Главная » Воспитание детей



Воспитание в дополнительном образовании детей

Воспитательные аспекты дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ,
  • ВОСПИТАНИЕ ,
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ,
  • СОЦИАЛЬНОЕ И ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Каргина З. А.

Дополнительное образование детей традиционно рассматривается как один из элементов сферы воспитания, органично и естественно сочетающий в себе процессы обучения ребенка какой-либо конкретной прикладной деятельности и разностороннего воспитания (эстетического, социального, трудового и так далее). Но такая позиция практически нивелирует значимость организации целенаправленного воспитательного процесса в условиях детского творческого коллектива. К тому же, это формирует у значительной части педагогов дополнительного образования представление (а зачастую, и устойчивое убеждение) о том, что их задача «только учить», а воспитывать учащихся должна школа и семья. Дополняет и усугубляет данную ситуацию откровенное незнание педагогами что и как нужно воспитывать в детях в условиях дополнительного образования. В предлагаемой статье рассматриваются основные содержательные и методические аспекты воспитания, которые могут быть реализованы в условиях детского объединения дополнительного образования любой образовательной направленности и тематики.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Актуальные вопросы современной науки , Каргина З. А.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Каргина З. А. Воспитательные аспекты дополнительного образования детей // Актуальные вопросы современной науки. 2013. №27. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnye-aspekty-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 07.07).

Каргина З. А. Воспитательные аспекты дополнительного образования детей Актуальные вопросы современной науки (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnye-aspekty-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 07.07).

Каргина З. А. (2013). Воспитательные аспекты дополнительного образования детей. Актуальные вопросы современной науки URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnye-aspekty-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 07.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Каргина З. А. Воспитательные аспекты дополнительного образования детей // Актуальные вопросы современной науки. 2013. №27 С.124-133.

Каргина З. А. Воспитательные аспекты дополнительного образования детей Актуальные вопросы современной науки (2013).

Каргина З. А. (2013). Воспитательные аспекты дополнительного образования детей. Актуальные вопросы современной науки

Эстетическое воспитание дошкольников средствами хореографии в дополнительном образовании

Потемкина Л.И. – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории ЦДТ «Радуга»,

Перегуда Г.И. – методист высшей квалификационной категории

Эстетическое воспитание средствами искусства современная педагогическая наука рассматривает как одно из ведущих образовательных воздействий, способствующих развитию духовного потенциала, формированию оптимистического мировоззрения, влияющих на формирование личности ребенка. С этой целью была создана и успешно реализуется комплексная программа эстетического воспитания детей, основанная на изучении хореографии в системе дополнительного образования, что позволило успешно развивать эстетические чувства воспитанников, формировать представление о прекрасном в жизни и искусстве, оказывать непосредственное влияние на организацию эстетической, художественной творческой деятельности детей. Все выбранные направления образовательной деятельности комплексной программы «Фортуна» объединены общей целью - эстетическое развитие личности ребенка, формирование творческого начала и внутренней духовной гармонии, физическое совершенствование, формирование навыков приобретения успешности в реализации жизненных планов. Опираясь на анализ трудов педагогов - хореографов, авторы программы пришли к выводу, что обучение детей хореографии наиболее эффективно и доступно осуществляется при параллельной реализации хореографического тренинга и комплекса предметов этики, эстетики, основ физиологии, гигиены.

Особое значение в комплексной программе эстетического воспитания детей занимает программа «Фортуна» для детей 5-7 лет, в которой разработана система занятий хореографией. Очевидна реальная творческая, художественная и познавательная ценность данной программы, так как благодаря разработанному содержанию у ребенка развиваются личностные качества, он набирается жизненного опыта, ближе знакомится с художественной культурой.

Занятия по программе Фортуна предусматривает дифференцированный подход с учетом уровня развития воспитанников. Значительное место отводится заданиям, развивающим художественно- творческие способности детей, воображение, инициативу, самостоятельность. На занятиях с успехом совершенствуется точность, легкость и мягкость движений, содержание занятий по ритмике строится на углублении восприятия музыки, ее образов и формировании навыков выразительного движения. Усвоение материала осуществляется с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Учитывая синтетичность хореографического искусства, которая выражается в непосредственной его взаимосвязи с музыкой, значительное время на занятии уделяется изучению музыкального материала танца.

Для успешного развитие эстетического воспитания, авторы выделили критерии и показатели результативности эстетического воспитания детей средствами хореографии: умение воспринимать эстетический объект, умение дать обоснованную эстетическую оценку изучаемому объекту, эмоциональная сфера. п ластичность, гибкость, координация, техника исполнения движений, творческие проявления.

На обучающем этапе реализации программы педагогом систематически проводился анализ, объектом которого были: взаимодействие и совместная (партнерская) деятельность детей и взрослых, а также самостоятельная работа детей.

Результаты диагностики показали, что большинство детей, занимаясь хореографией, находятся на среднем уровне развития, что говорит о наличии творческого потенциала у воспитанников.

На основе анализа проведенных занятий, авторы программы пришли к выводу, что эстетическое воспитание детей средствами хореографии в дополнительном образовании успешно осуществляется, при использовании следующих методов и приемов: показ изучаемого объекта и объяснение его межпредметного значения; анализ изучаемого объекта; демонстрация различных приемов в сочетании с подробным разъяснением технологии выполнения определенных действий, а так же просмотр видеоматериалов, спектаклей, балетов с последующим анализом и сравнением увиденного, дидактические игры и упражнения.

Одним из важнейших условий развития творческой активности детей в хореографической деятельности является подбор музыкального материала.

В своей практике, в начале проведения третьего этапа формирующего
эксперимента (развитие творческой активности) мы использовали такой
компонент метода развивающего обучения, как формирование активного,
самостоятельного творческого мышления. Для этого детям предлагалось
придумать импровизацию на услышанную музыку. В своей практической деятельности мы включали различные типы творческих заданий (импровизацию, сочинение на музыку, подбор музыкального материала на танцевальную комбинацию, различные игровые ситуации). Задания названы творческими, потому что детям в них предлагается самостоятельно находить решения. Вместе с тем, задания выполняются под руководством педагога, который организует и направляет деятельность детей.

Реализация комплексной программы эстетического воспитания детей «Фортуна» способствует формированию оптимистического мировоззрения воспитанников, раскрытию их творческого потенциала, а также формирует эстетическое восприятие окружающей действительности через средства хореографии .

Детский телефон
доверия
8-800-2000-122

Герб города Бузулука

Центр дополнительного образования Логос

Каталог статей

Воспитательная система Центра дополнительного образования детей «Логос» «Живая связь»

Авторы: Лаурова Т.В. Голубцова Е.Г. Бруцкая Л.А.

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы воспитания и социализации в учреждениях дополнительного образования детей» в 2012 г. г. Курск

Центр дополнительного образования детей «Логос» создан в декабре 1997 года. Первоначально это было учреждение дополнительного образования детей, совмещенное с учебно-производственным комбинатом. На основании приказа Управления образования «О реорганизации ИТЦ «Логос» Центр стал самостоятельным учреждением дополнительного образования детей. Образовательную деятельность «Логос» осуществляет на базе четырех клубов по месту жительства и 17 образовательных учреждений г. Добрянки и Добрянского муниципального района. С 2003 по 2010 г.г. Центр являлся опорным образовательным учреждением района по теме «Организация системы воспитания через интеграцию основного и дополнительного образования». С 2010 г. ЦДОД «Логос» участвует в реализации задач профильного обучения и предпрофильной подготовки в рамках сетевого проекта «Внедрение дидактической модели профильного обучения и предпрофильной подготовки на основе самоорганизации в образовательные учреждения Добрянского муниципального района». В феврале 2011 г. на основании приказа управления образования Центру присвоен статус экспериментального образовательного учреждения по теме «Включенность «Логоса» в реализацию моделей ФГОС». Подробнее см. Включенность ЦДОД «Логос» в реализацию моделей ФГОС второго поколения/Т.В. Лаурова, Е.Г. Голубцова// Материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции «Интеграция основного общего и дополнительного образования как стратегия развития современной образовательной среды» - М. ФГОУ ДОД ФЦТТУ, 2011. - с. 36.

В настоящее время на базе учреждения работает муниципальная служба примирения, районный интеллектуальный клуб, семейный клуб по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Ступени». В центре реализуются образовательные программы следующих направленностей: художественно-эстетической, социально-педагогической, эколого-биологической, физкультурно-оздоровительной, туристско-краеведческой, научно-технической.

За четырнадцать лет в «Логосе» сложилась система самоорганизации, самодостраивания в соответствии с требованиями времени, социума, интересами детей и их родителей. Базовая идея такой воспитательной системы Центра - экология души. Это не только освоение компетенций, но и становление человека с совестью, с позитивными добродетелями. Человека, способного к саморазвитию и самоопределению. Такой результат трудно замерить. Лучше отказаться от попыток вторжения в душу. Этот результат не формализуем, его не надо исчислять в баллах. Совесть, честь, доброжелательность, открытость и т.д. не всегда могут быть объяснены рационально. «Логос» - база для наращивания человеческого капитала. Важнейшей ценностью является осознание себя в культуре. Диагностика воспитанности реализуется в процессе взаимодействия, переживания значимых событий, на которые откликнулась душа ребёнка. Предметом диагностики являются переживания. В целом важна позитивная наполненность детства.

Приоритеты воспитательной системы «Живая связь» ориентированы на ключевые векторы: субъектность, коммуникацию и развитие. Развитие является интегральным вектором. В воспитательной системе происходит непрерывное усложнение личностного развития и межличностного взаимодействия. Развитие самой образовательной практики и «Логоса» как целостного педагогического учреждения. В настоящее время выстроена модель воспитательной системы Центра, которая включает в себя: цели и задачи; учебную деятельность; приоритетные направления воспитательного процесса (исследовательская культура, социальная практика, содержательный досуг, здоровьесбережение, методическое и психологическое сопровождение, экспериментальная работа); управление воспитательной системой; партнеров и окружающий социум. Цель: развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству для освоения универсальных учебных действий и достижения личностных результатов.

- создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности в учебном процессе;

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnye-aspekty-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey, http://cdt-raduga2012.ucoz.ru/publ/ehsteticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_sredstvami_khoreografii_v_dopolnitelnom_obrazovanii/1-1-0-18, http://logos.ucoz.ru/publ/metodicheskij_otdel/vospitatelnaja_sistema_centra_dopolnitelnogo_obrazovanija_detej_logos_zhivaja_svjaz/3-1-0-64

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Сухого кашля ребенку домашних условиях

Сухой кашель у далее...

Лечение гриппа детей 4 лет

Лечение гриппа у детей В осенне-весенний период отмечается обострение простудных далее...

Аллергия на соль у ребенка

У кого нибудь была аллергия нп морскую далее...

Популярные статьи