Главная » Воспитание детей



Воспитание гигиенических навыков у детей

МБДОУ «Детский сад №1 г. Малоархангельска»

« Воспитание гигиенических навыков и самостоятельности у детей 2-3 лет»

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так вредные формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешний среды, сообщения детям элементарных гигиенических навыков и формиравания на их основе привычек, способстующих укреплению здоровья, физическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Для решения этих задач необходимы совместные усилия медицинского, педагогического персонала детского учереждения, а так же родителей. В детском саду гигиеническое обучения проводится как индивидуально с каждым ребенком так и коллективно, со всей группой в целом. Специальных занятий не планируется, но гигиеническое воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни детского сада.

По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это естественно учитывается, поэтому младшем дошкольном возрасте обучения строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении.

В первый младшей группе ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему, показывая и объясняя как нужно вымыть руки. Напоминать что это надо делать перед едой и после загрязнения.

Так же постоянно необходимо приучать детей пользоваться своим полотенцем: показать, как нужно держать полотенце, как вытираться.

По окончании умываний взрослый обращает внимание детей на внешний вид, отличает, что они стали чистыми, аккуратными. Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения, и в следующий раз будут стараться еще лучше.

Культурно- гигиенические навыки формируются у детей и в процессе питания: это умение самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку.

Повседневные упражнения, самостоятельности позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду ил к завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах напомнить что надо есть аккуратно, не проливать.

Также необходимо приучать детей пользоваться салфеткой. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем, требуя от него выполнения определленых правил. В одевании и раздивании дети 3 года жизни первоначально проявляют большую беспомощность.У воспитателя и у помощника уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности.

Обучая ребенка одеваться, взрослый одновременно побуждает активно действовать в самом процессе одевания: надеть колготки, шорты, юбку, ботинки, достать из шкафа куртку и т.д. Главное нужно отмечать успехи ребенка.

В семье должно быть созданы условия для выполнений гигиенических рекоминдаций. Ребенку следует выделить место для сна, игр и занятий ( кровать, стол, стул).т. д. Необходимо, чтобы в игровом уголке было хорошее естественное и искусственное освещения.

Дети первой младшей группы к концу учебного года должны овладеть следующими культурно- гигиеническими и трудовыми навыками.

- с помощью взрослых ребенок моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их.

- моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком;

- вытирает ноги у входа.

2. Навыки самообслуживания .

- снимает и надевает одежду в определенном порядке, растегивает и застегвает пуговицы спереди, складывает одежду, расшнуровывает ботинки.

- замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.

3. Навыки культуры еды.

- ребенок ест самостоятельности опрятно, держит ложку в правой руке.

4. Навыки трудовой деятельности

- выполняет простейшие поручения взрослых помогает вынести на площадку игрушки, принести и убирать материал для занятий, собирать бумагу с поа, листя с участка;

- помогает помощнику воспитателя поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом;

- раскладывает карандаши, убирает игрушки;

- собирает на участке палочки, камешки.

А.С Макаренко, обращаясь к родителям писал: Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,когда с ним разговариваете, или получаете его, или прыказываете ему.Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Как вы одеваетись, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетись с друзями и с врагами, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение.

Воспитатель первой младшей группы Жестовская Л. А.

Рейтинг: 5 / 5

Воспитание культурно-гигиенических навыков
у детей младшей группы

Сорокина Наталия Николаевна,
воспитатель ГБДОУ №25
Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.

Что такое культурно-гигиенические навыки?

Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Следует понимать, что от наличия знаний и выполнения ребенком необходимых гигиенических правил поведения зависит не только его здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Воспитание культурно—гигиенических навыков начинается в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. Затем на помощь придут воспитатели в детском саду. И в этом непростом деле взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее ребенку будет в процессе обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему знания.

Какие культурно - гигиенические навыки нужно воспитывать у детей?

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к приему пищи, старайтесь соблюдать некоторые правила.

Не делайте за столом замечаний, не упрекайте малыша за разлитый сок или испачканную одежду, а наоборот, покажите ему, как выполнить действие, хвалите малыша за то, что он правильно взял ложку, аккуратно и хорошо поел и т. д.

Обстановка за столом должна быть дружелюбная и спокойная, поэтому не рассказывайте страшных историй, не обсуждайте свои проблемы, не ссорьтесь между собой.

Чтобы не ругать малыша за плохой аппетит, кладите небольшие порции еды, чтобы он мог действительно всё съесть. Лучше положить ребенку добавки, если он не наелся, тем более, это повод ещё раз его похвалить.

Красиво оформленное блюдо и ваша реклама о красоте и вкусовых качествах еды вызовет у малыша интерес и повысит аппетит.

Кроме этого необходимо формировать у детей и другие полезные навыки:

-всегда мыть руки перед едой;

-правильно держать столовые приборы;

-за столом сидеть прямо, ноги не вытягивать под стол, локти убирать со стола;

-есть аккуратно, не крошить хлеб и не выкладывать еду из тарелки на стол;

- выходить из-за стола, полностью прожевав еду;

-не разговаривать с набитым ртом;

-благодарить за еду взрослых.

На помощь родителям придёт и литература. Можно найти много потешек, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.

А у нас есть ложки

Вот – тарелка, вот –еда,

не осталось и следа.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Одевание и раздевание.

С раннего возраста детей необходимо привлекать к процессу одевания. Сначала мы просто называем элементы одежды, для чего они нужны и на какие части тела их нужно надевать. Постепенно надо давать возможность детям поучаствовать в процессе одевания и раздевания самостоятельно.

Маленькому ребенку тяжело самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы или молнию, вывернуть рукава. Конечно, родители это сделают лучше, да и быстрее. Взрослым так удобнее: не надо тратить время на уговоры, объяснения, ведь надо спешить на работу! Но если взрослые помогают ребёнку при малейшем затруднении, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция и нежелание трудиться: зачем одеваться самому, если мама сама всё застегнёт и завяжет?

Очень важно формировать у ребёнка навыки самостоятельного одевания: учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. С возрастом эти навыки будут совершенствоваться, например, ребенок научится не только надевать куртку, но и застёгивать на ней молнию. Также необходимо учить детей быть аккуратными, не разбрасывать одежду, складывать её на место.

Обучая ребенка одеваться самостоятельно, расположите на видном месте алгоритм одевания, чтобы ребенок контролировал свои действия.

Быстро научиться одеваться, справляться с пуговицами, молниями и шнурками ребенку будет проще, если развивать подвижность его пальчиков. В этом помогут игровые ситуации: Одень куклу на прогулку , Завяжи кукле ботинки , Застегни пуговицы на папиной рубашке .

Хорошо развивают пальчики и различные мозаики, игры со шнурочками, мелкими предметами. Можно попросить ребенка помочь разложить пуговицы разного размера и цвета по баночкам. Игры со счётными палочками тоже принесут не только радость, но и пользу.

Также для развития мелкой моторики используется пальчиковая гимнастика. Актуальны будут и стихи на тему одевания.

Пальчиковая гимнастика Одежда

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

Научу обуваться и братца.( Е. Благинина)

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО АНЭКС и Экстернат.РФ

Сайты

Воспитание гигиенических навыков у детей

Поделиться Воспитание гигиенических навыков у детей

Гигиена – важнейшая часть культурного воспитания ребенка. Формировать гигиенические навыки следует с первых дней жизни малыша. Дети дошкольного возраста должны полностью усвоить все принятые в обществе требования гигиены, научиться ухаживать за своим телом и одеждой, приобрести правильные привычки питания.

Водные процедуры

Воспитание гигиенических навыков у детей начинается с освоения простейших действий, из которых складываются ежедневные ритуалы. Ребенку необходимо показывать, как правильно умывать личико, намыливать ручки, чистить зубки, причесываться. К двум годам должен полностью сформироваться навык самостоятельного утреннего умывания и чистки зубов. Важно обучать малыша только на позитивной волне, иначе, не испытывая удовольствия от процедуры, он будет демонстрировать негативные переживания, и приучить его к чистоте будет сложно.

Торопить и давить на малыша ни при каких обстоятельствах нельзя. Он должен получить от воды и чистоты настоящее наслаждение, научиться тщательно намыливать кожу, хорошенько смывать мыло, тщательно чистить и полоскать зубки.

Маме нужно ласково комментировать совместные действия («Вот какое чистое личико! Вот какие чистые ручки! А какие красивые теперь наши зубки!»). Очень хороши пословицы, потешки, короткие стишки, проговариваемые во время процедуры.

Как еще формировать позитивное отношение к водным процедурам? Малыш должен иметь собственное полотенце и набор предметов для гигиены: красивое душистое мыло, удобно ложащееся в ладошку, «вкусную» зубную пасту и удобную щетку, отдельную расческу и яркое полотенце. Первое время придется контролировать посещение ванной комнаты ребенком, однако очень скоро в этом не будет необходимости: сформируется потребность в чистоте.

Родителям стоит постоянно подчеркивать значимость гигиены и создавать условия для закрепления соответствующих умений и навыков. Если малыш по каким-то причинам испытывает негативные ощущения, нельзя давить на него, ругать или заставлять что-то делать. Необходимо просто переключить внимание с самого малыша на посторонний предмет, например, любимую игрушку. Рассказать, как куколке или мишке плохо с грязными щечками, попросить умыть игрушку, вытереть ее, уложить спать, проговаривая слова благодарности от имени куклы.

Уход за телом

Самостоятельная чистка зубов возможна к четырем годам. Малышу нужно подобать очень мягкую, не травмирующую десны щетку, а обучение сопровождать стихами, похвалой.

Необходимо следить за ноготками малыша. Слишком длинные, они могут оцарапать кожу, доставлять дискомфорт. Нужно приучить ребенка к регулярной процедуре подстригания ногтей, которую некоторые малыши переносят с трудом. Можно придумать сказочную историю про каждый пальчик и отвлекать малыша от возможных неприятных ощущений.

К трем годам малыш должен уметь сам причесать волосы. За их длиной и чистотой стоит очень внимательно следить, не допуская небрежности. Особенного внимания требуют длинные косы у девочек. Некоторые дети бояться мыть волосы, так как вода попадает в ушки и глаза. Нужно превратить процедуру в игру, а если ребенка очень беспокоить вода в ушах, можно заложить ушко ватным шариком. Покажите, как вы моете голову себе и какие приятные эмоции испытываете. Постепенно недоверие малыша пропадет, и процедура перестанет доставлять беспокойство и страх.

Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, что к трем годам чадо уже уверено пользуется унитазом. Однако ему необходим специальный детский стульчак, а возможно, и подставка. Малыш должен знать, как пользоваться туалетной бумагой. Мальчики должны поднимать стульчак и знать, зачем это необходимо. После туалета обязательно отправляется в ванную, чтобы вымыть руки с мылом, и задача взрослых – проконтролировать это.

Важно выработать у ребенка дошкольного возраста привычку к опрятному внешнему виду. Постоянно обращайте на это внимание, хвалите, исправляйте. Белье, носочки, колготки нужно менять ежедневно. У чада должно быть два-три комплекта домашней одежды.

Гигиена питания

Не менее важна гигиена питания, которой ребенок должен научиться как можно раньше. Гигиеническое воспитание и обучение детей строится на подражании взрослым и прямых указаниях родителей. Разумеется, учить малыша нужно деликатно и мягко.

К трем годам малыш должен владеть основными гигиеническими навыками, связанными с питанием и поведением за столом:

  • уметь принимать пищу самостоятельно (навык приема жидкой пищи при этом должен сформироваться к двум годам);
  • правильно держать приборы;
  • жевать медленно, тихо, не разговаривать во время еды;
  • обязательно мыть перед едой руки, а после еды умываться;
  • полоскать рот чистой питьевой водой из специального стаканчика.

Воспитанию гигиенических навыков необходимо уделять внимание с самых ранних лет. Это важно не только для успешной социализации ребенка, но прежде всего для его здоровья и правильного развития.

Поделиться Воспитание гигиенических навыков у детей

Источники: http://maloarhds1.ucoz.com/publ/vospitanie_gigienicheskikh_navykov_i_samostojatelnosti_u_detej_2_3_let/1-1-0-3, http://ext.spb.ru/2011-03-24-15-59-19/98-hls-education/7690-2015-04-24-22-11-49.pdf, http://rearchildren.ru/kultura/vospitanie-gigieny-u-detej/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Ребенок по узи больше срока

Акушерский срок беременности Срок беременности у женщины в далее...

Ребенку интересный мир знаний

Здесь Вы можете найти различные задания для далее...

11 Недель беременности фото узи пол ребенка

УЗИ 11 недель Одной из главных далее...

Популярные статьи