Главная » Воспитание детей



Семейное воспитание детей с комплексными нарушениями

Семейное воспитание детей с нарушениями речи. учебно-методический комплекс

Черевач, Г. Б. Семейное воспитание детей с нарушениями речи. учебно-методический комплекс / Г. Б. Черевач. – Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Томск. Издательство Томского государственного университета, 2010. – 152 с.

УМК Семейное воспитание детей с нарушениями речи соответствует ГОС ДПП. Ф. 07, специальности 031800 Логопедия . Содержание учебно-методического комплекса вкулючает курс лекций, методические рекомендации по изучению дисциплины. материал лекций посвящен изучению дисциплины Семейное воспитание детей с нарушениями речи , освещает теоретические вопросы домашнего воспитания ребенка с нарушениями речи, организацию коррекционной работы специалистов с семьей ребенка.

Изложены методические рекомендации по дисциплине Семейное воспитание детей с нарушениями речи для структурирования содержания изучаемого материала, самостоятельного изучения дисциплины, планирования работы с родителями детей, страдающими нарушениями речи.

Адресован студентам дневной и заочной формы обучения специальности 031800 Логопедия , преподавателям вузов, колледжей, воспитателям, учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.

Часть 1. Методические рекомендации

Рабочая программа курса Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Часть 2. курс лекций

Лекция 1. Семейное воспитание детей с нарушениями речи в системе других наук

Лекция 2. Семья ребенка с нарушениями речи как социальная единица

Лекция 3. Образование и развитие семейной системы

Лекция 4. основные характеристики семьи ребенка с нарушениями речи

Лекция 5. Методы изучения семьи и семейных отношений в семье ребенка с нарушениями

Лекция 6. Особенности воспитания ребенка с нарушениями речи в семье.

Характеристика детско-родительских отношения

Лекция 7. Основы компенсирующего воспитания детей с нарушениями речи в семье

Лекции 8-9. Проблемы семейного воспитания и современные формы сотрудничества ДОУ

с семьей ребенка с нарушениями речи

Особенности воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье — реферат

Глава 1. Дети с нарушениями интеллекта с позиции педагогики 4

1.1. Психологическая характеристика умственной отсталости 4

1.2. Семейное воспитание детей с нарушениями интеллекта. 11

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта. 14

2.1. Программа исследования 14

2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 17

Список литературы. 37

Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого – главная его цель. Реализация этой высокой цели предполагается в семье как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры. Именно в семье должны закладываться такие качества, как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самоуправления. Перед современной семьей становится задача осуществления комплексного подхода к делу воспитания. [3; 55]

Необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию нашло определенное развитие в теории и практике отечественной педагогики. Так, в последнее время в теории педагогики комплексный подход к воспитанию получил обоснование как один из ведущих принципов воспитания. Нет сомнения в том, что в ближайшее время получат разработку теоретические основы комплексного подхода в связи с созданием целостной системы непрерывного образования. В связи с изложенным возникла настоятельная необходимость научного обоснования комплексного подхода к специально организованному семейному воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллекта.

Как наука, общественное воспитание таких детей имеет свой предмет, свое содержание. Она изучает законы, принципы, категории, направления воспитания, систему общечеловеческих и конкретных гуманистических ценностей, ценностные ориентации личности умственно отсталых детей.

Теория социального воспитания умственно отсталых детей опирается на диалектический и исторический материализм как на общую методологию. Теория воспитания умственно отсталых детей тесно связана с общей и специальной педагогикой и психологией, с медико-педагогическими основами дефектологии (общая невропатология, психопатология, анатомия, физиология и патология органов чувств). [16; 95]

Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития

Появление в семье ребенка с нарушениями развития всегда ведет к созданию особенного психологического климата, который влияет на жизнь всех членов семьи. Основной задачей родителей, оказавшихся в таком положении, является преодоление психологического стресса и эмоциональных трудностей, так как без этого невозможно решать проблемы воспитания ребенка с нарушениями развития. Семья выполняет главную роль в воспитании детей с нарушениями слуха, речи, зрения и другими дефектами, поэтому родителям важно сформировать у себя правильную позицию по отношению к своему ребенку, а также знать об основных принципах воспитания детей с нарушениями развития и активно применять их в повседневной жизни.

Родительская позиция по отношению к ребенку

Очень большое значение в воспитании детей с различными нарушениями развития играет отношение родителей к ребенку. Правильным отношением является восприятие ребенка как здорового, но имеющего ряд особенностей, которые родители учитывают в процессе воспитания. Однако в большинстве семей формируются неадекватные позиции по отношению к ребенку:

  • Гиперопека – в этой ситуации члены семьи относятся к ребенку как к беспомощному существу, которое нуждается в постоянной защите и контроле, ему не прививают навыков самостоятельности.
  • Эмоциональное неприятие ребенка – родители смиряются с особенностями ребенка, но не принимают его самого, что ведет к недостатку или полному отсутствию необходимой педагогической и коррекционной работы.
  • Неприятие дефекта ребенка – родители принимают ребенка, но не способны смириться с его дефектом, поэтому прилагают множество усилий, чтобы его исправить, растят ребенка в условиях «культа болезни», что негативно сказывается на его психическом развитии.
  • Неприятие ребенка и его особенностей – родители не могут принять ни ребенка, ни его дефект, не видят будущего в его воспитании, поэтому либо совсем отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи.

Все перечисленные типы неадекватного отношения представляют собой защитную реакцию родителей на травмирующую ситуацию и особенно остро влияют на процесс воспитания детей с нарушениями интеллекта и дефектами речи. Эффективно решить эту проблему в большинстве случаев можно только с помощью семейной психотерапии, так как немногие родители способны самостоятельно прийти к осознанию, каким должно быть правильное восприятие ребенка с проблемами развития. Адекватное отношение к ребенку основывается на полном и безоценочном принятии. Родители не должны сравнивать его с другими, нормально развивающимися детьми.

Основные принципы семейного воспитания детей с нарушениями развития

Всем родителям, которые успешно справились с психологическим стрессом, сформировали у себя адекватное отношение к ребенку и желают активно заниматься его воспитанием, рекомендуется соблюдать следующие важные принципы:

  • В процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами развития должны принимать участие все члены семьи.
  • Всем членам семьи необходимо иметь представление о природе нарушений развития, имеющихся у ребенка, правильной линии поведения с ним и способах коррекции дефектов.
  • Помимо семейного воспитания, ребенку необходима профессиональная помощь специалистов, при этом степень их участия в процессе воспитания определяется в зависимости от тяжести дефектов развития ребенка.

Наиболее важным условием для эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, речи и другими дефектами является гармоничная психологическая обстановка в семье. Все дети остро переживают дефицит любви и ласки, а дети с отклонениями в развитии отличаются особенной чуткостью. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят и ценят, и тогда он будет развиваться активнее, а необходимые знания и навыки будут формироваться у него более успешно. Также очень важно, чтобы оба родителя умели легко и бесконфликтно договориться о любых вопросах, связанных с воспитанием ребенка. Только такие условия гарантируют, что он будет расти и развиваться в условиях душевного комфорта и иметь чувство защищенности.

При воспитании детей с нарушениями слуха, зрения и речи родителям следует соблюдать принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Так, при воспитании детей с нарушениями речи обязательно нужно учитывать, что ребенок не всегда способен выразить свои потребности с помощью слов, поэтому родителям нужно учиться распознавать их по его выражению лица, жестам, интонациям голоса или позе.

Также необходимо соблюдать принцип формирования у ребенка навыков нормативного поведения, которое обеспечивает его нормальную социальную адаптацию. Особенно этот принцип важен при воспитании детей с нарушениями интеллекта. Родителям важно служить для ребенка эталоном правильного поведения в социуме, понимая, что их собственное неадекватное поведение обязательно будет иметь негативное влияние на психику ребенка и сформирует у него неверные установки.

Еще одним важнейшим принципом эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, речи, слуха и другими проблемами развития является формирование у ребенка навыков самообслуживания. Ребенка с отклонениями в развитии необходимо приучать к опрятности и аккуратности. Важно, чтобы он умел следить за своим внешним видом, а также принимал посильное участие в выполнении домашней работы. Только так можно обеспечить гармоничное развитие ребенка, при котором он сможет чувствовать себя самодостаточной личностью, и не будет ощущать дискомфорта из-за своих физических недостатков.

Кроме того, необходимо обеспечить ребенку условия для развития его природных способностей. При воспитании детей с нарушениями речи можно делать упор на развитие способностей к танцам и творческой деятельности, при которой речевые дефекты не будут оказывать влияния на успешность занятий, а ребенку с двигательными патологиями нужно обеспечить условия для занятий такими видами искусства, которые не требуют передвижения.

Источники: http://www.tspu.edu.ru/pedfak/popup/7723-semejnoe-vospitanie-detej-s-narusheniyami-rechi-uchebno-metodicheskij-kompleks.html, http://referatbox.com/13701/osobennosti-vospitaniya-detej-s-narusheniyami-intellekta-v-seme-2/, http://www.wjtoday.ru/osobennosti-semejnogo-vospitaniya-detej-s-narusheniyami-razvitiya/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Кормление новорожденных комаровский видео

Доктор Комаровский– универсальный и широко известный далее...

Фигурки домашних животных для детей

Набор резиновых зверей Домашние животные. 20 штук, 9 далее...

Лечение дифтерии у детей

Дифтерия — острое инфекционное заболевание, далее...

Популярные статьи