Главная » Воспитание детей



Воспитание детей 2 младшей группе

Трудовое воспитание во 2 младшей группе детского сада

Организация и содержание труда детей второй младшей группы

Автор: Гаврилова Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ Детский сад №106 Росток г. Рязань
Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью об организации и содержании труда детей второй младшей группы, о планомерном и последовательном формировании необходимых трудовых навыков у малышей, о том, какие формы труда наиболее приемлемы в работе с детьми данного возраста. Данная статья думаю будет интересна воспитателям, работающим в младших группах, и которые только-только начинают приобщать малышей к труду.
Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.

Воспитатель организует труд детей в трех основных формах: в форме поручений, дежурств и коллективной трудовой деятельности. В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших группах в наибольшей мере используются поручения. Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручить, значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям 3-4 лет. Они с удовольствием откликаются на просьбы взрослого: «Положи ложку сюда», «Давай поищем твои тапочки. Вот они, возьми их, будем надевать».

В дошкольном учреждении воспитатель привлекает детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду через отдельные поручения. Воспитатель не только просит ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости дает совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец. А теперь немного нагнись над цветочным горшком, чтобы не облиться и не пролить воду мимо, и поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички». В этом примере заключены и поручение, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей, поэтапная положительная оценка. Важно, чтобы поручения выполняли все дети. Поэтому воспитателю надо вести учет, кому и какое поручение он давал, как ребенок реагировал на поручение, тщательно ли выполнял. Как правило, маленькие дети с удовольствием берутся за любое дело. Их «трудовые интересы» пока еще не сформировались. Поэтому их легко привлекать к труду. Нужно только, чтобы поручения были доступными и понятными по мотиву и способу выполнения.Поручения, которые дают в младшей группе индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки), - «Лена, возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети могли сидеть».

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Во второй младшей группе в конце года могут быть введены дежурства по столовой. Перед ребенком дежурным ставят только одно условие: помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Руководя детьми, педагог формирует у детей представления о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного дела: «Сегодня Сережа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети. Так по очереди все и будут помогать няне».

Во второй младшей группе воспитатель нередко дает индивидуальные поручения одновременно нескольким детям: «Ребята, мы собираемся на прогулку, давайте наведем порядок в группе. Ваня, убери все машинки в «гараж», Маша, поставь всю посудку на полку «на кухне», Катя, убери всех животных в «теремок». Выполняя задание, малыши трудятся рядом, в работе каждый независим. Это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком.На этом этапе обучения детей конкретным умениям еще нецелесообразно объединять их в коллектив, предлагать общие задания: ребенку еще трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей, обращать внимание на действия сверстников.

Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Формируя начальные навыки самообслуживания, важно учить детей самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать опрятность, умения замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Все это требует терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях.

Таким образом, труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематических характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

На 4-м году жизни у ребенка повышается активность и целенаправленность действий, разнообразней становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания пока еще быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.

Ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» — заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей 4-го года жизни занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремления к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребенка важнейший фактор в формировании его трудолюбия. Огромное терпение и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать ее развитию. Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой — более активно воздействовать на малыша. Так, педагог может внести в группу большую куклу и сказать, что она приехала к малышам в гости на поезде, и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей шкаф, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Затем они учат куклу навыкам самообслуживания.

Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребенку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, использовать поощрение нужно осторожно.

Эффективным приемом является привлечение положительного приема (Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!). Увлечь ребенка деятельность по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть, рассмотреть, говорит: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте попробуем!»

Навыки самообслуживания у малышей формируются и в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, причесывание и др.). в дидактических играх типа «Мишка замерз» ; «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др.

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброму отношению друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.

  1. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Л. В. Русскова. — М. Просвещение, 1999г.
  2. Буре Р.С. Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. — 3-е изд. исп. доп. — М. 1983
  3. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. — Минск, 1988
  4. Каплан Л. И. Посеешь привычку — пожнешь характер. — М. 1980
  5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. — М. 1990
  6. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. — М. 2003
  7. Труд и наблюдения в природе. — М. 1987
  8. Цукерман Г.А. Елизаров Н.В. О детской самостоятельности //

Дошкольник.РФ

Конспект занятия во 2 младшей группе (познавательное)

Опубликовано 04.09 | Автор: nata_li

Это занятие лучше проводить примерно в середине или в конце ноября, кода дети уже имеют представление об осени как времени года. Данный конспект занятия может быть использован для проведения открытого занятия во 2 младшей группе. В роли Лесовичка может выступать воспитатель, проводящий занятие, а в роли воспитателя может быть напарница. Тогда данное занятие будет интереснее и эмоциональнее.

Задачи занятия: Дать детям обобщающее понятие об осени как времени года. Учить находить характерные признаки осени. Развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Оборудование, необходимое для занятия: «копилка»: шишки, красные и жёлтые листья, рябина, семена клёна; календарь природы; детские рисунки на тему «Осень», музыкальное сопровождение, репродукция И.И. Левитана «Октябрь», кукла, изображающая Лесовичка.

Словарная работа: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, сосна, клён, рябина.

Предварительная работа: сбор осенней «копилки» на экскурсиях по лесу и на прогулках, наблюдения на прогулке, чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей, рисование на тему «Осень».

Стук в дверь. В гости к детям пришёл старичок Лесовичок:

Лесовичок: -Здравствуйте ребятки, я решил сегодня отправиться в путешествие, хотите пойти со мной? (Да).

Лесовичок: -Путешествие наше будет волшебное. Отправимся мы с вами путешествовать по осенним месяцам с помощью осенней «копилки», которую вы собирали целую осень.

Лесовичок: -Первой остановкой нашего путешествия будет «Сентябрь», так как он первый месяц осени. Давайте хором повторим: Сентябрь.

Лесовичок: -Посмотрим, что же вы нашли в сентябре интересного? Ой, да это же моя сестрица Шишка. У шишки есть мама Сосна, посмотрите, у шишки много чешуек.

Воспитатель: -Давайте вспомним, где же мы нашли шишку? (на экскурсии, у сосны). Детям раздаются шишки, и предлагается игра «Подбрось шишку и поймай».

Воспитатель вместе с Лесовичком и детьми рассматривает календарь природы за сентябрь.

Воспитатель: -Посмотрите, ребята, в сентябре было ещё тепло, мало шёл дождь, было много солнечных дней.

Лесовичок: -Предлагаю отправиться дальше! И следующей остановкой нашего путешествия будет «Октябрь».

Лесовичок: -посмотрим в нашу «копилку», что же вы нашли в октябре? Разноцветные листья! Какого цвета листочки? (красного и жёлтого). А летом, какого цвета были листочки на деревьях? (зелёного).

Лесовичок: -Дни стали короткие, света листочки получают мало, и поэтому они стали менять цвет и опадать.

Воспитатель: -ребята, а давайте посмотрим, какая погода была в октябре? Посмотрите, было больше пасмурных дней, стало холоднее, больше, чем в сентябре дождливых дней.

Лесовичок: -В октябре дуют ветры, давайте представим, что мы деревья. Проводиться игра «Ветерок – ураган». вот подул легкий ветерок (дети слегка покачивают кистями рук); ветер поднимается всё сильнее и сильнее (дети начинают усиливать качание руками сначала от локтя, затем амплитуда движений нарастает); ветер превращается в ураган, деревья пригибаются всё ниже и ниже (дети совершают покачивание всем корпусом); но вот, ветер стал стихать, стихать и совсем стих (дети уменьшая амплитуду движений замирают, подняв руки вверх).

Лесовичок: -Отправляемся дальше? И следующая остановка – «Ноябрь». А вот, кто знает, какой сейчас месяц? (ноябрь). А какая сегодня погода? (дети описывают погоду) Что же вы уже нашли в ноябре для осенней «копилки»? (рябину). Какого цвета рябина? (красная). Когда зимой прилетят птички снегири, они будут питаться этой ягодой, они её очень любят! А на вкус она очень кислая. В ноябре обычно выпадает снег и появляется лёд на водоёмах. Давайте представим, что мы маленькие пушистые снежинки и покружимся легко, легко.

Воспитательвключает музыку, и дети кружатся, изображая снежинок.

Лесовичок: -А что же вы ещё делали осенью? (рисовали, делали поделки).

Воспитатель вместе с детьми рассматривает детские работы на осеннюю тематику.

Воспитатель: -Ну, вот Лесовичку пришло время уходить, давайте скажем ему До свидания!

Лесовичок уходит, сказав, что ему очень понравилось в гостях у ребят.

Источники: http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-anatolevna-gavrilova/organizacija-i-soderzhanie-truda-detei-vtoroi-mladshei-grupy.html, http://doshkolnik.ru/zdorove/5844-samoobsluzhivanie-vo-vtoroiy-mladsheiy-gruppe.html, http://nashidetci.ru/konspekt-zanyatiya-vo-2-mladshey-gruppe-poznavatelnoe/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Означает видеть сне новорожденных детей

Приснились дети новорожденные: узнайте значение сна! Многие сны, в далее...

Антигельминтное средство для детей

Противоглистные препараты для детей Гельминты — это паразитические черви, далее...

Вызван сухой кашель ребенка

У ребенка сухой кашель: далее...

Популярные статьи