Главная » Воспитание детей



Теория и методика музыкального воспитания детей

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: цель, задачи, принципы музыкального воспитания.

музыкальное воспитание рассматривается как процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества. Различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное, внешкольное.

В сущности категории музыкального воспитания дошкольников отражены задачи музыкального воспитания детей этого возраста, которые О.П. Радынова определяет следующим образом:

1.Развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка в процессе приобщения его к различным видам музыкальной деятельности: восприятию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальному творчеству.

2. Сформировать начала музыкальной культуры,

(она включает в себя:

· компоненты музыкально-эстетического сознания: потребность и интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству, эстетические эмоции и чувства, предпосылки музыкального вкуса

· знания, умения и навыки: исполнительские, творческие умения, навыки восприятия музыки, общие знания о музыке и др.)

способствовать тем самым формированию общей духовной культуры личности.

Задачи МВ: 1. Воспитывать интерес и любовь к музыке.2. Научить ребенка слушать, слышать и воспринимать музыку.3. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя с разными музыкальными произведениями. Произведения - вокальные, инструментальные, народные, классические, симфония, опера, балет и т.д.4. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями. а) песня – вступление, куплет, запев, припев;б) слушание музыки – мелодия, темп, тембр; в) музыкально-ритмические движения – плавные, быстрые; г) танцы – русские народные, полька, хоровод и др.; д) игра на детских музыкальных инструментах – название инструмента, способ звукоизвлечения. 5. Содействовать развитию музыкального слуха на основе полученных впечатлений. 6. Развивать эмоциональную отзывчивость – учить сравнивать, систематизировать, анализировать. 7. Развивать творческую активность – сочинить песенку (на стихи), придумать свои танцевальные движения

Таким образом, в связи со спецификой задач музыкального воспитания дошкольников музыкальное воспитание дошкольников – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие творческих способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Музыкальное воспитание включает и обучение – это основной путь музыкального воспитания детей, обеспечивающий эффективность развития музыкальности, творческих способностей, формирования музыкальной культуры. Под музыкальным образованием дошкольников (в условиях дошкольного учреждения) подразумевают «первые шаги» в этой области, цель которых – раскрытие содержания элементарных сведений о музыке, способах музыкальной деятельности.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕ­ТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Теория и методика музыкального воспитания детей - одна из учебных дисциплин, осваиваемых на факультетах дошкольного воспитания педа­гогических ВУЗов, готовящих специалистов в области дошкольной педа­гогики и психологии.

Содержание курса теории и методики музыкального воспитания опи­рается, прежде всего, на эстетику, раскрывающую сущность музы­кального искусства и особенности художественно-образного освоения мира; музыкознание - науку о музыке, рассматривающую её в теоретиче­ском и историческом плане как особую форму художественного познания; музыкальную психологию - науку, изучающую развитие музыкаль­ности, музыкальной одаренности; а также на музыкальную социологию - исследующую конкретные формы существования музыки в обществе. Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, педагогической и детской психологией, анатомией, физиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания.

Рассмотрим более подробно некоторые теоретические основы, кото­рые определяют содержание теории и методики музыкального воспита­ния детей.

Эстетика как наука является методологической основой эстетиче­ского, а, следовательно, и музыкального воспитания.

Эстетический способ познания мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека. В процессе трудового освоения действительности развивается творчество человека, действующего по «законам красоты и нравственности». В процессе труда зародилось и ис­кусство.

Искусство - это специфическая форма отображения действительности в художественных образах. Художественный образ, в самом широком значении, есть субъективная картина объективного мира. Поэтому, про­изведения искусства не зеркальное отображение жизни. Через изображе­ние типичных явлений, человеческих характеров, их столкновений, явле­ний природы художник создаёт художественную картину мира, которая богаче, ярче реальной, так как художественные образы создаются всегда через призму мировоззрения их творца: художника, композитора, писате­ля. Они несут в себе мысли и чувства автора. Вот почему произведения искусства благодаря единству своего содержания и формы так глубоко и сильно воздействуют и на сознание, и на эмоциональное восприятие че­ловека.

В музыке образ создается неповторимым сочетанием средств музы­кальной выразительности.

Музыкознание имеет два основных направления: историческое (все­общая история музыки, музыка различных стран и народов, музыкальная литература и т. д.) и теоретическое, которое распадается на ряд взаимо­связанных дисциплин: общая теория музыки, гармония, полифония, уче­ние о музыкальных формах, музыкальная педагогика и т. д.

Музыкально-исторические знания освещают пути развития музыкального искусства на разных этапах развития истории. При изучении музыкальной литературы характеризуются не только творчество и произведения отдельных композиторов, но и музыкальная культура отдельных эпох, изучается народное творчество, решается проблемный подход к изучению различных стилей, видов и жанров музыкального искусства.

В теоретическом направлении музыкознания, в рамках музыкальной педагогики выделяется музыкальное исполнительство: вокальное и инструментальное. Каждый из этих видов имеет свои традиции, разновидно­сти, методы освоения.

Музыкальная психология рассматривает вопросы, связанные с приро­дой музыкальных способностей, способами и особенностями их развития в музыкальной деятельности, возможностями диагностики на разных воз­растных этапах.

Таким образом, дана краткая характеристика лишь тех наук, которые, находясь в тесной связи с курсом, раскрывают и обосновывают его спе­цифику.

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

1. Пьеса Чайковского Мужик на гармошке играет отличается тем, что на медленная, мелодия звучит важно, тяжело, мужик играет на большой гармони и шагает. Как и в предыдущей пьесе, здесь много повторов. В конце мужик удаляется, звуки гармони все тише. Повторы делают музыку похожей на игру гармошки.

Болезнь куклы - медленная, с грустными интонациями музыка передаёт печ

альное настроение. Будто композитор рассказывает о больной девочке, которую очень жалко.

Форма пьесы двухчастная со своеобразной кодой. Фактура данной пьесы выражена в виде разложенных четырёх звучных аккордов. Но это не мешает ребёнку услышать выразительную мелодию, имеющую всегда нисходящее движение. Это и множество секундовых интонаций придаёт мелодии ещё больший печальный колорит, привносит чувство тревоги и неопределённости.

Пьеса Свиридова Колыбельная песенка Музыка нежная, светлая, убаюкивающая, задумчивая. В средней части музыка звучит немного грустно, тревожно, напряженно. В пьесе 3 части. Музыка все время повторяется без изменений, только один раз звучит низко, а сопровождение меняется, оно окрашивает ее в различные тона, меняя ее характер.

Парень с гармошкой . Музыка веселая, озорная, игривая, плясовая. Слышен незатейливый простой гармошечный наигрыш, много раз повторяющийся мотив, похожий на народную мелодию.

Пьеса Шумана смелый наездник Музыка Бодрая, решительная, смелая, энергичная, боевая. В пьесе слышится ритм стремительной скачки, топот копыт. Ударения, акценты подчеркивают это. В пьесе 3 части. Впервой и третьей частях музыка смелая, решительная бодрая; а в средней более тревожная, темная, беспокойная.

2. Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова. П.И. Чайковский

Звучит аудиозапись пьесы Песня жаворонка из Детского альбома П.И. Чайковского.

Воспитатель: Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто его автор? К какому жанру относится?

Дети: Это Песня жаворонка Чайковского.

Воспитатель: Правильно. Пётр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Позже переехал в Москву, сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.

Пётр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни , - писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный Детский альбом . Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы - А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, В. Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова.

Тема 1.2 Развитие у детей музыкальных способностей

1. Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей. Ведущими задачами отечественного музыкального воспитания дошкольников являются такие, как развитие музыкальных и творческих способностей с помощью различных видов музыкальной деятельности исходя из возможностей каждого ребёнка и формирование начал музыкальной культуры. Все музыкальные способности объединяются единым понятием - музыкальность. Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость (ладовое чувство), музыкальный слух, чувство ритма.

1. Эмоциональная отзывчивость (ладовое чувство) на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

2. Музыкальный слух (музыкально-слуховое чувство) необходим для чистого интонирования при пении.

3. Чувство ритма - для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Уровневая оценка музыкального развития детей старшей группы № 7

Источники: http://studopedia.ru/8_110412_teoriya-i-metodika-muzikalnogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-tsel-zadachi-printsipi-muzikalnogo-vospitaniya.html, http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26373-teoriya-i-metodika-muzykalnogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-detey-v-dou-teoreticheskie-osnovy-kursa-teoriya-i-metodika-muzykalnogo-vospitaniya-detey.html, http://www.refsru.com/referat-29104-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Узи сердца ребенку отзывы

УЗИ сердца в клинике Амосова, далее...

Как определить ветрянку у ребенка

Как определить ветрянку у ребенка и насколько опасно далее...

Белые прыщики во рту у ребенка

Почему появляются прыщи далее...

Популярные статьи