Главная » Воспитание детей



Особенности семейного воспитания детей овз

Характеристика семьи ребенка с ОВЗ

Дети, имеющие временные или постоянные нарушения в психическом или физическом развитии, должны не просто быть включены в образовательный процесс. Каждому из них надо создать специальные условия для обучения.

Главная задача классного руководителя — обеспечение единства подходов к воспитанию учеников со стороны учителя и семьи, создание оптимальных условий для обучения (в частности, домашнего). Начинается эта работа всегда с изучения семьи. Характеристика семьи ребенка с ОВЗ должна помочь педагогу проанализировать условия, в которых живет и обучается ученик.

План характеристики семьи ребенка с ОВЗ

I. Общая характеристика семьи

  1. Состав семьи: полная, формально полная, неполная; соотношение поколений, дети.
  2. Данные о взрослых членах семьи:
  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • образование;
  • профессия;
  • увлечения.
  1. Материальное благополучие.
  2. Стиль воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.
  3. Внутрисемейные взаимоотношения:
  • между родителями;
  • старших к ребенку (детям): требовательность, теплота, холодность, вседозволенность, проявление заботы, равнодушие, любовь;
  • ребенка к родителям: уважение, боязнь, любовь, грубость, эгоизм;
  • между детьми;
  • распределение обязанностей, участие ребенка с ОВЗ в домашней работе;
  1. Типичная семейная атмосфера:
  • эмоционально комфортная;
  • тревожная;
  • напряженная, дискомфортная.

II. Характеристика воспитания в семье

1. Обеспечение условий для правильного развития и обучения ребенка с ОВЗ:

  • для проживания;
  • наличие оборудованного места для занятий, отдыха, досуга;
  • удобное, доступное место для санитарно-гигиенических процедур.

2. Развитие познавательных интересов и навыков общения ученика:

  • совместный просмотр и обсуждение телепередач, наличие домашней библиотеки для детей;
  • посещение театров, кино;
  • поддержка увлечений ребенка.

3. Организация домашнего обучения:

  • наличие места для учебы и школьных принадлежностей;
  • обеспечение доступа педагога в дом (квартиру) в назначенное время;
  • доступ к ПК, возможность использовать Интернет-ресурсы;
  • помощь взрослых в выполнении домашних заданий;

III. Причины недостатков семейного воспитания

  • неблагополучие семьи;
  • нежелание учитывать психологические и физические особенности ребенка с ОВЗ;
  • неверие в свои силы и возможности ребенка;
  • недостаточный культурный и образовательный уровень старших членов семьи;
  • антипедагогические приемы в воспитании;
  • отсутствие контроля;
  • неисполнение рекомендаций педагога;
  • другое.

На нашем сайте вы можете скачать готовые образцы и примеры характеристики семьи ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2007-2016 Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU .
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуются по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Первым и основным психолого-педагогическим фактором, способствующим социальной адаптации ребёнка с нарушением зрения является семья.

Каждая семья с радостью ожидает новорожденного, особенно первенца, мечтает о его счастливом будущем. Мечты многих сбываются, однако в жизни бывают неожиданные и крупные повороты, на которых очень трудно устоять. Таким событием в жизни семьи является рождение ребёнка с нарушением зрения, тем более у здоровых родителей, без наследственной глазной патологии.

С появлением такого ребёнка в семье возникает иная психологическая обстановка. Психологи и тифлопедагоги называют её даже шоковой терапией. Вызвана она двумя обстоятельствами: во-первых, многие родители не имеют представления о том, чему и как учить ребёнка; во-вторых, многим родителям не ясны перспективы будущего своего ребёнка. Они ещё не знают потенциальных возможностей слабовидящих например.

Ярко выделяют четыре типа отношения к больному ребёнку.

1. Родители внутренне отказываются от своего ребёнка, так как их надежды не оправдались. Они отказывают ему в эмоциональном контакте. Продолжают выполнять свои обязанности по уходу за ребёнком и не более того. Никакие успехи ребёнка не способны сгладить то разочарование, которое они пережили. При таком отношении ребёнок растёт слабым, болезненным. Он в большей степени отстаёт в развитии. Подвержен страхам и неврозам.

2. Родители внутренне приняли ребёнка, но стесняются его, окклюзия, очки или явное косоглазие не украшают. Хотя родители и не отказывают малышу в эмоциональном общении, всё же предпочитают на людях бывать без него. Если пришлось пойти вместе, то они очень нервничают, стараются держаться от ребёнка на расстоянии. При таком отношении родителей дети развиваются лучше, но у них с раннего возраста формируется комплекс неполноценности. Такие дети растут необщительными, застенчивыми, тихими. Они не уверены в себе, плохо обучаются.

3. Родители воспринимают малыша как инвалида, о котором нужно заботиться, жалеют своего больного ребёнка. Стараются угадать все его желания, тем самым забаловывают своё чадо. В таких семьях дети не отстают в интеллектуальном развитии, но не развиваются физически. У них не формируются навыки самообслуживания - они ни чего не умеют делать. Становятся капризными, упрямыми. Стараются манипулировать близкими. Превращаются в семейных «повелителей».

4. Родители справились с эмоциональной травмой, любят и принимают ребёнка таким, какой он есть. Стараются помочь развиваться своему малышу, чтобы он стал полноценным, самостоятельным, имел активную жизненную позицию. При таком правильном подходе принятия и любви, полноценного общения ребёнок лучше развивается. Он активен, проявляет живой интерес к миру, легко обучается, уверен в себе, коммуникабелен. Очень распространены первые три типа отношения семьи к больному ребёнку. Родители не смогли преодолеть психологическую травму, вызванную известием о дефектности их ребёнка.

Значит родители сами нуждаются в помощи. Внутренний разлад не даёт возможности подумать о будущем с конструктивных позиций. Они не задаются вопросами: каким вырастет их ребёнок, как он будет жить без них, какие у него реальные перспективы? Они слишком заняты своими чувствами, своим горем. Часто родители даже не представляют сущности зрительного дефекта своего ребёнка. Как он влияет на зрение, на здоровье и развитие в целом. Поэтому они не в состоянии помочь своему ребёнку, оказать эмоциональную поддержку. Иногда сами усугубляют ситуацию чрезмерной строгостью или излишней жалостью. Очень редко встречается четвёртый тип отношения в семье к больному ребёнку. Хотя он является наиболее благоприятным, возвышающим, развивающим, адаптирующим ребёнка к жизни.

Таким образом, в работе по реабилитации родителей дошкольников с нарушениями зрения выделяют следующие задачи:

1. Донести до сознания родителей медицинскую информацию о здоровье их детей.

2. Разъяснить принципы лечения.

3. Ориентировать их на реальные результаты.

4. Помочь родителям преодолеть эмоциональную травму.

5. Выработать у них отношение любви к ребёнку; рациональное отношение к зрительному дефекту.

6. Сформировать у детей адаптационные механизмы.

7. Повышать самооценку детей и родителей.

8. Ориентировать детей и их родителей на преодоление комплекса неполноценности.

9. Учить детей преодолевать страх общения со здоровыми сверстниками.

Работа образовательной организации с семьей ребенка с ОВЗ. (Модуль 8)

1. Работа образовательной организации с семьей ребенка с ОВЗ

2. Психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

3. Выделяют пять этапов принятия дефекта ребенка:

4. Основные стили семейного воспитания:

1.Авторитарный
2.Либеральный
3.Демократическ
ий

5. Дезадаптивные стили семейного взаимодействия

1.
Потворствующая гиперпротекция - ребенок находится в
центре внимания семьи
2.
Доминирующая гиперпротекция - ребенок находится в
центре внимания родителей, лишая его самостоятельности
3.
Эмоциональное отвержение - родители безразличны к
судьбе ребенка.
4.
Повышенная моральная ответственность - родители любят
не самого ребенка, а его соответствие своему внутреннему
образу.
5.
Гипопротекция (гипоопека) - ребенок предоставлен себе.
6.
Непоследовательный тип - родители осуществляют резкую
смену стилей.
7.
Воспитание в культе болезни - жизнь семьи целиком
посвящена больному ребенку .

6. Трудности, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ.


Деформация жизненных ориентаций

Конфликты, распад семьи

Формирование психосоматических
заболеваний у родителей (матери)
на фоне стресса

Дезадаптивные стили воспитания
приводят к формированию
дезадаптивной, черезмерно
зависимой личности ребенка

7. Кризисы в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ:


Первый – первые часы или дни после
рождения ребенка

Второй кризис. О том, что ребенок —
нетипичный, родители могут узнать в
первые 3 года его жизни или на
психологическом обследовании

Третий кризис – подростковый возраст
ребенка

Четвертый кризис – период юношества

8. Взаимодействие семьи и образовательной организации. Работа с семьей ребенка с ОВЗ.

9. Этапы работы с семьей:

1)
подготовка педагогов школы к взаимодействию с родителями;
2)
проведение психолого-педагогической диагностики;
3)
ознакомление родителей с результатами диагностических
мероприятий;
4)
изучение социальных условий семьи и характера детскородительских отношений;
5)
ознакомление родителей с содержанием коррекционнопедагогической поддержки;
6)
консультирование родителей по оказанию коррекционнопедагогической помощи;
7)
включение родителей в процесс реализации коррекционнообразовательной программы воспитания;
8)
вовлечение родителей в систему школьных внеклассных
мероприятий;
9)
повышение педагогической компетентности родителей, воспитание
социальной толерантности.

10. Формы работы с родителями:

индивидуаль
ные
• Индивидуаль
ное
консультиров
ание
родителей
групповые
• Родительские
собрания
• Семинарыпрактикумы
• Психологичес
кие тренинги
• «школа
молодого
родителя»

онлайн

Все презентации

Источники: http://pedsovet.su/charakteristika_semi_ovz, http://homepink.ru/fotogalereya/vospitatelyu/94752-konsultatsiya-dlya-roditelej-osobennosti-semejnogo-vospitaniya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-dlya-vospitatelej-detskikh-sadov, http://ppt-online.org/23777

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Папаверин при рвоте у детей

Папаверина гидрохлорид Наименование: Папаверина гидрохлорид далее...

Как снизить температуру у ребенка народными средствами

Что делать, если у ребенка высокая температура? Если вы далее...

Ветрянка детей слизистой лечение

Чем обработать ветрянку во далее...

Популярные статьи