Главная » Воспитание детей



Средства сенсорного воспитания детей

Понятие, средства, методы сенсорного воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Основная задача сенсорного воспитания – своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие.

Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение.

Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий.

Ранний возраст(1-3года): Примерно с 1,5 лет можно вводить в словарь ребёнка названия цветов, формы предметов, даже высоту звуков. Конечно, ребёнку ещё достаточно трудно различать и называть все цвета и оттенки спектра, достаточно, чтобы ребёнок этого возраста знал четыре основных цвета, слияние которых и образуют спектр: красный, жёлтый, зелёный, синий. Форма предметов тоже сводится к трём основным: круг, квадрат, треугольник.

С этого возраста идеальным средством сенсорного воспитания будут такие дидактические игры и игрушки как пирамидка (идеальная, универсальная игрушка), логика, логические кубы и их разновидности, вкладыши, детские пазлы и т.д. Играя в пирамидку, ребёнок осваивает цвет и величину предметов.

природа. Уже с полутора лет можно проводить наблюдения за природными явлениями и играть с природными материалами.(Весна-наблюдение за птицами, почувствовать ветерок, потрогать первую траву; летом-цветы-размер, форма, цвет, хождение босиком по песку, игры с песком; осень - окраска осенней листвы, собирание шишек, красивых камушков; зима -фактура снега, его свойства)

творческая деятельность. Прежде, чем что-то нарисовать или слепить или сделать аппликацию необходимо рассмотреть предмет и выделить его особенности. Правила обследования предметов. Восприятие целостного облика предмета; Мысленное деление на основные части и выделение их признаков (форма, величина, цвет и т.д.); Пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, под, сверху, снизу и т.д.); Вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; Повторное целостное восприятие.

дидактические игры. Их используют для обогащения сенсорного опыта ребёнка. Многие игры связаны с обследованием предметов, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Парные картинки», «Противоположности», «Четвёртый лишний» и др.). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (закрывает мышку в окошке красного цвета красной заслонкой, собирает в коробку только круглые предметы и т.д.). В некоторых играх дети различают вкус продуктов («Узнай по вкусу»), а в некоторых развивают слух, определяя играющих по их голосам («угадай по голосу»). А дидактических игр на развитие мелкой моторики колоссальное множество («шнуровки», «пазлы», «мозайки», «Золушка» и т.д.). Благодаря дидактическим играм дети, постепенно подводятся к овладению сенсорными эталонами.

трудовая деятельность. Элементарные поручения для ребенка, протирание листов растений.

В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Программой воспитания в дошкольном учреждении четко определен тот объем сенсорных знаний и умений, которым должны овладеть дети каждой возрастной ступени.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Так, при ознакомлении с цветами спектра и особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми (например, получение промежуточных цветов). В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль имеет обучение детей приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов (и их изображений) в ряды убывающей или нарастающей величины, иными словами — создание сериационных рядов, а также освоение действий с условными и общепринятыми мерками. В процессе музыкальной деятельности усваиваются образцы звуковысотных и ритмических отношений и т. д.

На протяжении всего дошкольного возраста происходит знакомство детей со все более тонкими разновидностями эталонных свойств. Так, наблюдается переход от ознакомления с соотношениями предметов по общей величине к ознакомлению с соотношениями по отдельным протяженностям; от ознакомления с цветами спектра к ознакомлению с их оттенками. Постепенно дети усваивают связи и отношения между эталонами — порядок расположения цветов в спектре, группировка цветовых тонов на теплые и холодные; деление фигур на округлые и прямолинейные; объединение объектов по отдельным протяженностям и др.

Средства сенсорного воспитания детей

Наталия Лаврентьева
Средства сенсорного воспитания детей

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В этот период наиболее интенсивно происходит физическое и психическое развитие, развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

В качестве средств в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Именно цвет, форма и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства. Работа строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой и величиной, охватывающего все основные варианты.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название.

3 этап – на 4 – 5 -ом году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста используются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность, конструирование и др.

Дидактические игры и упражнения необходимо проводить в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Ценность дидактических игр – обучающая. Они учитывают возрастные особенности, принцип добровольности, право самостоятельного выбора. Игры создаются в целях воспитания и обучения детей не открыто, а через игровую задачу.

Дидактические игры позволяют детям:

- повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять их в узнавании и различии;

- оформлять чувственное впечатление, уточнять название предметов и их характерные свойства (цвет, форма, величина). Ориентироваться по внешнему виду предмета и по словесному описанию;

- делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

- соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами.

Детское конструирование тесно связано с игрой. Сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой. Ребенок учится различать не только внешние качества предмета; у него развиваются познавательные и практические действия.

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка) – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в своей деятельности лишь то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся правильно называть и различать цвета.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны быстрые переходы от продуктивной деятельности в игру, отличительной особенностью которой является возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности.

Сенсорное воспитание

С первой секунды своей жизни человек начинает познавать окружающий мир. Он кажется просто необъятным и непостижимым. И тем удивительнее осознавать, что в изучении всего этого многообразия участвует всего четыре вида ощущений и восприятий – слух, вкус, обоняние и осязание. Слово «сенсорный» с латинского языка означает «восприятие», «чувство», «ощущение». На первый взгляд, кажется, что мы познаем мир глазами, но на самом деле это не совсем так. Никто не отрицает важности зрения, и мы действительно стремимся изучить все, что видим. Но встретив абсолютно незнакомый предмет, мы просто констатируем тот факт, что мы о нем ничего не знаем. И тогда вступает в действие наша сенсорика. Мы берем предмет в руки, ощупываем, сдавливаем, покачиваем, пытаясь услышать, что внутри, нюхаем, пробуем на вкус. Всесторонне исследовав его качества, мы пытаемся сравнить предмет с тем, на что он похож. И тогда уже делаем какие-либо умозаключения.

По этой же схеме изучает окружающий мир и Ваш ребенок. Малыш познает пространство, исследуя его. Дайте крохе свободу в незнакомой комнате, и он начнет передвигаться от предмета к предмету, рассматривая его, ощупывая, нюхая, пробуя на вкус и прислушиваясь. Даже незначительные изменения окружающего мира, перестановка мебели или игрушек, а также внесение в комнату нового объекта, заставляет ребенка обследовать все с начала до конца. Но изучая окружающие предметы, малыш просто накапливает в себе эти ощущения. Он еще не понимает, что перед ним, и не может с чем-либо сравнить. Поэтому родители обязательно должны осуществлять сенсорное воспитание детей, проводя целенаправленную работу по формированию и совершенствованию их ощущений и восприятий.

Что же включает в себя сенсорное воспитание дошкольников? Прежде всего это ознакомление детей с системой эталонов. Малышам нужно дать знания:

  • о цвете (красный, синий)
  • о форме (круглый, квадратный)
  • о величине (большой, маленький)
  • о звуке (громкий, тихий, высокий, низкий)
  • о вкусе (горький, кислый, сладкий)
  • о запахе (аромат цветов, фруктов, неприятный запах гари, химии)
  • о тактильных понятиях (тепло, холодно, больно, мягко, гладко)

Родители должны научить кроху всесторонне исследовать предметы, сравнивая их с вышеупомянутыми эталонами, и обобщать, делая для себя соответствующие умозаключения. Абсолютно очевидно, что сенсорное воспитание является основой умственного развития ребенка. а также совершенствования его наблюдательности, памяти, внимания и речи.

Средства сенсорного воспитания

Для развития в детях способности лучше воспринимать окружающий мир, используются всевозможные средства сенсорного воспитания. К ним относятся:

  • предметная среда (мебель, вещи, игрушки, музыкальные инструменты, кухонная утварь, рабочий инвентарь)
  • природа (мир растений, животных, природные явления, временные циклы)
  • творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка, музыка, пение, танцы)
  • физкультура и спорт
  • трудовая деятельность
  • игровая деятельность, включающая в себя специальные дидактические игры по сенсорному воспитанию

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Развитие сенсорики происходит у человека на протяжении всей жизни. Но первые свои ощущения, как утверждает современная наука, ребенок получает еще в утробе матери. Ученые выяснили, что на 16-17 неделе своего беззаботного проживания в животе у мамы малыш все отлично слышит. При этом громкие звуки вызывают у него беспокойство и пугают. Но под спокойную музыку ребенок успокаивается. А вот еще более удивительное открытие: когда папа гладит мамин животик, сынок или дочка движутся за его рукой. А когда папа ругается, и у женщины учащается сердцебиение, то тельце малыша напрягается. И успокоить его может только ласковое поглаживание мамы. Все это свидетельствует о том, что сенсорное воспитание детей раннего возраста занимает главенствующее место наряду с физическим воспитанием и заботой о здоровье.

В период раннего развития нужно помочь ребенку разобраться в огромном потоке поступающей информации. С первого месяца жизни у младенца начинается развитие всех органов чувств, особенно зрительных и слуховых. Малыш реагирует на лица близких людей, на игрушки, следит за движущимися предметами, прислушивается к звукам речи и к пению. Если кроха приучен к опрятности, то он отрицательно реагирует на мокрое белье и грязь на коже. К 5 месяцам малыш может долго рассматривать картинку или яркое пятно, по-разному реагировать на мелодии и интонации взрослых, а также начинать плакать при виде чужого человека. К 6 месяцам кроха узнает по звучанию свое имя.

Задача родителей в этот период – по возможности разнообразить окружающий мир малютки. Например, можно раскладывать и подвешивать над кроваткой яркие игрушки и предметы. Важно чаще менять позу ребенка, переворачивая его то на живот, то на спину. Нужно вводить в рацион ребенка супы и соки, включая сладкие, кислые и соленые продукты. В процессе купания и закаливания, полезно менять температуру воды и воздуха. Также родители должны знакомить детей с разными звуками во время пения или прослушивания музыки.

На втором году жизни овладение ходьбой значительно расширяет возможности малыша и способствует быстрому сенсорному развитию. Теперь он не просто изучает предметы, а активно познает их свойства (шерсть котенка – мягкая, кактус -колючий, цветы -яркие, листья -шуршат, снег – скрипит). Дети учатся различать цвет, форму, величину. Они могут раскладывать игрушки по цвету, складывать пирамидки по величине, вставлять детали в отверстия соответствующей формы и находить свои маленькие вещи в общей одежде. В этот период важно организовать жизнь малыша так, чтобы он не только видел много предметов, но и действовал с ними. От стараний родителей зависит дальнейшее развитие способностей крохи. Более подробно о том, в какие игры для развития сенсорики можно играть с детьми, читайте также на Bambino Story.

Источники: http://studopedia.ru/11_51246_ponyatie-sredstva-metodi-sensornogo-vospitaniya-i-razvitiya-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta.html, http://www.maam.ru/detskijsad/sredstva-sensornogo-vospitanija-detei.html, http://bambinostory.com/sensornoe-vospitanie/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Капли крови в моче ребенка

Кровь в моче у ребенка Появление кровяных сгустков далее...

Анальгин с димедролом при высокой температуре детям

Когда у вашего ребенка или далее...

Узи ребенка 36 недель

36 неделя беременности: узи плода на 36 далее...

Популярные статьи