Главная » Воспитание детей



Воспитание детей в педагогическом процессе доу

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

Педагогический процесс - движение вперед, изменение, одна из категорий педагогики. Педагогический процесс - это направленное и организованное взаимодействие воспитателя и детей, реализующее цели дошкольного образования. Это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является взаимодействие вос­питателя и детей. В процессе этого взаимодействия происходит вос­питание, обучение и развитие каждого ребенка. В педагогическом процессе задачи воспитания, обучения и развития ребенка всегда ре­шаются комплексно во всех видах деятельности, организуемых педагогом (игра, учение, общение, продуктивные виды деятельности, творческие виды деятельности).

Структурными компонентами педагогического процесса являются: целе­вой (определение целей и задач дошкольного образования); содержательный (содержание образовательной и воспитательной работы с детьми, которое изложено в «Программе воспитания детей в детском саду»); деятельностный (виды деятельности, через которые решаются поставленные задачи, выбран­ные методы и средства); оценочно-результативный (анализ результатов ра­боты воспитателя об эффективности педагогического процесса).

Закономерности педагогического процесса - это объективно сущест­вующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явле­ниями, отдельными сторонами педагогического процесса. Можно выде­лить следующие закономерности педагогического процесса в ДОУ:

- связь воспитания и социальной системы, поскольку воспитание опре­деляется потребностями общества, экономики, национальным своеоб­разием, протекает в конкретно-исторических условиях;

- связь между обучением и воспитанием, взаимозависимость этих про­цессов, их разностороннее взаимовлияние и единство;

- связь воспитания и деятельности, воспитание и развитие ребенка все­гда осуществляется в процессе организации педагогом разнообразных видов деятельности;

- связь воспитания и активности личности, поскольку только в актив­ной деятельности, где ребенок является ее субъектом, происходит развитие всех психических процессов и воспитание основных черт характера будущего гражданина, осуществляется процесс саморазви­тия и самореализации;

- связь воспитания и общения, то есть воспитание ребенка всегда про­текает во взаимодействии со взрослым, а также в процессе общения со сверстниками, где формируется богатство межличностных связей.

Педагогический процесс в ДОУ имеет свои особенности, строится исходя из видов деятельности, соответствующих особенностям дошкольного детст­ва Специфика педагогического процесса в ДОУ определяется включенно­стью взрослого в реализации развивающих задач. В качестве основания для выявления структурных составляющих педагогического процесса Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают типы взаимодействия взрослого с детьми, которые определяются по отношению к детям и определяют меру включения педагога в детскую деятельность. Во-первых, это позиция «учи­теля», который ставит перед детьми цели и задачи обучения (позиция «над»); во-вторых, это позиция «равного» партнера, включенного в деятельность наравне с детьми, где педагог помогает детям в освоении различных спосо­бов деятельности. В-третьих, это позиция «создателя» развивающей пред­метно-пространственной среды, где взрослый, непосредственно не включаясь в процесс деятельности, инициирует активность ребенка, организуя сре­ду, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно исходя из их желаний, потребностей и интересов.

В соответствии с этим педагогический процесс в ДОУ имеет триеди­ную структуру, т.е. условно разделен на три блока: - специально организованное обучение в форме занятий;

- совместная деятельность взрослого и детей, строящаяся в непринуж­денной и необязательной форме;

- самостоятельная деятельность, где ребенок свободен в выборе само­ценных для него видов деятельности.

1. Блок специально организованного обучения в форме занятий, где воспитатель занимает позицию «над» ребенком, включает в себя цели, программные задачи, специальные методы, приемы и средства обучения, специальные задания для детей, отвечающие логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, речевых и др.) Здесь с целью подготовки детей к школе воспитатель формирует у детей элемен­ты учебной деятельности.

2. Блок совместной деятельности, где педагог занимает позицию «равного партнера», инициирует различные виды детской деятельности (организует игры, конструирование, изобразительную, трудовую дея­тельность, приобщает детей к искусству). Включает в себя разнообраз­ные формы активности: чтение книг, беседы с детьми, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные игры, рисование, лепку, конструирование, элементарный труд, экскурсии, фи­зические упражнения и подвижные игры и т.д.

3. Блок свободной самостоятельной деятельности, где воспитатель занимает позицию «создателя окружающей среды». Предполагает свобод­ный выбор ребенком деятельности, отвечающей его склонностям, потребностям и интересам, обеспечивая возможность саморазвития ребенка.

Каждый из указанных блоков должен занимать свое место в педагогическом процессе, не поглощаясь другими, поскольку каждый из них имеет особое значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка.

Статья по теме:
Характеристика педагогического процесса в ДОУ

Предварительный просмотр:

Характеристика педагогического процесса в ДОУ.

Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле, путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле).

В широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов и т.д. направленных на решение одной глобальной задачи.

В узком смысле педагогический процесс рассматривается, как сосредоточенное содержание обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче. Он так же может рассматриваться и с позиции ограничения компонентов воздействия. Например, как сочетание разных видов деятельности: труда, игры, учебной, спортивной, художественной деятельности, направленных на решение этой конкретной задачи.

Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».

В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, формирования и развития.

Педагогический процесс так же обладает целостностью и общностью. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире.

В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно - мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях.

Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной и заключительный (И.П. Подласый).

На подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируется, прогнозируется результат и схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы.

На основном этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. Этот этап потому и называется основным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи. Важно на этом этапе постоянно поддерживать и учитывать обратную связь – ответную реакцию ребенка на воздействия.

На заключительном этапе проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.

Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным.

Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в ДОУ:

  1. учитывать возрастные возможности детей, опираться на интересы ребенка;
  2. решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
  3. учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
  4. осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  5. создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
  6. стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».

В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения. В дошкольном возрасте дети открывают мир для себя и одновременно раскрывают себя миру. Поэтому цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия.

Собственно педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.

Характеристика педагогического процесса в ДОУ

Характеристика педагогического процесса в ДОУ.

Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле, путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле).

В широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов и т.д. направленных на решение одной глобальной задачи.

В узком смысле педагогический процесс рассматривается, как сосредоточенное содержание обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче. Он так же может рассматриваться и с позиции ограничения компонентов воздействия. Например, как сочетание разных видов деятельности: труда, игры, учебной, спортивной, художественной деятельности, направленных на решение этой конкретной задачи.

Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».

В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс -это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, формирования и развития.

Педагогический процесс так же обладает целостностью и общностью. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире.

В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно -мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях.

Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной и заключительный (И.П. Подласый).

На подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируется, прогнозируется результат и схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы.

На основном этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. Этот этап потому и называется основным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи. Важно на этом этапе постоянно поддерживать и учитывать обратную связь – ответную реакцию ребенка на воздействия.

На заключительном этапе проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.

Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным.

Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в ДОУ:

учитывать возрастные возможности детей, опираться на интересы ребенка;

решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;

учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;

стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».

В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения. В дошкольном возрасте дети открывают мир для себя и одновременно раскрывают себя миру. Поэтому цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия.

Собственно педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.

Источники: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26350-specifika-organizacii-celostnogo-pedagogicheskogo-processa-v-dou.html, http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/04/18/kharakteristika-pedagogicheskogo-protsessa-v-dou, http://sundekor.ru/uchebnyj-material/kharakteristika-pedagogicheskogo-protcessa-v-dou/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Программа дошкольного воспитания рождения

От рождения до школы, далее...

Можно ли антибиотики детям года

Можно ли антибиотики далее...

Герпес 6 типа у детей симптомы

Герпес 6-го типа далее...

Популярные статьи