Главная » Воспитание детей



Содержание нравственного воспитания детей раннего возраста

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Прежде чем приступать к изучению содержания и методов нравственного воспитания, напомним себе, что успех в воспитании свободной личности, а именно такую личность мы и хотим получить, зависит от исходной методологической позиции, с которой мы смотрим на ребенка. Если спросить любого человека (будь то мать, отец, воспитатель или др.), хочет ли он, чтобы мы воспитывали счастливого ребенка, вероятно, он сначала удивится, а потом ответит утвердительно. Никогда в нашей отечественной дошкольной педагогике не ставилась задача воспитания счастливого ребенка. А может быть, молодому воспитателю над этим стоит задуматься? Поразмышлять, как изменить взгляд на ребенка и на свою роль в его развитии. В американской педагогике есть такой принцип — «воспитывать счастливую личность». Человек должен быть счастлив уже потому, что он родился, что живет. Отечественная концепция: воспитывая ребенка, мы как бы выстраиваем для него перспективу: вот будешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т.д. - и станешь счастливым человеком. А американцы все «перевернули»: ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя все получится, тебе все по плечу.

Какими же нравственными качествами должен обладать ребенок, чтобы чувствовать себя счастливым? И можно ли на самом деле посредством педагогических воздействий способствовать формированию счастливой личности? Можно выделить много качеств, которые составят образ счастливого ребенка. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми - взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Он любознателен и т.д. Но воспитать такого ребенка можно, если и родители, и воспитатели проникнутся глубоким уважением к личности малыша и научат его очень важному: чувству собственного достоинства и умению жить среди людей. Рассмотрим содержание нравственного воспитания по следующим смысловым блокам: воспитание гуманности как качества личности; трудолюбия, умения и желания трудиться; патриотизма, гражданственности; коллективизма. В каждом из смысловых блоков следует решать задачу по двум взаимосвязанным направлениям: воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Раздел третий ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    Раздел третий ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО
  2. Раздел второй СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
    Раздел второй СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
  3. Тема 1. Социально-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста, имеющим отклонения в развитии
    Социально-педагогическая помощь детям с врожденными и рано приобретенными нарушениями развития начинается с про филактики социального сиротства этих детей (предотвращения отказов от детей) и психологической поддержки их родителей в преодолении первоначального шока. При возникновении такой деликатной проблемы, как информирование родителей о том, что у них родился ребенок с откло нениями в
  4. § 7. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания
    В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых). В соответствии с характером нарушений и степенью их выраженности дети воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях, находящихся в введении Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты. В системе
  5. § 1. Развитие внимания у детей раннего возраста
    Характерными особенностями внимания детей раннего возраста является то, что оно подвержено значительным колебаниям, привлекается яркими и сильными раздражителями; с возрастом увеличивается роль слова в организации и поддержании его. Первые проявления внимания можно заметить в самые ранние периоды жизни новорожденного. Так, например, раздражители, связанные с питанием, в первую очередь вызывают
  6. ГлаваШ СИСТЕМАВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, РАЗРАБОТАННАЯ М. МОНТЕССОРИ
    ГлаваШ СИСТЕМАВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, РАЗРАБОТАННАЯ М.
  7. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Е. С. Белова (Москва)
    Внастоящее время отмечается возрастание интереса к вопросам раннего выявления и развития одаренности. Понимание значимости дошкольного возраста как одного из важных периодов в развитии одаренности обусловливает проведение специальных исследований особенностей развития высокого творческого потенциала у детей-дошкольников. В отечественной психологии разработаны концептуальные положения, которые
  8. Глава 21 ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    Глава 21 ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
  9. Приложение 1 НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
    Закономерности ловербального и раннего вербального развития Возраст Стадии развития От рождения до 8 недель От 8 до 20 недель (25 мес.) От 16-20 недель до 30 недель (4-7,5 мес.) От 20 до 30 недель (57,5 мес.) 9-18 мес. Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие в основном соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок
  10. § 2. Развитие внимания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
    Переходный к школе период — не исключение, более того — он особо значим для развития внимания. В детском возрасте, как считают специалисты, развитие внимания протекает в 2 этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанавливается взаимосвязь двух систем мозга — активационной и воспринимающей. На втором этапе (как правило, начинается на 8-м году жизни) в общую

Нравственное воспитание детей раннего возраста

Фрагмент текста работы

Игра – школа нравственного поведения детей раннего возраста

Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.

Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию: он намерено ведет себя так, как это требует роль.

В игре, как ни в какой другой деятельности, шлифуются черты личности и формы поведения.

Воспитывающие значения игры проявляются в полной мере, когда руководит ею взрослый [8 cтр. 86].

Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, определение меры вмешательства в игру; требуется видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях: доброжелательны ли они, не сорятся ли, проявляют ли товарищество, вежливость, умет ли поддерживать общий замысел, как разрешают спорные случаи т.д. [10 cтр. 86].

Особое внимание следует обратить на идейное содержание игры: чему она учит, какие черты характера воспитывает, к каким поступкам побуждает ребенка. Такие сюжеты, как “Поликлиника”, “Школа”, “Космонавты”, “Строители”, своим содержанием развивают нравственные отношения играющих, обязывают их быть подтянутыми, организованными, проявлять взаимовыручку, коллективизм, гуманные чувства. В этом случае руководство взрослого направленно на то, что они знают недостаточно.

Маленькие дети и старшие дошкольники играют по – разному, поэтому и руководство их играми различное. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого. Малыш не умеет самостоятельно играть, у него мал жизненный опыт, он не всегда умеет обращаться с игрушкой. Значит, ему надо подсказать, во что и как играть, принять участие в игре.

Руководство игрой маленького ребенка начинается с обучения его действиям с игрушками, а затем и проигрывание несложных сюжетов: мама кормит дочку, укладывает спать, гуляет с ней и т.п. При этом можно сказать: “Мама добрая, заботливая, ласковая” – и этим побудить малыша к соответствующим проявлениям чувств и действий.

Взрослый следит за тем, чтобы малыш соблюдал определенные правила: бережно обращался с игрушками, делился ими, умел играть рядом со сверстниками, не обижал их, не разрушал постройку, не бросался песком. С этого заражается чувство общительности, умение устанавливать в совместной игре доброжелательные отношения.

Играя рядом, случается, малыши отнимают друг у друга игрушки. Если ребенок часто отнимает игрушки у других, следует обратить на это внимание, пока он еще мал. Надо, чтобы он умел считаться с интересами других. Поэтому можно учить его, например, предоставив ему возможность играть с другими детьми постарше, которые умеют постоять за себя [10 cтр. 88].

В коллективных играх дети проявляют высокую самостоятельность, инициативу, выдумку, фантазию. Но детские игры по прежнему нуждаются в направляющей линии. Усложняются и игровые сюжеты, и взаимоотношения играющих. От детей требуются умение договориться с партнерами о содержании и о ходе игры, распределить роли, подобрать игрушки

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Прежде чем приступать к изучению содержания и мето­дов нравственного воспитания, напомним себе, что успех в воспитании свободной личности, а именно такую личность мы и хотим получить, зависит от исходной методологичес­кой позиции, с которой мы смотрим на ребенка. Если спро­сить любого человека (будь то мать, отец, воспитатель или др.), хочет ли он, чтобы мы воспитывали счастливого ре­бенка, вероятно, он сначала удивится, а потом ответит ут­вердительно.

Никогда в нашей отечественной дошкольной педагоги­ке не ставилась задача воспитания счастливого ребенка. А может быть, молодому воспитателю над этим стоит за­думаться? Поразмышлять, как изменить взгляд на ребенка и на свою роль в его развитии. В американской педагогике есть такой принцип - «воспитывать счастливую личность». Человек должен быть счастлив уже потому, что он родил­ся, что живет. Отечественная концепция: воспитывая ребен­ка, мы как бы выстраиваем для него перспективу: вот бу­дешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т.д. - и станешь счастливым человеком. А американцы все «пе­ревернули»: ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя все получит­ся, тебе все по плечу.

Какими же нравственными качествами должен обладать ребенок, чтобы чувствовать себя счастливым? И можно ли на самом деле посредством педагогических воздействий способствовать формированию счастливой личности?

Можно выделить много качеств, которые составят об­раз счастливого ребенка. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общает­ся с людьми - взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Он любознателен и т.д. Но вос­питать такого ребенка можно, если и родители, и воспита­тели проникнутся глубоким уважением к личности малы­ша и научат его очень важному: чувству собственного дос­тоинства и умению жить среди людей.

Рассмотрим содержание нравственного воспитания по следующим смысловым блокам: воспитание гуманности как качества личности; трудолюбия, умения и желания трудить­ся; патриотизма, гражданственности; коллективизма. В каж­дом из смысловых блоков следует решать задачу по двум взаимосвязанным направлениям: воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать усло­вия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

Источники: http://knigi.link/doshkolnaya-pedagogika_1328/soderjanie-metodika-nravstvennogo-vospitaniya-42316.html, http://vunivere.ru/work54738, http://studopedia.ru/17_127357_soderzhanie-i-metodika-nravstvennogo-vospitaniya-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Повышение моноцитов в крови у ребенка причины

Повышены моноциты у ребенка Лейкоциты, как один далее...

Народные средства от ветрянки у детей

Народные средства от ветрянки у детей При ветрянке ребенку далее...

Программа социальной адаптации детей ограниченными возможностями

Программа социально-психологической адаптации детей далее...

Популярные статьи