Главная » Воспитание детей



Опыт воспитания ребенка семье

Родительское собрание «Семья - важнейший институт воспитания детей: опыт, трудности, проблемы»

заключается вовсе не в ваших разговорах с, ребенком,

не в прямом воздействии на ребенка, а в организации

вашей семьи, вашей личной и общественной жизни

и в организации жизни ребенка.

Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по вопросам воспитания ребенка в семье и школе.

1) изучить точки зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье;

2) развивать интерес к совместному обсуждению проблем, возникаю­щих в процессе воспитания;

3) побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Форма работы: обучающий семинар.

Среди учащихся класса проводится графический тест «Рисунок семьи», а также анкетирование детей и родителей. Анкеты обрабатываются, и выяв­ляются проблемные вопросы по теме семинара.

Анкета для родителей

ü Что такое семья для вас?

ü Что более всего заботит вас в семье?

ü Какое место в вашей семье занимает ребенок?

ü Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?

ü Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными про­блемами, которые существуют в вашей семье?

ü Что для вашего ребенка вечер, проведенный дома?

Анкета для учащихся

ü Какое значение имеет для тебя семья?

ü Какое место в семье ты занимаешь?

ü Любишь ли ты проводить вечера в кругу семьи?

ü Какую семью, по-твоему, можно назвать счастливой?

ü Хотел бы ты, чтобы твоя будущая семья была чем-то похожа на ту се­мью, в которой ты растешь?

Классный руководитель приветствует родителей, объявляет тему собра­ния, объясняет ее актуальность, ставит вопросы, которые предстоит решить в процессе совместной работы.

II. Анализ детских рисунков на тему «Моя семья», а также данных других психологических исследований

Школьный психолог проводит научную интерпретацию рисунков уча­щихся на тему «Моя семья» и данных социологического опроса.

Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни маленького челове­ка. В процессе становления личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье развиваются основные черты характера ребенка, его при­вычки. И каким будет ребенок - благополучным или нет, во многом зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между ее членами. Анализ дан­ных социологического опроса показал, что, с точки зрения родителей и де­тей, семья - это прежде всего любовь друг к другу. Главными и значимыми критериями существования семьи, по мнению детей и взрослых, являются взаимопонимание. уважение, отсутствие лжи в отношениях.

На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была чем-то по­хожа на ту, в которой вы растете?» - лишь 30% учащихся ответили утверди­тельно. 70% школьников обратили внимание на те проблемы, которые их более всего волнуют.

Нравится ли подругам и товарищам ваших детей ваша семья? Часто ли они приходят к вам - не к детям, а именно в семью? Вспомните, как празд­нуется день рождения детей в вашей семье. Доставляет ли детям радость этот праздник? Хотят ли они, чтобы вы присутствовали на этих вечерах? Если нет, то подумайте почему - вы слишком деспотично распоряжаетесь всем и мешаете веселью или вы мало знакомы с друзьями ребят и ваше присутствие стесняет их? Ответы на эти вопросы помогут понять психоло­гию ваших детей и ваши отношения с ними.

Светлые впечатления, положительные взгляды, полученные в детстве, оставляют след на всю жизнь и как броня защищают душу от дурных влия­ний. С другой стороны, тяжелые впечатления тоже остаются в сознании. Все это надо учитывать при воспитании.

Вам, конечно же, приходится наблюдать жизнь многих семей, где растут дети. Обратите внимание, как там складываются отношения с детьми. У каж­дой семьи есть свои традиции, свой опыт, к которому стоит приглядеться. Это натолкнет на новые мысли, поможет в ваших поисках.

III. Выступления родителей
Примерные темы:

Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка.

Традиционные культурные ценности как основа воспитания детей в семье.

Доверие и взаимопонимание в семье - одно из важнейших усло­вий воспитания полноценной личности.

IV. Работа родителей в группах

Родителям предлагается обсудить и выстроить принципы семейного воспитания.

Наша задача - понять, какие стороны воспитания способствуют разви­тию детей, их адаптации в школе и в обществе, а какие факторы являются тормозящими и отклоняющими развитие от нормы.

ü Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви, счастья. Для этого нужно одобрять, поощрять хорошие дела и по­ступки; не допускать злой иронии, сарказма, грубости в отношении ребенка и других членов семьи; проявлять больше юмора, шуток в общении с деть­ми, активно привлекать детей к организации и проведению семейных празд­ников.

ü Родителям нужно понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего.

ü Воспитательное воздействие должно строиться с учетом половых и ин­дивидуальных особенностей детей. Необходимо обеспечить ребенку здо­ровый режим дня с первых дней обучения; систематически следить за со­стоянием здоровья (физического и душевного); поддерживать ребенка во всех его инициативах, делах и школьных заботах.

ü В основу системы семейного воспитания должно быть положено един­ство глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней.

ü Родители обязаны внушать ребенку уверенность в своих силах, верить в его успех; уважать самостоятельность в делах, поступках, суждениях своих детей; должны чаще говорить своему ребенку, что гордятся им.

ü Личность самих родителей - идеальная модель для подражания, поэто­му следует делиться с ребенком своими успехами и неудачами; постоянно рассказывать о достижениях членов семьи, воспитывать в ребенке чувство гордости за своих родных и близких.

Каждому участнику собрания предлагается продолжить фразу «Сегодня на собрании я задумался о том, что. ».

Семья

Опыт воспитания семьи Гайдуковых.

Семья, как отдельное государство, со своими правилами, порядками, иерархией власти. Каждая семья уникальна. Наверное, каждый родитель считает, его способ воспитания детей самый лучший. Наша семья Гайдуковых состоит из четырёх человек: папа, мама и два сына. У нас система воспитания строится по рем основным правилам:

1. Относись к детям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.

2. Разговаривай с ребёнком, как со взрослым, равным себе (мы начинаем, когда ребёнку исполняется один год). Умей извиниться перед детьми, если того требует ситуация.

3. Личный пример родителей. Ведь это общеизвестный факт: дети наблюдают за поступками своих родителей, запоминают и в жизни начинают копировать поведение родителей.

Опыт воспитания семьи Кальмбах.

Мы воспитываем детей, они нас! А может лучше не воспитывать, а учиться и развиваться вместе, когда само общение в семье становится и развивающим, и обучающим. И, конечно, с радостью и любовью! Дети, чаще всего копируют нас, взрослых. И если мы хотим, чтобы наши дети выросли достойными людьми, нужно начинать с себя. Есть несколько советов по воспитанию своего ребёнка: Никогда не воспитывайте ребёнка в плохом настроении. Советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение. Не подсказывайте готовые решения, а подсказывайте возможные пути к нему. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех. Оценивайте не поступок, а личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же. Дайте ребёнку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на оплошность. Если мы, родители, будем с уважением относиться к своим родителям, бабушкам, дедушкам, уступать место в общественном транспорте, выходить из конфликтной ситуации без драк и оскорблений, то и наши дети в будущем будут вести себя также.

Опыт воспитания семьи Михайличенко

В каждом доме, в каждой семье есть свои правила и традиции. Мы всегда стараемся прислушиваться друг к другу, сохранять теплую, семейную атмосферу.

Семья наша большая – я, папа, мама, старший брат. Каждый из нас любит, когда в дом приходит много гостей. Самое главное – это уважение к каждому гостю. Принимайте и провожайте их всегда с улыбкой, ведь гостеприимство – основа всей семьи. Нам приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить подарки, устраивать для них праздники.

Общие радости собирают нас за большим столом. Это и дни рождения, и юбилеи, и другие семейные праздники. Горячий теплый чай с вареньем помогает нам вспомнить все, что интересного было в жизни каждого. А вот истории папы всегда оканчиваются громким смехом и шутками. Любовь к семье – это самое основное правило нашей семьи. Мы стараемся выражать свою любовь даже в маленькой шоколадке «Аленке»!

Опыт воспитания семьи Баженовых

Уже в дошкольном возрасте мы приучали детей к соблюдению определенных правил поведения, к чистоте, опрятности, вежливости и уважению к старшим.

У дочери есть обязанности по дому. Она отвечает за генеральную уборку в выходной день. На неделе ухаживает за щенком, заботится о нем. В нашей семье много домашних животных, тем самым мы прививаем любовь к ним и труду.

К ребенку относимся требовательно, но иногда балуем, как все родители. Никогда не наказываем физически, стараемся разговаривать. Плохие и хорошие поступки одноклассников обсуждаем вместе с дочерью. Стараемся излишне не опекать, приучаем к самостоятельности.

Мы считаем, что в воспитании детей важно единство требований со стороны семьи и школы.

Просмотров: 1638 | Добавил: bsschool | Рейтинг: 5.0/2 |

Страница 34 из 35

Изучение семейного опыта

В объективной информации, характеризующей домашнее воспитание, нуждается не только наука, но и каждый педагог дошкольного учреждения. Цели получения этой информации заключаются в том, чтобы составить представление о семье, ее воспитательных возможностях. Знание особенностей домашнего воспитания поможет педагогу оказывать целенаправленное влияние на педагогический процесс в семье. Овладение методами изучения опыта семейного воспитания является важным условием для согласования воспитательной деятельности семьи и других социальных институтов.

Предмет изучения дошкольного учреждения - семейный опыт воспитания. Опыт домашнего воспитания складывается под влиянием многий факторов, где важнейшее место занимают межличностные взаимоотношения в семье. Затруднения возникают при получении объективной информации о морально-психологической атмосфере семейного коллектива, о личностных качествах членов семьи, сложившихся взаимоотношениях.

Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного плана предлагаем вам свой, составленный с учетом рекомендаций ученых:

1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка.

2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи: дружелюбный тон обращения друг к другу; изменчивый, противоречивый характер отношений; своеобразная автономность каждого члена в семье.

3. Цель домашнего воспитания ребенка.

4. Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода детства в формировании личности ребенка.

5. Приоритеты семьи в воспитании ребенка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей раннее образование ребенка.

6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:

- наличие определенных знаний и готовность к их пополнению, углублению;

- ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;

- низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.

7. Особенности воспитательных воздействий:

- участие взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;

- непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;

- отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребенка.

8. Организация совместных форм деятельности в семье:

- общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семейные дела, заботы;

- дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;

- разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от дел и забот.

9. Отношение семьи к дошкольному учреждению:

- высоко оценивают возможности детского сада и готовы сотрудничать;

- недоверчиво относятся к детскому саду, не видят необходимости сотрудничества;

- перекладывают воспитательные функции на детский сад, сотрудничеству не готовы;

- безразлично относятся к детскому саду, не озабочены воспитанием ребенка.

План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространенными являются методы беседы, наблюдения.

Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи.

Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребенком. Обычно это бывает в часы утреннего приема и во время ухода ребенка из детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребенка

Педагог использует не только наблюдение со стороны, но и включенное наблюдение. Для этого создаются специальные ситуации: совместный труд, досуг, занятия с родителями и детьми, когда педагог может увидеть те стороны семейного воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты. В неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи в подготовку и проведение праздников, развлечений, в организацию экскурсий. Обычно в таких ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей, их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приемы своих помощников, что дает основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.

Завесу особенностей домашнего воспитания позволяет приоткрыть такой метод, как выполнение ребенком в присутствии мамы (папы, бабушки) какого-либо практического задания. Анализ результатов наблюдения, подкрепленный данными, полученными с помощью иных методов, прольет свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребенка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьей, усилить свою образовательную работу в группе по этому направлению.

Много фактов для понимания ребенка, тенденций его развития дает метод написания родителями (вместе или кем-то одним) мини-сочинения «Мой ребенок». Беседуя с разными членами семьи о характере ребенка, его интересах, способностях, любимых занятиях, «слабых» и «сильных» сторонах его развития, дополняя это своими наблюдениями, педагог имеет возможность составить независимую характеристику воспитанника.

Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребенка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и домашнего воспитания, повышения их результативности.

Источники: http://pandia.ru/text/78/322/6130.php, http://bsschool.ucoz.ru/news/roditeli_deljatsja_opytom_semejnogo_vospitanija/2010-10-14-122, http://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika/sovershenstvovanie-vospitatelnich-vozmozhnostey-semi/izuchenie-semeynogo-opita

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Текст статьи гриневой условия успешной адаптации детей

Принципы и критерии успешной далее...

Детская гимнастика для малышей челябинск

Руководитель: Кульд Нина Николаевна, педагог дополнительного далее...

Нурофен при ветрянке у детей

Вот почему нельзя давать детям нурофен при ветрянке. Всем далее...

Популярные статьи