Главная » Воспитание детей



Воспитания детей культуры поведения

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Частью общечеловеческой культуры является культура взаимоотно­шений между людьми. Ребенок с ранних лет вступает во взаимоотноше­ния со взрослыми и сверстниками. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения. Поэтому с ранних лет у детей необходимо воспитывать культуру поведения, которая не ог­раничивается «детским обществом». Поведение - это образ жизни и дей­ствий, формируемый на основе нравственных обычаев, традиций и при­вычек. Привычка - это сложившийся способ поведения, ставший для че­ловека обычным, постоянным.

Ребенок должен с детских лет овладеть нормами этикета. Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя сово­купность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления чело­веческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем обли­ке человека. Понятие «культура поведения» детей дошкольного возраста можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении, различных видах деятель­ности.

В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внеш­няя» и «культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведе­ния, связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура связана с нравственными представлениями, чувствами и поня­тиями детей. Эти два понятия тесно переплетаются между собой. Если мы требуем от детей внешне привычных форм поведения, то это непре­менно влияет на их внутренний мир, и наоборот, поведение ребенка в обществе опосредовано сформированными у него представлениями о нормах и правилах этикета.

Содержание культуры поведения включает в себя три компонента: культура деятельности, культура общения и культурно-гигиенические навыки.

Культура деятельности проявляется у ребенка в различных видах дея­тельности (трудовой, игровой, на занятиях). Сформировать у ребенка куль­туру деятельности - это значит воспитать у него умение содержать в порядке место, где он занимается какой-либо деятельностью.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками с использованием соот­ветствующего словарного запаса и вежливых норм общения. Культура общения включает в себя умение воздерживаться в определенных ситуа­циях, своевременно тормозить свои желания, уважать окружающих.

Культурно-гигиенические навыки — это важная составляющая часть культуры поведения. Это навыки опрятности, аккуратности, умение со­держать в чистоте свое тело и одежду. Необходимость этих правил дик­туется не только нормами чистоты, но и нормами человеческих отноше­ний.

Выделяют следующие особенности формирования культуры поведе­ния у дошкольников:

- следует помнить о том, что дети подражают поведению взрослых, поэтому взрослые должны оценивать свое поведение критически и демонстрировать только положительные образцы поведения;

- формирование культуры поведения у дошкольников может проходить только при непосредственном участии взрослого и его руководстве поведением ребенка;

- необходимо сформировать у ребенка опыт нравственного поведения, в связи с этим следует учитывать тот факт, что у детей наблюдается разрыв между знаниями и опытом. Зная, как нужно поступать, ребе­нок не всегда способен регулировать свое поведение в силу неразви­тости волевых процессов. Привычки поведения формируются не сра­зу, а при постоянном повторении и положительном подкреплении со стороны взрослого;

- для успешного формирования потребности поступать определенным об­разом, необходимо постоянно утверждать общественно значимые моти­вы, побуждающие ребенка к определенному поведению;

- при формировании норм культуры поведения воспитатель постоянно обращает внимание на поддержание положительного эмоционального состояния детей, чтобы отношение к выполняемым ребенком действиям носило эмоционально-положительный характер;

- волевые проявления ребенка для достижения определенного результа­та необходимо постоянно стимулировать положительной оценкой.

При воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста следует соблюдать следующие принципы:

- единство требований в семье и детском саду;

- последовательность и систематичность воспитательных воздействий;

- принцип повторности, то есть постоянные упражнения в положитель­ных привычках поведения;

- требовательность в сочетании с уважением к ребенку;

- создание ситуации успеха.

Методы воспитания культуры поведения: приучение, поощрение, по­каз действий, дидактические игры-инсценировки, объяснение, упражне­ние, поощрение, положительная оценка, разъяснение, этическая беседа, контроль за поведением ребенка.

Таким образом, воспитывая культуру поведения у детей, воспитатель использует всю совокупность методов и средств нравственного воспита­ния.

Воспитание культуры у детей дошкольного возраста

Существует много интерпретаций слова «культура». Чаще всего этим понятием называют нормы поведения и системы мировоззрения, которые приняты в обществе. Кроме того, человеческая культура вмещает в себя продукты творчества и искусства.

Воспитание культуры у детей имеет большое значение, так как без этого невозможно вырастить полноценную, гармонично развитую личность.

Культурное воспитание детей

Культура, как накопленные духовные ценности общества, способна оказать влияние на развитие ребенка. Она дает нравственные ориентиры, формирует художественный вкус человека. Раннее приобщение малыша к культурным ценностям научит его видеть красоту во многих проявлениях. Кроме того, маленькие детки стараются приобщаться ко всем культурным направлениям, которые наблюдают. Это в свою очередь дает большой толчок к развитию их творческих способностей.

Важно не только водить деток в музеи, на выставки, в театры и на концерты. Культурное воспитание детей подразумевает обсуждение с ними всего увиденного и услышанного. Взрослые должны помочь малышу разобраться, какие чувства вызывает у него музыка или чтение книги, что нравится на той или иной картине. Только совместный анализ научит маленького человечка понимать свои чувства, вызываемые произведениями искусства.

Особо стоит отметить важную роль в культурном воспитании детей чтения книг. Современные дети больше интересуются телевидением, компьютером, чем книгами. С этим трудно бороться, да и не совсем нужно. Многие родители используют эти современные средства получения информации для культурного воспитания детей, подбирая им специальные программы, мультфильмы и игры. Однако ученые доказали, что именно книга лучше всего развивает логические и творческие способности ребенка, учит его проявлять фантазию и развивает мышление.

Воспитание культуры поведения у детей

Культура поведения подразумевает следование правилам существования в обществе. Учить таким правилам необходимо буквально с пеленок. Даже малыш способен понять, что необходимо быть опрятным, следить за чистотой и порядком.

Воспитание культуры поведения у детей подразумевает обучение их правилам личной гигиены, поведению за столом, дома и в общественных местах.

Ребенок должен уметь пользоваться столовыми приборами, применять салфетки. Чтобы заинтересовать малыша в таком обучении, нужно позволять ему красиво сервировать стол, помогать убирать после еды. Маленькие дети лучше воспринимают правила, которые подаются им в игровой форме. Можно устраивать обеды для кукол или других игрушек либо проводить чаепития для друзей ребенка.

Детям нужно объяснять, что от их личной чистоты и чистоты окружающих предметов зависит здоровье и самочувствие. Для того чтобы малыш лучше понял эти истины, рекомендуется читать ему сказки, стихотворения на эту тему, показывать мультфильмы.

Дошкольник уже должен самостоятельно выполнять следующие гигиенические мероприятия:

  • мыть руки с мылом перед приемом пищи, после прогулки, игры, туалета;
  • вытирать руки насухо после мытья, пользоваться своим полотенцем, стаканом для полоскания рта, расческой;
  • следить за чистотой одежды и личных вещей, замечать в них неполадки и самостоятельно либо с помощью взрослых устранять их.

Важно научить ребенка правильно вести себя в общественных местах – в транспорте, музее, театре, зоопарке. В первую очередь нужно объяснить ему, что в общественных местах не принято громко разговаривать. Особенно это относится к посещению театров и музеев. Сначала взрослые должны предупредить об этом малыша еще дома, перед посещением таких мест. Затем, при необходимости, следует мягко, тихим голосом напоминать ему об этом в общественных местах. Постепенно ребенок привыкнет к такому правилу.

Воспитание культуры у детей включает и обучение их правильному поведению в музеях и на выставках. Родители должны объяснить чаду, что в этих местах нельзя трогать экспонаты руками, кушать или пить. Чтобы малышу было интересно в таком месте, нужно перед его посещением рассказать о музее или выставке, сформировать потребность увидеть представленные там предметы.

Взрослые должны понимать, что правила поведения ребенку придется объяснять не один раз. Кроме того, важно сформировать у него позитивное отношение к таким правилам. Для этого можно использовать чтение специальных рассказов на данную тему и совместное их обсуждение, а также разные игровые сюжеты.

Воспитание культуры общения

Наверное, многие бывали свидетелями такой ситуации, когда к группке спокойно играющих деток присоединялся другой малыш, и появлялись проблемы. Дети начинали ссориться, бросаться игрушками, обзываться и, как правило, все заканчивалось слезами. А все дело в том, что некоторые малыши не умеют общаться с другими.

Воспитание у детей культуры общения – процесс, важность которого трудно переоценить. Родители должны уделять ему большое внимание с самого раннего возраста ребенка. Правильное общение должно быть основано на доброжелательности и уважении к собеседнику, применении соответствующих слов и словосочетаний.

Необходимо объяснить малышу всю важность культурного общения. Для этого можно использовать правило: «Общайся с людьми так, как ты хочешь, чтобы общались с тобой». Можно привести ребенку пример, как ему было неприятно, когда соседский мальчик взял без спроса его игрушку. Поэтому, если он захочет поиграть понравившейся машинкой или другой игрушкой, нужно вежливо спросить разрешения у ее хозяина.

Обучение словам вежливости также входит в воспитание у детей культуры общения. Даже детки раннего возраста уже должны знать и употреблять такие слова как «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте». Постепенно лексикон малышей должен обогащаться новыми такими словами.

Культурный и воспитанный ребенок – мечта всех родителей. Однако не стоит ожидать, что малыш может быть всегда спокойным, доброжелательным и вежливым, это неестественное состояние для любого человека. Только постоянное воспитание, настойчивость и любовь родителей позволят вырастить культурного члена общества.

Воспитание культуры поведения у дошкольников

Поделиться Воспитание культуры поведения у дошкольников

Период дошкольного детства – самое важное время в жизни малыша. Он познает мир, учится выражать свои мысли, общаться с другими людьми – сверстниками и взрослыми. Если навыки общения, поведения в семье и обществе будут сформированы правильно, то дальнейшая школьная и взрослая жизнь ребенка будет счастливой и успешной.

Именно в детском возрасте закладываются важнейшие общечеловеческие нравственные качества. Если дошколенка не научить нормам социального поведения, не воспитать уважение к другому человеку, скромность, сдержанность, то исправить воспитательные огрехи будет просто невозможно. Именно поэтому воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста – самая важная задача, решать которую родители должны совместно с педагогами дошкольных учреждений.

Поведение в быту

Элементарные навыки культуры поведения в быту родители формируют довольно просто. Чистые руки и лицо, опрятная одежда, прибранная постель не вызывают вопросов. Со временем список становится больше. Так, к пяти годам должны быть полностью сформированы и другие навыки:

  • убирать за собой игрушки, книги и другие предметы, которые использовались во время игры или творческого занятия;
  • беречь книжки, игрушки, вещи;
  • ухаживать за одеждой и обувью: вытирать ножки после прогулки, аккуратно ставить обувь в прихожей, складывать или развешивать одежду;
  • пользоваться всеми формулами вежливости, принятыми между людьми: здороваться, прощаться, знакомиться;
  • пользоваться вилкой и ножом, салфеткой и платком.

Требования, предъявляемые малышу, должны быть систематическими, одинаковыми и дома, и в детском саду. В противном случае надеяться на то, что ребенок вырастет воспитанным сам по себе, по меньшей мере, наивно. Родители должны подавать пример собственным поведением: ребенок копирует значимого взрослого во всех мелочах, ему просто неоткуда брать иной опыт.

Если к родителям пришли гости, ребенок должен знать, как вести себя дома при посторонних. Нельзя перебивать и вмешиваться, привлекать к себе внимание. Но и дичиться тоже не нужно: малыш должен приветливо встретить гостей и заняться своими делами, не мешая взрослым. Эти правила нужно объяснить заранее.

Поведение в общественном месте

Почаще появляйтесь с ребенком в общественных местах. Это научит его правильному поведению на людях и в дальнейшем не приведет к проблемам со школьными учителями. Прежде чем отправиться в театр или кино, поговорите с малышом о том, куда вы идете и как нужно себя вести.

Ребенок должен усвоить, почему в театр нужно одеваться особенно тщательно, а в кино можно отправиться в опрятной, но демократичной одежде. Важно объяснить, почему в театральном зале нельзя кушать, пить, разговаривать во время представления, а в кинозал пускают с напитками и едой. Театр – это особая атмосфера, и нарушать ее громким разговором, смехом, беготней нельзя. От ребенка нужно требовать сдержанного, спокойного поведения, доброжелательности к окружающим.

Посещение музея – прекрасная возможность поднять не только общеобразовательный, но и культурный уровень малыша. Ему нужно заранее рассказать об экспозиции, заинтересовать, а затем объяснить правила поведения: нельзя трогать предметы и картины, приходить на выставку с едой, громко разговаривать. Показывать пальцем, бегать по залу. Ребенок должен научиться уважать и других людей, и их труд.

Особый разговор – поведение в транспорте. Ребенок к пяти-шести годам вполне может постоять, он достаточно силен. Он должен не только уступать место пожилым людям, но и соблюдать другие требования к поведению в общественном транспорте: не залезать грязными ногами на сиденье, не привлекать к себе внимание громкими звуками или развязным поведением.

Общение с другими людьми

Чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни, его нужно научить правилам общения. Главные качества, которые нужно сформировать независимо от темперамента и характера – это доброжелательность, вежливость, умение делиться, дружить, то есть брать на себя ответственность, выполнять обещания, помогать и сочувствовать.

Знание этикета не должно быть формальным. Его нужно подкреплять практическими действиями, формировать в игре, ежедневном общении со взрослыми и сверстниками, выполнении поручений и обязанностей. Дошколенок должен не только уметь, но и без напоминаний помогать другому ребенку, знать элементарные правила приличия (пропустить девочку, подать руку женщине, не хлопать дверью общего подъезда).

Способы воспитания культуры поведения

Воспитание у детей культуры поведения включает как беседы о принятых в обществе правилах, так и практическое формирование и закрепление соответствующих навыков. Единственный доступный способ для маленького человека – это игра. Именно поэтому воспитание должно быть не авторитарно-поучающим, а игровым:

  • обсуждение сюжетных картинок (заодно пополняем активный словарный запас);
  • театрализованные сценки с использованием игрушек либо «актерской игры» самого малыша;
  • сюжетно-ролевая игра по придуманной истории: «Пятиминутка хороших дел», «Я хороший человек», «Лучшие слова для друга (мамы, няни т.п.);
  • заучивание стихотворений на нравственные темы.

Должна быть правильной, строго последовательной и нескучной организация бытовых дел. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, испытывал только позитивные эмоции, несмотря на многочисленные запреты. Это очень важно, хотя слово «нельзя» должно использоваться обязательно.

Психологи рекомендуют одновременно с запретом давать разрешение, то есть показывать и рассказывать, что можно взамен «нельзя». Так энергия поступка и общения будет направлена в позитивное, конструктивное русло, а воспитание счастливого, культурного и развитого малыша будет радостным и эффективным.

Видео -культура поведения

Поделиться Воспитание культуры поведения у дошкольников

Полезный материал Родители грудничков, прекрасно знают как сложно порой померить температуру ребенку в необходимый момент времени. Умный термометр прекрасно справляется с этой задачей. Подробнее можно прочесть здесь

Источники: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26345-vospitanie-kultury-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html, http://www.wjtoday.ru/vospitanie-kultury-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/, http://rearchildren.ru/kultura/vospitanie-kultury-povedenija-u-detej/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Методики диагностики личности ребенка

/ Психодиагностика / 39. методики диагностики личностного далее...

Противовирусный сироп для детей орвирем

Орвирем Наименование: Орвирем (Orvirem) Фармакологическое действие: далее...

Вазелиновое масло применение при запорах у детей

Вазелиновое масло при запорах Запор является актуальной проблемой. далее...

Популярные статьи