Главная » Воспитание детей



Воспитание детей старшей группе

Методическая разработка (старшая группа) на тему:
Экологическое воспитание детей в старшей группе

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №236»

Московского района Г.Казани

Экологическое воспитание детей в старшей группе

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Экологическое воспитание – это сложный педагогический процесс, который формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе. Мы хотим воспитать в ребенке уважение к близким, к самому себе, к окружающим его людям. «Что посеешь, то и пожнешь», - говорим мы. Все это относится и к экологическому воспитанию.

Отношение к природе является важным показателем экологической культуры. При этом под правильным понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических зависимостей, существующих между любым живым организмом и средой его обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним. Подразумевается то, что ребенок владеет пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему надо так поступать, или (при недостаточном развитии речи) понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. Осознанно-правильное отношение дошкольника к природе в разных ситуациях и у разных детей может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Практический метод позволяет формировать необходимое отношение, прежде всего в процессе ухода за живыми существами. Но наравне с практическими действиями большое значение имеет содержание сопутствующих пояснений, которые дети получают от воспитателя. Действие и слово дополняют друг друга — это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере обитателей живого уголка.

Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом, совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей. При этом действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно-образовательной задачи, а умственные усилия детей — на полноценное восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. Наблюдение развивает у детей разные оттенки отношения к природе: познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие.

Рождению эстетического отношения к природе в процессе наблюдений способствует детальное и чувственное восприятие объекта, всех его сенсорных особенностей — формы, окраски, пропорций, размера и др. Наблюдения, специально посвященные красоте объекта, развивают в детях способность видеть и чувствовать гармонию формы, цвета, линий, пропорций, их взаимосвязь и функциональность у каждого животного и растения.

Для формирования осознанно-правильного отношения к природе посредством наблюдения имеет значение деятельность моделирования — ведение календарей природы, отражение в них результатов наблюдений. Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, ориентироваться в его параметрах, правильно пользоваться соответствующей символикой. Большое значение имеет то, что эта совместная деятельность длительно протекает во времени, осуществляется периодически-постоянно на протяжении всего учебного года. Отношение, возникающее у старших дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов, — это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности одновременно, а это очень важно для личности ребенка накануне его поступления в школу.

Рождение положительного отношения детей к природе в процессе использования словесного метода обусловлено сущностью общения как желанной для детей деятельности, приносящей им удовлетворение. Доброжелательность, проникновенность и искреннее участие воспитателя в разговоре с детьми утверждает их положительное отношение к содержанию беседы. Учебный диалог также способствует выработке осознанно-правильного отношения к явлениям природы, особенно если педагог акцентирует внимание на форме речевых сообщений, на умении дошкольников правильно построить высказывание, объяснить взаимосвязь объектов.

Игровая деятельность как самомотивированная и, несомненно, приносящая дошкольникам большое удовольствие, легко и быстро вызывает положительное отношение к ее содержанию. Игра, специально организованная воспитателем и привнесенная процесс познания природы, с успехом выполняет функцию метода экологического воспитания, который облегчает детям усвоение экологических знаний и формирует осознанно-правильное отношение к их содержанию.

Задания для НОД

-сформировать начала экологической культуры у детей; осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-учить практическим действиям по охране природы;

-развивать умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

1. Рассмотри картинки. Как ты думаешь, почему в первом случае земной шар радостный, а во втором – грустный? Что изменилось?

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме:
Перспективный план работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы

1 Тема. Россия – Родина моя.

Цель. уточнить и закрепить представления детей о нашей стране – России; ввести понятия. Родина. большая и малая Родина ; сформировать представление о своей стране ; развивать интерес и уважение к людям ,их деятельности. культуре. подвести к мысли. что любить Родину – это значит знать её историю. культуру. людей и делать для неё всё. что можешь (трудиться. защищать ). воспитывать чувство любви к Родине.

2 Тема. Россия на земном шаре.

Цель. формировать представление об окружающем мире. его многообразии. разных странах и нашей стране ; познакомить детей с глобусом – моделью Земли и картой. расширить представления детей о месте России на планете Земля ; развивать интерес и любознательность. воспитывать азы гражданственности и патриотизма.

3 Тема. Что в имени твоём.

Цель. уточнить и расширить знания детей о происхождении и значении имён детей группы ; имён их родителей ; объяснить понятия. имя. отчество. фамилия ; как и когда им пользоваться. дать представление. что фамилия тоже имеет своё происхождение и значение ; а гражданство записано в свидетельстве о рождении ребёнка. Развивать познавательный интерес к этой теме. Воспитывать любовь к своей семье и гордость за неё.

4 Тема. Я - России часть и знак.

Цель. познакомить детей с понятием - Государственный флаг РФ ( цветовое расположение полос ). сформировать представление о его значении. Воспитывать уважительное отношение к нему. прививать любовь к Родине, гордость за неё ; углублять представление детей о России. как о государстве, в котором они живут есть Президент. столица ; развивать связную речь. обогащать словарный запас детей. расширять кругозор. поддерживать познавательный интерес к истории своей страны.

5 Тема. Возникновение города Брянска.

Цель. уточнить и расширить представления детей о том. как появился город Брянск. раскрыть топонимику ( происхождение названия ) родного города. Развивать интерес к историческому прошлому родного края. прививать любовь и уважение к истории малой Родины. Пополнить словарный запас детей. дебри. Чашин курган. археологи. Болва. брянцы.

6 Тема. Дорогая моя столица. Золотая моя Москва.

Цель. уточнить и систематизировать знания детей о столице России. её истории возникновения. топонимике. достопримечательностях города; продолжить формировать представление о Москве. как о главном городе нашей страны. познакомить с историей возникновения Московского Кремля и гербом Москвы.

7 Тема. Символика нашей страны и родного города.

Цель. уточнить и закрепить представления детей о государственной символике страны. флаге. гербе. гимне. Познакомить с символикой Брянского края. уточнить их происхождение и их назначение. развивать интерес. воспитывать патриотические чувства – любовь к Родине. уважение и почитание флага. гимна. герба.

8 Тема. Освободители земли русской.

Цель. сформировать у детей представление о том. что такое город – герой ; познакомить с названием городов – героев. объяснить значение этого статуса ; рассказать о выдающихся людях этих городов. их подвигах и о том. как увековечили люди память о них .Развивать кругозор. связную речь. Воспитывать познавательный интерес к истории своей Родины.

9 Тема. Их помнит Россия. их помнит народ .Г К Жуков.

Цель. уточнить и расширить знания детей о великих людях страны. которые прославили Родину в годы Великой Отечественной войны и которым воздвигнуты памятники на территории страны ; рассказать. кто такой маршал ГК Жуков и показать его роль в победе над врагом. Развивать желание больше узнать о нём и других великих людях страны. воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. желание заботиться о них.

10 Тема. Юные герои России.

Цель. уточнить и расширить знания детей о том. как дети в годы Великой Отечественной войны вместе со взрослыми защищали и освобождали нашу страну от захватчиков. познакомить с подвигами юных героев Брянщины (Мише Куприне. Ларисе Морозовой и других ) ; рассказать о подвиге Лёни Голикова. Развивать интерес к этой теме. Воспитывать любовь и сострадание к их трагической судьбе. отдавших жизнь во имя будущих поколений.

«Воспитание у детей интереса и любви к книге». Из опыта работы воспитателя старшей группы

С тобой интересней бывает

Одна из задач воспитания и развития детей в детском саду – это приобщение их к миру книг, т.е. чтение художественной литературы и бережное отношение к книге.

Работу по осуществлению этой задачи я начала в младших группах. У малышей ещё слабо развита координация движений и они могут неосознанно причинить вред книжке – порвать тонкие книжные листочки, поэтому оформление книжного уголка, сначала, было необычным. В нём я разместила предметные и несложные сюжетные картинки из программных произведений, наклеенные на листы твёрдого картона. Рассматривая их с детьми, задавала несложные вопросы: «Что это?», «Кто это?», «Что делает?» и т.д. Учила детей отвечать на них.

В повседневной жизни и на занятиях часто использовала потешки и пословицы, поговорки и прибаутки. Такие приёмы хорошо влияют на способность у детей понимать речь взрослых и расширяют их кругозор и мышление.

Затем в книжном уголке помещала первые настоящие книжки. Это были красочно иллюстрированные произведения русского народного фольклора: сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», потешки и песенки. Книги очень привлекали внимание детей. Я учила малышей первым правилам пользования книгой: не рвать и не мять страницы, не марать, а брать только чистыми руками, после рассматривания ставить на место.

С учётом изменения возраста детей, усложнялись и программные задачи. Я продолжала закреплять правила пользования книгой, объясняла детям, что мятые и грязные страницы трудно читать, а порванные вообще невозможно прочесть и, поэтому, мы не сможем узнать о чем хотел рассказать нам автор. Продолжала учить рассматривать книги за столом. Для развития интереса у детей к художественным произведениям предлагала их вниманию дидактические игры. Например: «Из какой мы сказки?», «В какой сказке я живу?», «Кто это сказал?». Разыгрывала с помощью игрушек и настольного театра представления по программным произведениям.

В средней группе помещала в книжном уголке рассказы о животных, о растениях, сказки, стихи. Рассматривала с детьми книги одного и того же произведения, но иллюстрированные разными художниками. Предлагала детям высказать своё мнение о том, какое изображение героев им больше понравилось. Учила выражать своё отношение к героям произведения, их поступкам. Чтобы закрепить правила пользования книгой, использовала игровые приёмы. Например, дети рассказывали Незнайке (или другому гостю) о нашем книжном уголке и правилах работы с книгой.

В старшей группе программой воспитания предусмотрено продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе.

В книжном уголке помещаю подборку произведений какого-либо писателя, или по сказкам и т.п. Объясняю детям, что с помощью книг мы можем узнать о дальних странах, о жизни животных и птиц, об открытиях и многом-многом другом.

Предлагаю вниманию детей литературные викторины. Например по произведениям русского народного фольклора (загадки, пословицы, поговорки и т.п.), по произведениям Чуковского, Маршака, Пушкина.

Раз в месяц проводим «книжкин день», т.е. приводим в порядок книжный уголок, «лечим» пострадавшие книжки (хоть и стараемся бережно относиться к книгам, «больные» все же появляются).

Рассказала детям, что книга – это результат кропотливого труда многих людей. Писатель написал произведение. Художник проиллюстрировал. В типографии напечатали сначала отдельные листы, затем их собрали вместе, сделали переплёт и обложку. И это только небольшая частица рождения книги, и надо уважать и беречь труд многих людей. Личный пример взрослых бережного отношения к книгам оказывает самое благотворное влияние на воспитание аккуратного отношения и любви к книгам у ребят. Поэтому, читая детям, всегда аккуратно держу книгу, если приходится отложить чтение, страницы не загибаю, а пользуюсь закладкой. Не делаю из старых книг какие-нибудь поделки, не вырезаю картинки.

К работе по воспитанию у детей любви к чтению и книге привлекаю родителей. Помещаю советы и рекомендации в папку – передвижку, что почитать, как правильно следить за порядком в детских книжных уголках и т.п.

Работа уже даёт ощутимые результаты. Дети любят слушать художественные произведения, бережно обращаются с книгами, разыгрывают диалоги из любимых произведений.

Чтобы поддержать любовь и интерес к чтению и книгам, эту работу буду продолжать и дальше.

1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. /под ред. Васильевой.

2. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста», Л.А. Горбушина, А.П. Николаичева, Москва «Просвещение» 1983г.

3. «Кукольный театр – дошкольникам», Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко, Москва «Просвещение» 1982г.

4. Использую все возрастные программные произведения.

5. Личный опыт в работе с детьми.

Автор: Лаханова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ детский сад №1 «Алёнушка», г. Асино, Томская обл. Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/25/ekologicheskoe-vospitanie-detey-v-starshey-gruppe, http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2013/10/07/perspektivnyy-plan-raboty-po-patrioticheskomu, http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/vospitanie-u-detej-interesa-i-lyubvi-k-knige-iz-opyta-raboty-vospitatelya-starshej-gruppy.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Народные средства от насморка детям до года

Народная медицина знает огромное количество рецептов далее...

Дезал сироп для детей отзывы

Отзыв: Противоаллергическое средство Actavis Дезал - далее...

Высокая температура у ребенка долгое время

Высокая температура без признаков простуды Температура далее...

Популярные статьи