

В младшем школьном возрасте нервная система ребенка только развивается, продолжая совершенствоваться: оттачивается работа больших полушарий головного мозга, улучшаются аналитическая и синтетическая функции коры головного мозга, постепенно устанавливается психика школьника – однако, ее деятельность пока неустойчива. Ребенок 6-8 лет отличается неорганизованностью и разбросанностью. Несмотря на то, что его мозг в этом возрасте необычайно пластичен, мышление школьника имеет преимущественно эмоционально-образный характер и только совершает переход к абстрактно-логическому.

Поэтому воспитание детей в начальной школе сводится в первую очередь к формированию культуры внимания, а также сглаживанию периода адаптации для более успешного и безболезненного перехода ребенка на новый уровень. Задача педагога в воспитании школьников – поддержать стремление детей учиться, узнавать новое, развивать свои способности с помощью системы поощрений и без злоупотребления наказанием и порицанием. Воспитание детей в этом возрасте должно быть направлено не на углубленное изучение отдельных дисциплин, а на приобретение разносторонних знаний в гуманитарных и естественных предметах, в искусстве. Занятия спортом в школе призваны компенсировать пассивность, обычно присущую жизни в городе.

Однако основная ответственность за воспитание детей младшего школьного возраста и организацию рабочего процесса лежит, прежде всего, на родителях учащегося. Они (чаще всего мама) формируют режим дня, определяя время для подготовки уроков, помощи по дому, посещения кружков, общения с друзьями. Воспитание семилеток в обязательном порядке должно предусматривать также свободное время для ребенка, в которое он может заниматься привычными для себя делами. Соблюдение режима играет важную роль в воспитании детей в начальной школе, когда распорядок дня гармонично сочетает в себе физическую и учебную нагрузки, а также отдых, сохраняя последовательность действий день ото дня, организм ребенка быстро подстраивается под ритм деятельности, новоиспеченный ученик «втягивается» в процесс и становится в состоянии самостоятельно планировать свой день.

Важным моментом в воспитании детей младшего школьного возраста после того, как у них сформируется привычка ходить в школу и готовить уроки, является выполнение посильных обязанностей по дому, которые формируют у ребенка навыки самоорганизации, дисциплины, да и просто не позволяют ему вырасти лентяем.

Воспитание детей школьного возраста в подростковый период

Процесс воспитания школьников-подростков осложняется особенностями их физиологического развития. Гормональная перестройка, нестабильное кровоснабжение головного мозга приводят к повышенной возбудимости нервной системы, ухудшению успеваемости. Кроме того, в процессе воспитания детей в школьном возрасте 10-15 лет учителя часто сталкиваются с проблемами гипертрофированной самостоятельности, смены авторитетов, негативизма, что требует от педагогов и родителей поиска несколько иных подходов к подростку.

В этот период круг интересов школьника существенно расширяется, поиски новых ориентиров, повышенная эмоциональность, юношеский максимализм предоставляют возможности для воспитания у подростков стремления к подражанию героям, самовоспитанию, совершению значимых поступков. Особое значение для школьников приобретают взаимоотношения в коллективе, поэтому программа воспитания детей школьного возраста в данный период должна сочетать в себе виды деятельности, охватывающие как учебную, так и внеурочную сферы жизни подростков.

В возрасте 16-17 лет противоречия, появившиеся в характере школьников ранее, постепенно сглаживаются, формируются индивидуальные черты характера и формы поведения, круг интересов и общения со сверстниками. Воспитание детей школьного возраста в данный период должно осуществляться педагогом, пользующимся у подростков доверием и уважением, с целью передачи подрастающему поколению нравственных и культурных основ, которые позволят им найти свое место в жизни.

Название работы: Методы воспитания школьников

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Методы воспитания школьников Метод - способ достижения какой-либо цели. Методы воспитания - конкретные пути влияния на сознания, чувства, поведение для решения педагогически задач в совместной деятельности с воспитателями и педагогами. При.

Дата добавления: 2013-02-01

Размер файла: 29 KB

Работу скачали: 19 чел.

Методы воспитания школьников

Метод #150; способ достижения какой-либо цели.

Методы воспитания #150; конкретные пути влияния на сознания, чувства, поведение для решения педагогически задач в совместной деятельности с воспитателями и педагогами.

Приём #150; часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение, действие, направленное на решение педагогических задач.

Классификация методов #150; выстроенная по определённому признаку система методов.

Общая классификация методов воспитания

  1. Методы формирования сознания личности.
  1. Рассказ #150; монолог учителя, который строится как повествование, описание или разъяснение. Задача: вызвать положительные нравственные чувства или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа.
  2. Беседа #150; метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Назначение: привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни.
  3. Дискуссия #150; этот метод предполагает спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений. Учит обосновывать свою точку зрения, даёт возможность анализировать понятия, доводы, защищать свои взгляды, убеждения других людей.
  4. Положительный пример #150; метод воспитания, призванный организовать образец деятельности, поступков.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общего поведения.
    1. Приучение #150; наиболее эффективный метод на ранних стадиях воспитания и развития ребёнка. Задача: научиться вести себя определённым образом.
    2. Упражнение #150; процесс формирования навыков и привычек, через повторение действий, потребностей и мотивов. Используется при решении задач нравственного, физического, эстетического, трудового и умственного воспитания.
    3. Воспитывающая ситуация #150; специально организованная ситуация, побуждающая школьника переосмыслить, перестроить поведение, привести в соответствие с требованиями и условиями.
    4. Методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности.
      1. Соревнование #150; вовлечение учащихся в «борьбу» за достижение наилучших результатов в учёбе, труде, общественной деятельности.
      2. Поощрение и наказание. Поощрение #150; признание или положительная оценка поведения со стороны педагога или коллектива, публично или в личной форме.
        Наказание #150; воздействие на личность школьника, которое выражает неодобрение, осуждение, отрицательную оценку действий и поведений учащихся, также принуждает учащихся следовать нормам.
      3. Методы контроля и самоконтроля воспитания.
        1. Контроль #150; метод воспитания, выражающийся в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению правил и требований. Функции: оценивающая и напоминающая.
        2. Педагогическое наблюдение #150; восприятие деятельности, общения и поведения учащихся, а также динамики их изменения. Виды: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное.
        3. Беседа (см. первую группу методов, необходимо лишь изменить смысл метода под классификацию контроля).
        4. «Опросники» - выявление характера отношений между членами коллектива.
        5. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

          Статья (1 класс) по теме:
          Интерактивные методы гражданского воспитания детей младшего школьного возраста.

          Предварительный просмотр:

          Интерактивные методы гражданского воспитания на уроках окружающего мира

          Федеральным Государственным Образовательным стандартом определено, что воспитание гражданина является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важнейший компонент социального заказа. Для будущего страны важно, не только, какие знающие специалисты будут создавать богатства страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская нравственная позиция.

          Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной школы.

          На уроках Окружающего мира по системе «Школа – XXI века» дети начинают знакомиться с такими понятиями, как «Родина», «Отечество», «гражданин», «толерантность».

          Эти понятия довольно сложны для восприятия детей. Поэтому я стараюсь использовать в своей работе активные и интерактивные методы, которые направлены на создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму». Таким образом, интерактивные методы позволяют решать следующие задачи:

          • Активно вовлекать каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
          • Повышать познавательную мотивацию учащихся
          • Развивать навыки самостоятельной деятельности
          • Развивать коммуникативные качества учащихся

          Одним из интерактивных методов является метод проектов. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

          Остановлюсь на некоторых проектах, которые были осуществлены во 2 классе.

          Работая над темой «Все профессии важны» ставила цели:

          1. Учить детей ориентироваться в мире профессий.
          2. Способствовать формированию представления о том, что любая профессия важна и нужна.

          Предварительно обсудили с ребятами, кем они хотят стать. Почему? Потом спросила, знают ли они профессии своих родителей? Оказалось, не все дети могут ответить на этот вопрос. Затем предложила детям взять интервью у родителей об их профессиях. Вместе обсудили, какие вопросы будем задавать. В итоге дети решили спросить:

          1. Где работают родители?
          2. Кем?
          3. Почему выбрали эту профессию?
          4. Где учились?
          5. Чем интересна профессия?

          По итогам интервью дети составили рассказы о профессиях родителей. Приведу пример одного рассказ

          Я брал интервью у папы и мамы. У них одинаковая профессия. Они врачи. Специальностей у врачей много, а мои родители – неврологи. Они лечат болезни нервной системы. И хотя специальность у них одна и та же, лечат они по-разному мама с помощью лекарств, а папа ещё и руками.

          И папа, и мама потомственные врачи, поэтому и они выбрали эту профессию.

          Мои родители долго учились в медицинском институте. Там они познакомились.

          Мои родители очень любят свою работу. От их знаний и опыта зависит жизнь и здоровье людей.

          Возможно, когда я вырасту, тоже буду врачом. Не знаю, каким именно, но таким же хорошим как папа и мама. Ещё мне понравилось брать интервью, может быть, я буду работать журналистом.

          Урок по теме «Города России» прошёл в форме урока – путешествия.

          Работая над этим проектом, класс заранее был разделён на группы. В каждой группе дети выбрали город, о котором будут рассказывать. В группах распределили обязанности. Кто-то узнал, где находится город, нашёл его на карте, другие дети нашли материал о достопримечательностях города, стихи, песни о городе, третьи оформили собранный материал.

          И в итоге каждая команда презентовала свой проект в форме сообщений, компьютерных презентаций. Так дети рассказали о Пскове, Великом Новгороде, Кингисеппе, Кандалакше, Великом Устюге. В основном, дети выбирали для рассказа те города, в котором сами когда-то бывали.

          Творческим продуктом проекта «Россия – многонациональная страна» стал сборник кулинарных рецептов народов России, составленный ребятами класса.

          На классном часе, в ходе беседы о толерантном отношении друг к другу, выяснили, что в классе учатся дети разных национальностей. Есть украинцы, дагестанец, еврей, татарин, наполовину армянин, наполовину грузинка, на четверть гречанка, а у Милены - дедушка кубинец. Предложила детям узнать поподробнее о своих национальных корнях, что отличает одну национальность от другой. Дети подготовили сообщения, рассказали об обычаях, языке, культуре, кухне разных народов России.

          Родители детей приняли активное участие в этом проекте: помогали детям подбирать народные песни, поделились кулинарными рецептами, принесли в класс расшитые рушники, детали национальных костюмов, татары угостили ребят чак – чаком.

          Дети увидели, что все мы разные, у нас разные корни, и мы уважительно относимся культуре, традициям разных народов. Ведь все мы граждане одного многонационального государства - России.

          Таким образом, используя интерактивные методы ( в частности, метод проектов) на уроках Окружающего мира стараюсь закладывать основные моральные ценности, нормы поведения, формирую личность, осознающую себя частью общества, гражданином своего Отечества.

          Источники: http://pigulka.ru/stati-o-detjah/6536-vospitanie-detej-shkolnogo-vozrasta.php, http://5fan.ru/wievjob.php?id=7997, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/08/28/interaktivnye-metody-grazhdanskogo-vospitaniya-na

          Комментариев пока нет!

          Ваше имя *
          Ваш Email *

          Сумма цифр внизу: код подтверждения

          МЕНЮ

          Избранные статьи

          Можно ли лопух детям

          ФорумЗдоровье без лекарств Корень лопуха самый полезный Добрый далее...

          Пальчиковые гимнастика видео для детей до года

          Пальчиковая гимнастика до года далее...

          Как лечить запор у новорожденного

          Чем лечить запор у далее...

          Популярные статьи