Главная » Воспитание детей



Теория и методика музыкального воспитания детей

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: цель, задачи, принципы музыкального воспитания.

музыкальное воспитание рассматривается как процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества. Различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное, внешкольное.

В сущности категории музыкального воспитания дошкольников отражены задачи музыкального воспитания детей этого возраста, которые О.П. Радынова определяет следующим образом:

1.Развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка в процессе приобщения его к различным видам музыкальной деятельности: восприятию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальному творчеству.

2. Сформировать начала музыкальной культуры,

(она включает в себя:

· компоненты музыкально-эстетического сознания: потребность и интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству, эстетические эмоции и чувства, предпосылки музыкального вкуса

· знания, умения и навыки: исполнительские, творческие умения, навыки восприятия музыки, общие знания о музыке и др.)

способствовать тем самым формированию общей духовной культуры личности.

Задачи МВ: 1. Воспитывать интерес и любовь к музыке.2. Научить ребенка слушать, слышать и воспринимать музыку.3. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя с разными музыкальными произведениями. Произведения - вокальные, инструментальные, народные, классические, симфония, опера, балет и т.д.4. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями. а) песня – вступление, куплет, запев, припев;б) слушание музыки – мелодия, темп, тембр; в) музыкально-ритмические движения – плавные, быстрые; г) танцы – русские народные, полька, хоровод и др.; д) игра на детских музыкальных инструментах – название инструмента, способ звукоизвлечения. 5. Содействовать развитию музыкального слуха на основе полученных впечатлений. 6. Развивать эмоциональную отзывчивость – учить сравнивать, систематизировать, анализировать. 7. Развивать творческую активность – сочинить песенку (на стихи), придумать свои танцевальные движения

Таким образом, в связи со спецификой задач музыкального воспитания дошкольников музыкальное воспитание дошкольников – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие творческих способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Музыкальное воспитание включает и обучение – это основной путь музыкального воспитания детей, обеспечивающий эффективность развития музыкальности, творческих способностей, формирования музыкальной культуры. Под музыкальным образованием дошкольников (в условиях дошкольного учреждения) подразумевают «первые шаги» в этой области, цель которых – раскрытие содержания элементарных сведений о музыке, способах музыкальной деятельности.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕ­ТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Теория и методика музыкального воспитания детей - одна из учебных дисциплин, осваиваемых на факультетах дошкольного воспитания педа­гогических ВУЗов, готовящих специалистов в области дошкольной педа­гогики и психологии.

Содержание курса теории и методики музыкального воспитания опи­рается, прежде всего, на эстетику, раскрывающую сущность музы­кального искусства и особенности художественно-образного освоения мира; музыкознание - науку о музыке, рассматривающую её в теоретиче­ском и историческом плане как особую форму художественного познания; музыкальную психологию - науку, изучающую развитие музыкаль­ности, музыкальной одаренности; а также на музыкальную социологию - исследующую конкретные формы существования музыки в обществе. Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, педагогической и детской психологией, анатомией, физиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания.

Рассмотрим более подробно некоторые теоретические основы, кото­рые определяют содержание теории и методики музыкального воспита­ния детей.

Эстетика как наука является методологической основой эстетиче­ского, а, следовательно, и музыкального воспитания.

Эстетический способ познания мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека. В процессе трудового освоения действительности развивается творчество человека, действующего по «законам красоты и нравственности». В процессе труда зародилось и ис­кусство.

Искусство - это специфическая форма отображения действительности в художественных образах. Художественный образ, в самом широком значении, есть субъективная картина объективного мира. Поэтому, про­изведения искусства не зеркальное отображение жизни. Через изображе­ние типичных явлений, человеческих характеров, их столкновений, явле­ний природы художник создаёт художественную картину мира, которая богаче, ярче реальной, так как художественные образы создаются всегда через призму мировоззрения их творца: художника, композитора, писате­ля. Они несут в себе мысли и чувства автора. Вот почему произведения искусства благодаря единству своего содержания и формы так глубоко и сильно воздействуют и на сознание, и на эмоциональное восприятие че­ловека.

В музыке образ создается неповторимым сочетанием средств музы­кальной выразительности.

Музыкознание имеет два основных направления: историческое (все­общая история музыки, музыка различных стран и народов, музыкальная литература и т. д.) и теоретическое, которое распадается на ряд взаимо­связанных дисциплин: общая теория музыки, гармония, полифония, уче­ние о музыкальных формах, музыкальная педагогика и т. д.

Музыкально-исторические знания освещают пути развития музыкального искусства на разных этапах развития истории. При изучении музыкальной литературы характеризуются не только творчество и произведения отдельных композиторов, но и музыкальная культура отдельных эпох, изучается народное творчество, решается проблемный подход к изучению различных стилей, видов и жанров музыкального искусства.

В теоретическом направлении музыкознания, в рамках музыкальной педагогики выделяется музыкальное исполнительство: вокальное и инструментальное. Каждый из этих видов имеет свои традиции, разновидно­сти, методы освоения.

Музыкальная психология рассматривает вопросы, связанные с приро­дой музыкальных способностей, способами и особенностями их развития в музыкальной деятельности, возможностями диагностики на разных воз­растных этапах.

Таким образом, дана краткая характеристика лишь тех наук, которые, находясь в тесной связи с курсом, раскрывают и обосновывают его спе­цифику.

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

1. Пьеса Чайковского Мужик на гармошке играет отличается тем, что на медленная, мелодия звучит важно, тяжело, мужик играет на большой гармони и шагает. Как и в предыдущей пьесе, здесь много повторов. В конце мужик удаляется, звуки гармони все тише. Повторы делают музыку похожей на игру гармошки.

Болезнь куклы - медленная, с грустными интонациями музыка передаёт печ

альное настроение. Будто композитор рассказывает о больной девочке, которую очень жалко.

Форма пьесы двухчастная со своеобразной кодой. Фактура данной пьесы выражена в виде разложенных четырёх звучных аккордов. Но это не мешает ребёнку услышать выразительную мелодию, имеющую всегда нисходящее движение. Это и множество секундовых интонаций придаёт мелодии ещё больший печальный колорит, привносит чувство тревоги и неопределённости.

Пьеса Свиридова Колыбельная песенка Музыка нежная, светлая, убаюкивающая, задумчивая. В средней части музыка звучит немного грустно, тревожно, напряженно. В пьесе 3 части. Музыка все время повторяется без изменений, только один раз звучит низко, а сопровождение меняется, оно окрашивает ее в различные тона, меняя ее характер.

Парень с гармошкой . Музыка веселая, озорная, игривая, плясовая. Слышен незатейливый простой гармошечный наигрыш, много раз повторяющийся мотив, похожий на народную мелодию.

Пьеса Шумана смелый наездник Музыка Бодрая, решительная, смелая, энергичная, боевая. В пьесе слышится ритм стремительной скачки, топот копыт. Ударения, акценты подчеркивают это. В пьесе 3 части. Впервой и третьей частях музыка смелая, решительная бодрая; а в средней более тревожная, темная, беспокойная.

2. Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова. П.И. Чайковский

Звучит аудиозапись пьесы Песня жаворонка из Детского альбома П.И. Чайковского.

Воспитатель: Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто его автор? К какому жанру относится?

Дети: Это Песня жаворонка Чайковского.

Воспитатель: Правильно. Пётр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Позже переехал в Москву, сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.

Пётр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни , - писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный Детский альбом . Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы - А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, В. Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова.

Тема 1.2 Развитие у детей музыкальных способностей

1. Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей. Ведущими задачами отечественного музыкального воспитания дошкольников являются такие, как развитие музыкальных и творческих способностей с помощью различных видов музыкальной деятельности исходя из возможностей каждого ребёнка и формирование начал музыкальной культуры. Все музыкальные способности объединяются единым понятием - музыкальность. Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость (ладовое чувство), музыкальный слух, чувство ритма.

1. Эмоциональная отзывчивость (ладовое чувство) на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

2. Музыкальный слух (музыкально-слуховое чувство) необходим для чистого интонирования при пении.

3. Чувство ритма - для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Уровневая оценка музыкального развития детей старшей группы № 7

Источники: http://studopedia.ru/8_110412_teoriya-i-metodika-muzikalnogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-tsel-zadachi-printsipi-muzikalnogo-vospitaniya.html, http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26373-teoriya-i-metodika-muzykalnogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-detey-v-dou-teoreticheskie-osnovy-kursa-teoriya-i-metodika-muzykalnogo-vospitaniya-detey.html, http://www.refsru.com/referat-29104-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Рвота ребенок жирная пища

Может ли ребенка рвать от далее...

Зачатие ребенка по обновлению крови таблица

Таблица зачатия ребенка Исключительно из любопытства либо далее...

Пальчиковые игры для детей 3 4

Интересные пальчиковые игры далее...

Популярные статьи